Классный руководитель в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классный руководитель в школе



Все педагогические работники школы выполняют воспита­тельные функции. Классный руководитель (КР) — непосредст­венный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

функции КР: воспитательная — формирование личности и коллектива; организаторская — проведение работы по всем пе­дагогическим аспектам; координирующая — установление взаи­модействия между всеми участниками воспитательного процесса;

административная — ведение личных дел учащихся и других документов.

К функциональным обязанностям КР относятся: всесторон­нее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем профессионального само­определения, взаимодействие с родителями и помощь им в вос­питании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Система работы КР понимается как совокупность должност­ных и профессиональных обязанностей и включает в себя следу­ющие основные компоненты.

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демог­рафических, медицинских, психологических, педагогических дан­ных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные осо­бенности).

2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определен­ного периода обучения и индивидуальных.

3. Планирование воспитательной работы — составление пла­на, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. Клас­сный час — время в расписании уроков для проведения работы с классом.

5. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи.

В своей работе КР использует общие методы и формы воспи­тания: беседы, дискуссии, игры и пр. Эффективность работы КР оценивается по уровню воспитанности учащихся, их моральным качествам, поведению. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформирова­нию, которое проводится без научных обоснований, эмпириче­ским путем.

 

Семья и школа

Согласно концепции общественного воспитания, принятой в 20-е годы в СССР, главным воспитателем является школа, в отличие от западных стран, где главная воспитательная функция принадлежит семье. Однако и в России семья как социальный институт выполняет свои воспитательные функции. Поэтому существуют известные теоретические и методические знания о семье как воспитательной единице, о взаимодействии семьи и школы в. воспитании детей.

Имеются глубокие работы о семейном воспитании и связи семьи и школы у А. Макаренко, Н. Крупской, В.А. Сухомлинского и др. Основные их положения таковы. Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей, вплоть до юридической. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, исполнении обязанностей члена семьи. Родители обязаны обеспечить условия для развития ре­бенка, заниматься воспитанием детей (умственным, физическим,

нравственным и др.), правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей со школой и другими учрежде­ниями.

Задачи школы в работе с родителями: привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми, помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение роди­телей. Для решения этих задач используются следующие средства и формы: привлечение родителей в качестве ведущих кружки и секции, включение родителей в состав Совета школы и родитель­ских комитетов, оказание материальной помощи родителям через муниципальные и другие органы, групповое и индивидуальное консультирование родителей, посещение семьи школьника, от­крытые уроки для родителей, родительские собрания, совмест­ные педагогические советы, лектории.

Во всем мире родителей учат быть воспитателями. В США и Европе это делают в основном специальные работники, чаще всего психологи. В России обучение родителей входит в обязан­ности учителей, классных руководителей. Школьная админист­рация организует выступления врачей, психологов и других специалистов. Учителя также должны выступать с лекциями, беседами по вопросам воспитания и развития детей, проводить конференции, семинары, дискуссии с целью обучения родителей. Это требует специальных знаний, профессиональных умений, определенных психосоциальных качеств. Следует признать, что учителя без специальной подготовки не могут делать это эффек­тивно. Поэтому целесообразно готовить специалистов по работе с родителями по примеру западных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.0.155 (0.005 с.)