Зарубежные модели воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежные модели воспитания



В странах Европы и в США имеется значительное разнообра­зие теорий и подходов к воспитанию. Анализ позволяет объеди­нитьих в две большие группы. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технологической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщающее название гуманистическая школа. В общем воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоа­нализ и бихевиоризм являются психологической основой большин­ства воспитательных концепций Запада.

Бихевиоризм понимает воспитание как модификацию пове­дения, как выработку поведенческих реакций. Воспитывать значит формировать поведенческие навыки, соответствующие ролевым ожиданиям. Поэтому в моделях воспитания на этой основе разра­батываются четкие цели воспитания, учебные курсы, назначенные для формирования определенных качеств учащихся, а также система внеурочной деятельности. Несомненно, формирование навыков поведения необходимо, однако при таком подходе есть опасность получить функционера, потребителя массовой культуры, у которого не развита собственная внутренняя мотивация поведе­ния.

Гуманистическая, либерально-демократическая педагогика критикует модификационный подход именно за игнорирование внутреннего мира, за манипулирование личностью и выдвигает другие идеи. Задача школы, согласно гуманистической концеп­ции, — дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как открытие «Я», как процесс самоактуализации. Такой подход к вос­питанию реализуется в процессе обучения (см. ниже) и во внеуроч­ных занятиях с применением ролевых игр, анализом ситуаций и других методов. Ценность гуманистического подхода, конечно, во внимании к развитию способностей и своеобразия личности. Недостатком этой модели можно считать ослабление целенап-

равленного воздействия, возникает опасность формирования лю­дей с приглушенным чувством Ответственности, социальных связей. Неслучайно, многие педагоги Запада, избегая крайно­стей технологизма и гуманизма, основывают воспитание на рели­гиозной философии и морали. Своеобразный подход к воспитанию представляет Вальдорфская школа, философской основой которой является духовная наука и антропософия Р. Штайнера.

Несмотря на внешние различия, можно заметить, что в отечественной педагогике коммунистическая модель воспитания сопоставима с авторитарными теориями Запада. А современной российской системе воспитания близки подходы гуманистиче­ской педагогики.

Задания на усвоение и проверку

1. Раскройте сущность процесса воспитания через описание следующих понятий: интерироризация, организация развиваю­щей деятельности, взаимодействие воспитателя и учеников, фак­торы воспитания.

2. Вставьте недостающее.

Цикл педагогической деятельности:

диагностика воспитанности...... воспитательного процесса организация...

 

См.текст 5.1

3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов:

связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр.

4. Продолжите фразы.

Результативный критерий оценки воспитания состоит в том...

Процессуальный критерий оценки воспитания означает...

5. Назовите основные характеристики современной россий­ской концепции воспитания по цели, содержанию, методам и формам. В чем ее отличие от коммунистического воспитания в недавнем прошлом русской школы?

6. Охарактеризуйте зарубежные подходы к воспитанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.004 с.)