Активные и интенсивные методы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активные и интенсивные методы обучения



В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обуча­емого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятель­ных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.

Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название «активных» (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творче­ский, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обу­чение по алгоритму и др.

Термин «интенсивные методы обучения» (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными однора­зовыми сеансами и с использованием активных методов. Акти­визация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике. Болгарский ученый Г. Лозанов создал направление в педагогике — сугтестопедию — обуче­ние посредством внушения, использования скрытых возможностей обучаемых. Эти методы пока мало разработаны в дидактике средней школы. Ниже описаны некоторые из них.

Метод дидактических игр

Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и вос­питание. Сущность обучающей игры — моделирование и имита­ция. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реаль­ные действия.

Эта разновидность игр называется имитационными играми (в науке, в производстве и высшей школе — деловыми). Например, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и дру­гими объектами. Требуется обосновать размещение новых про-

мышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра «Пруд» — диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.

Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу;

игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мо­тивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Огра­ничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные сорев­новательные игры (КВН и пр.). Вот примеры некоторых. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-КОНКУРС

«Аукцион знаний» проходит в школе № 825 г. Москвы. Урок повторения темы проводится как аукцион. Например, в 7 кл. по теме «Киевская Русь периода феодализма». Сюжет: с аукциона «продают» шапку Мономаха, погребальную маску Святослава, русскую избу и другое (копии, сделанные ученика­ми). «Покупает» тот, кто больше и глубже знает о предмете продажи. «Торг» ведут группы учащихся по 5—б человек, кото­рые готовятся, глубоко изучая тему. Каждый член группы узна­ет об 1—2 предметах, обмениваясь знаниями с другими, чтобы происходило взаимообогащение и сотрудничество. Аукцион ве­дет учитель, ему помогают старшеклассники как эксперты. Ре­зультаты: интерес к познавательной деятельности, ее активизация, умение самостоятельно учиться, сотрудничать в ходе учебы.

ТВОРЧЕСКАЯ УЧЕБА

Творческая учеба (ТУ) в школе № 825 г. Москвы: регуляр­ные воскресные встречи по «коммунарской методике» проведе­ния коллективного творческого дела (КТД). Встреча состоит из двух частей, познавательной и творческой. Первая часть — встреча с интересными людьми, познавательные рассказы в ка­кой-либо области. Вторая часть — КТД, познавательная игра. Например, «защита» времени года (1—4 кл.). Ученики делятся на разновозрастные отряды, равные по силам и «защищают» свое время года: стихи, рассказы, сцены и т.п.

«День веселых друзей». Игра-путешествие в страну веселых друзей, заседание клуба почемучек, веселые старты (1—3 кл.). Путешествие в Читай-город (1—3 кл.). Азбука человеческих знаний (4—5 кл.). Заседание ученого совета (старшеклассники) на тему «Наука и молодежь».

Результаты: развитие интереса к знаниям, формирование умений добывать знания, воспитание коллективизма и пр.

Обучение по алгоритму

Использование алгоритма можно считать методом обучения в рамках программирования. Алгоритм в педагогике понимает­ся как указание по выполнению строго последовательных опера­ций с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне. Пример. Алгоритм действий по рас­познаванию видов простых предложений. При анализе предло­жений ученик должен последовательно отвечать на вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.004 с.)