Современная отечественная концепция воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная отечественная концепция воспитания



Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, со­держание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употреб­ляется термин «модель».

В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы, например, вальдорфская педагогика, и др. Все они более или менее ради­кально сменяют коммунистическое воспитание.

Система коммунистического воспитания создавалась с 1918 года В. Лениным, Н. Крупской, А. Луначарским, А. Макаренко и другими. Она была государственной системой в Советском Союзе до начала 90-х годов. Целью коммунистического воспита­ния было формирование всесторонне и гармонично развитой личности, гражданина-коллективиста, личности социалистиче­ского типа, обладающей преданностью идеалам коммунизма, политической активностью, патриотизмом и интернационализ­мом, коммунистическим отношением к труду.

Воспитание базировалось на принципах: коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством, воспитанием в труде, в кол­лективе и через коллектив, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самоде­ятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочета­нии с разумной требовательностью, опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, преемст­венности и систематичности педагогического воздействия, единства педагогических требований школы, семьи и общественности. Сис­тема этих принципов реализовывалась во всех сторонах воспитания в школе. Она определяла содержание воспитания: идейно-полити­ческое, нравственное, трудовое, правовое и т.д. Средства воспита­ния составляли система воспитательной работы в школе, учебные и трудовые коллективы, коллективная трудовая и общественная деятельность и пр.

Оценивая концепцию, можно сказать, что политический аппарат КПСС через систему воспитания осуществлял идеологиче­скую обработку населения, навязывание единых официальных взглядов, что коллектив превращался в средство подавления лич­ности, формировал конформистов, что цель и содержание воспи­тания формулировались надличностно, с позиций государства и производства, а не личности и что использовались преимущест­венно авторитарные методы воспитания.

Жесткая идеологизированная система воспитания не отража­ет, однако, богатство опыта и объективных открытий советской психологии и педагогики. Культурно-историческая школа С.Л. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, коллек­тивистское воспитание А. Макаренко, гуманистическая педаго­гика В.А. Сухомлинского и опыт педагогов-новаторов 60—80-х годов являются вкладом в мировую науку и сохраняют свое значение для современной российской школы.

Основные элементы современной государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источ­никах. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование самораз­вития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жиз­ненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, культуру общения, интел­лектуальную, нравственную, художественную, физическую, эконо­мическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.

Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры до­суга, общественные движения, самодеятельные организации).

Авторы концепции, не отвергая в основном традиционные для советской школы принципы воспитания, делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и раз­вития интересов («Вестник образования», 1991, 8).

Оценка концепции. Основные отличия этой модели от комму­нистического воспитания таковы: деидеологизация воспитания — освобождение от марксистской идеологии и политического давле­ния на личность; демократизация, личностная ориентация воспита­ния — определение целей, содержания, методов от потребностей

учащихся и в их интересах, а не в интересах государства. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающей­ся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.003 с.)