Социальные институты как участники воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты как участники воспитания



Прямое и косвенное воспитательное влияние на школьников оказывают общественные институты: средства массовой инфор­мации, учреждения науки, культуры, производственно-техниче­ские и бытовые предприятия, театры, музеи, общественные организации, неформальные объединения, специальные органи­зации и учреждения для работы с подростками вне школы. Принципиальный педагогический подход к этим социальным институтам состоит в том, чтобы оптимально использовать их для развития, обучения, воспитания детей и молодежи вне школы. Педагоги школы в настоящее время не являются единственным

источником информации и субъектом воспитания, поэтому они должны знать педагогический потенциал окружающей среды и использовать его для достижения целей воспитания.

Внешкольные учреждения для детей и подростков включают дома детского творчества, станции юных техников, туристов, музыкальные, художественные школы, центры досуга, детские клубы, спортивные школы и пр. Многие из них, согласно Закону РФ об образовании, выполняют функции «учреждений дополни­тельного образования» и имеют связь со школами. Они имеют свои программы, средства, методы и формы работы, наряду с общеобразовательными школами они являются источником раз­вития детей.

В современной цивилизации имеются общественные органи­зации и неформальные объединения подростков, участие в них является сильным средством воспитания, формирования взгля­дов, ценностей, поведения, средством социализации молодежи. До эпохи реформ эти функции выполняли отчасти пионерская и комсомольская организации. Теперь объединений детей такого масштаба нет, но имеется ряд движений и организаций: скауты, экологические, религиозные, политические объединения. Хотя деятельность организационных структур общественных движе­ний в образовательных учреждениях по Закону не допускается, в компетенцию образовательного учреждения входит регулиро­вание в нем «деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законом». Это означа­ет, что педагоги школы могут и должны способствовать развитию детских и молодежных движений для решения своих воспита­тельных задач.

Наряду с организованными существуют свободные объединения молодежи по интересам. Они получили название «неформальные объединения», определяются как самодеятельные, самоуправляю­щиеся объединения и являются одной из форм проявления молодеж­ной субкультуры. В них подростки получают возможность свободного общения и самовыражения, удовлетворения интересов, проявления самостоятельности, независимого от взрослых поведения. Группы и их действия могут иметь характер эпидемии, массового увлечения, могут быть разные по характеру связей и направлению деятельности. Цели, содержание их деятельности могут быть социально одобряе­мыми, индифферентными и антисоциальными. Соответственно, например: природоохранительные или коммунарские отряды, клу­бы самодеятельной песни; автостопники, хиппи; фашисты, ста-

линисты. Поскольку они оказывают очень сильное влияние на своих членов, детей школьного возраста, учителя должны знать их, контактировать с ними, снимать их отрицательное воздейст­вие и использовать их в управляемом педагогическом процессе.

Для внешкольной работы с подростками в стране имеются социальные педагоги (специальность официально введена в 1990 году). Это педагоги, работающие в среде проживания детей, их родителей и окружения. Объектом внимания социального педа­гога являются в первую очередь дети из группы риска, с откло­няющимся поведением. Его задача — оказать помощь трудным подросткам и направить их к социально одобряемому образу жизни и поведению.

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определения или характеристику понятий: класс­ный руководитель, система работы классного руководителя, фор­мы работы школы с родителями, педагогическое просвещение родителей, внешкольные учреждения для детей, неформальные объединения молодежи, социальный педагог. См. тексты 8.2.

2. Составьте перечень организованных и неорганизованных источников влияния на подростков в вашем регионе, микрорайоне.

3. Обсудите с коллегами возможности школы в сотрудниче­стве с внешкольными источниками воспитания и развития детей в вашем микрорайоне.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ДИДАКТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.174.157 (0.005 с.)