Средства преодоления неуспеваемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства преодоления неуспеваемости



Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных мето­дов и форм обучения, новых педагогических технологий, про­блемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимиза­ции учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика — систематический конт­роль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются методы диагностики: беседы учите­ля с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допу­щенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический конси­лиум — совет учителей по анализу и решению дидактических, педагогических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, на Западе группы выравнивания. Преимущества последних в том, что

занятия в них проводятся по результатам серьезной диагности­ки, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспита­тельная работа, которая включает и работу с семьей школьника, она является частью социально-педагогической, психологической работы с трудными учащимися.

Задания на усвоение и проверку

1. Допишите предложения.

Контроль знаний имеет такие виды: текущий,...,.... К методам контроля относятся наблюдение,...,..., дидак­тические..., метод... работ. См. текст 16.1.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактиче­ский тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запу­щенность. См. текст 16.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспе­ваемости: — педагогическая профилактика,

— педагогическая терапия,

—........................... См. текст 16.2.3.

Слова для вставки: периодический, итоговый; устный, пись­менный контроль, тесты, практических; педагогическая диагно­стика, воспитательное воздействие.

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

17. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

17.1. Принципы образовательной политики

Под системой образования понимается совокупность образо­вательных программ и стандартов, сеть образовательных учреж­дений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-эконо­мическим, политическим строем, культурно-историческими, на­циональными особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В насто­ящее время в РФ действуют такие принципы:

• гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

• единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

общедоступность образования и адаптивность системы обра­зования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учрежде­ниях;

свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учрежде­ний. См. Закон РФ об образовании, ст.2.

Эти принципы определяют основные направления, приори­теты образовательной политики и, следовательно, характер обра­зования и учебных учреждений в стране.

17.2. Образовательные учреждения

Образовательным называется учреждение, которое ведет учебно-воспитатательный процесс по определенной образователь­ной программе (о программе см. текст 10.3.2). Существуют следующие типы образовательных учреждений.

Дошкольное: ясли, детский сад.

Общеобразовательное, со ступенями (начальное, основное, среднее общее): школы, лицеи, гимназии и пр.

Профессиональное (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.

Специальные (коррекционные) для обучения детей с откло­нениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.

Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.

Другие учреждения: курсы, институты повышения квалифи­кации, переподготовки и пр.

По организационно-правовым формам образовательные учреж­дения могут быть государственными, муниципальными, негосудар­ственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Граждане могут использовать разные формы получения об­разования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат.

17.3. Органы управления образованием

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая сту­пень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление — процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирова­ния и контроля за деятельностью образовательных служб. Важ­нейшими функциями федеральных органов являются разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и атте­стация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Напомним, что государственные образовательные стандарты — это обязательный минимум содержания каждой

основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.

Кроме того, органы управления руководят выпуском учебни­ков, учебных пособий и средств, организуют подготовку и перепод­готовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.007 с.)