Традиционная дидактическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная дидактическая система



Ее связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, живущую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, поня­тий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь поря­док в учебном заведении должны формировать, по его выраже­нию, морально сильную личность.

Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, при-

менение — рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочи­вала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональ­ную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учеб­ных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Однако к началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторван­ность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность учени­ка. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Педоцентристская дидактика

Ее называют также прогрессивистской, обучением через де­лание и связывают с именем американского педагога Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умст­венных способностей, разнообразных умений детей.

Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельно­сти. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследова­тельское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует раз­витию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолюти­зации такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятель­ности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэконом­но: большие затраты времени.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской кон­цепциях заставляет искать пути их решения.

9.2.3. Современная дидактическая система (общий взгляд)

единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве походов предусматривают не только формирова­ние знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения стро­ится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, орга­низует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской, исследовательской дидактики и используя их достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже.

Задания на усвоение и проверку

1. Выберите правильный ответ.

Предметом общей дидактики являются: а) социальные усло­вия формирования и образования учащихся; б) принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования; в) психологическое развитие личности в процессе обучения; г) теория обучения отдельному предмету.

2. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактику: а) обу­чение сводится к спонтанной деятельности детей; б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность уче­ника; в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся;

г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения; д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности; е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.

Правильные ответы: № 1 — б. № 2 Традиционная — в,е. Педоцентристская — а,г. Современная — б,д.

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.170.227 (0.019 с.)