Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как целенаправленный процесс 5. 1. Сущность процесса воспитания

Поиск

Воспитательный процесс в средней школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обуче­ние и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более слож­ным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспита­ния состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план лично­сти, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознатель­но организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, цен­ностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избе­гать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятель­ности детей, результат действий педагога выражается в качествен­ных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную

отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия:

взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педа­гогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер:

на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегри­ровать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино — сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процес­сом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания шко­лы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания раскрывается как последовательное ре­шение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:

диагностика (изучение) воспитанников и определение задач

воспитания;

проектирование, планирование воспитательной деятельности

(разработка содержания, методов, форм);

организация педагогического взаимодействия (реализация

планов);

проверка, оценка результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Принципы воспитания

Как было сказано, принципы воспитания — это общие тре­бования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и про-

ведению воспитательной работы. В них отражается представле­ние о сущности воспитания, поскольку принципы формулируют­ся на основе закономерностей педагогических процессов (см. текст 3.4).

Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рас­сматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы от каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.

Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представле­ние о теории и практике этого процесса.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответ­ствии с требованиями общества, перспективой его развития, отве­чать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует опре­деления целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью вос­питания является помощь личности во всестороннем развитии, про­фессиональном и жизненном самоопределении (текст 2.4).

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями:

разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех ком­понентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех фак­торов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирает­ся на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание

состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

В советский период педагогика выделяла принцип воспита­ния в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной дея­тельностью детей понимать широко, в том числе как организа­цию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических систе­мах большинства стран (см. текст 7.4).

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отно­шения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отно­шения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологиче­ский климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитатель­ных, образовательных задач и проявлять высокую требователь­ность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положитель­ные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учи­теля, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он пред­полагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность (см. текст 8.1). Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенно­стей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспи­танниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влия­нием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспи­тания тесно связаны между собой, отражают целостное представ­ление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принци­пов и их роль в практике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.013 с.)