Директор и коллегиальное управление школой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Директор и коллегиальное управление школой



Школа является образовательным учреждением, и по закону ее деятельностью управляет совет образовательного учреждения (Совет школы). Деятельность совета и школы определяется уста­вом школы. Непосредственное управление школой осуществляет директор школы, который может быть нанят, избран или назна­чен. Основная функция директора — организация, регулирова­ние и контроль учебно-воспитательного процесса, деятельности педагогического коллектива. Конкретные направления работы по руководству выполняют заместители директора по учебной, воспитательной работе и др.

Управленческие функции выполняют и коллегиальные орга­ны. К ним относится педагогический совет, куда входят все педагогические работники школы. Педагогический совет решает вопросы обучения и воспитания школьников, их аттестации, руководит вместе с заведующим учебной частью методической работой.

В Совет школы входят учителя, родители и представители общественности. По рекомендации Министерства образования туда вводят учеников, но это не везде бывает, равно как и сам совет школы. Этот орган управления находится в современной российской школе в стадии становления. Его основное назначе­ние — обеспечить представительство общественности, жителей в лице родителей в первую очередь, нуждающихся в образователь­ных услугах и имеющих право принимать участие в управлении школой. С этих же позиций предоставляется членство в совете школы и ученикам.

Учитель

Учитель — специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в общеобразовательных школах различного типа. Преподавателем называют такого же специалиста в учили­ще и профессиональной школе. Того и другого называют также педагогом. Профессиональные функции учителя школы — обу­чение, воспитание, научно-методическая и социально-педагоги­ческая работа. Учитель школы, специалист по преподаванию, как правило, одного предмета, является обычно классным руко­водителем (см. текст 8.2.1),

Для выполнения своих функций учитель должен быть про­фессионально подготовлен в соответствии с государственными стандартами. В самых общих чертах стандартные требования к учителю имеются в квалификационной характеристике — доку­менте на каждую специальность. Требования к учителю описаны также в ведомственной и научной литературе.

Учитель должен иметь знания по своему предмету, по психо­логии, педагогике, философии и ряду общеобразовательных дис­циплин.

Учитель должен владеть психолого-педагогическими, методиче­скими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепеда­гогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные.

Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, со­циально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педа­гогических способностей и профессионально значимых личностных качеств. К последним относятся навыки общения, педагогический такт, интуиция, эмпатия, эмоциональная уравновешенность, педа­гогическая техника.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гумани­тарная позиция: толерантность, эмпатическая способность по­нимать ребенка, умение видеть ситуацию глазами ребенка, родителей и умение стимулировать саморазвитие школьника. Вместе с тем не стоит забывать о ведущей роли учителя, который осуществляет педагогическое руководство формированием лич­ности, то есть определяет содержание и средства, весь характер воспитания.

Профессиональная подготовка, самоподготовка и повышение квалификации учителя ориентированы на стандарты педагоги­ческого образования, которые отражены в содержании психоло­го-педагогических курсов, в том числе в этом пособии.

Ученик

Учащиеся по Закону РФ об образовании обладают многими правами: правом на выбор образовательного учреждения, форм получения образования, на льготы и материальную помощь, на лечение и обучение в образовательном учреждении коррекционного характера. Подростки с девиантным поведением, достигшие 11 лет, могут быть направлены по суду в специальные учебно-воспитатель­ные учреждения для медицинской и социальной реабилитации, образования. По Закону создаются образовательные учреждения и для одаренных детей с выдающимися способностями.

Характеризуя организационно-правовые аспекты жизни уча­щихся, следует учесть социально-экономическую и социокультурную ситуацию, в которой находятся в настоящее время школьники. Ситуацию определяют, с одной стороны, экономические трудности и финансово-материальное состояние большого числа семей, а также образовательных учреждений и учителей. Это отражается на качестве жизни, обеспечении необходимых средств и условий для воспитания в семье и школе.

С другой стороны, изменения в стране вызвали фактический отказ образовательных учреждений, системы образования и всего общества от целенаправленных воспитательных воздействий на детей, имеется явный дефицит воспитательной работы на всех уровнях. Это особенно пагубно в то время, когда культура постмо­дернизма, средства массовой информации, гласные и негласные установки общества сняли все моральные ограничения и прин­ципом жизни сделали простое: обогащайся и получай наслажде­ние. Растлевающее влияние примитивного миропонимания сказывается прежде всего на детях. Стремительно растет число школьников, употребляющих наркотики, алкоголь, распростра­няется подростковая преступность, агрессия и другие социальные беды молодежи. Именно поэтому нужны ответственные взрослые, продуманная педагогическая работа с детьми как в образователь­ных учреждениях, так и в открытой социальной среде, в «неор­ганизованной» жизни.

Для разумного руководства развитием учащихся школа как государственное учреждение должна иметь обоснованную кон­цепцию воспитания и образования детей. В настоящее время ее нет. Если основой, этой концепции является ориентация на уче­ника, то требуется пересмотр всех компонентов системы образо­вания: целей, содержания, методов и форм обучения, итогового контроля и приема в ВУЗы.

Методическая работа в школе

Методическая работа в школе — это деятельность администрации и учителей по совершенствованию педагогического мастерства препо­давателей. Основные ее задачи состоят в углублении теоретической подготовки и профессионального мастерства учителей. Индивидуаль­ная методическая работа является частью самообразования учителя. Коллективную методическую работу возглавляет педсовет, завуч и проводят методические объединения (комиссии, секции) учителей по предметам и секция классных руководителей. Руководит работой предметной методической комиссии опытный учитель.

Содержанием работы МО являются в основном вопросы ме­тодики преподавания предмета, планирование курса и изучение отдельных тем, использование новых технологий, методов, средств, форм обучения, изучение передового опыта, вопросы проверки, качества знаний, формирования умений учащихся.

В практике сложились такие формы методической работы:

посещение и анализ уроков, обсуждение новинок литературы-, конференции, подготовка и обсуждение докладов, обмен опытом, коллективная и индивидуальная разработка тематических пла­нов, рекомендаций. Методическая работа является одним из путей профессионального роста учителя, дает возможность твор­ческой деятельности, научных исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.83.121 (0.007 с.)