Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели обучения в средней школе

Поиск

Цели образования — один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа — требований общества к образованию граждан. Однако при постро­ении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.

В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получи­ло название «формальное образование». Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкрет­ных, нужных в жизни знаний. Это имело название «материаль­ное образование».

Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образова­ния конкретизируются в следующих задачах:

обеспечение необходимого уровня усвоения систематизирован­ных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;

• развитие интересов, способностей, мышления, внимания, во­ображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практи­ческих умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпуск­нику школы пополнять знания и совершенствовать себя;

• формирование научного мировоззрения, нравственных, эсте­тических и других качеств;

формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современ­ную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;

формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе элек­тронными.

Таксономия целей обучения

С 50-х годов XX века в дидактике есть тенденция формули­ровать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, ко­торым можно дать объективную количественную и качественную оценку. В таксономии целей обучения, которую разработал амери­канский психолог Б. Блум, выделено три группы целей: познава­тельные, аффективные, психомоторные.

Перечень целей в познавательной группе, имеющей первое значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных уме­ний, выглядит так.

1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, ме­тоды, принципы.

2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, пре­образует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.

3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.

4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, суще­ственные признаки, логику рассуждения.

5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план экспери­мента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.

Вот пример формулировки целей обучения в терминах пове­дения: каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца печатать на машинке под диктовку со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов.

Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения — состояния ученика, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки. Таким образом, цель образования как компонент ПС определяет другие стороны образования, в первую очередь его содержание.

10.3. Содержание образования

10.3.1. Факторы отбора содержания образования

Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, фор­мирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Содержание образования — это система научных знаний, уме­ний и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

В дидактике имеется ряд теорий отбора содержания образо­вания, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Они исходят из определения ряда факторов, детерминирующих содержание образования. К последним относятся следующие.

Социальные, профессиональные, культурные требования об­щества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лич­но-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.

Вторым фактором отбора содержания образования является степень его удовлетворения принципу научности (соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, техни­ке), а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов.

Третий фактор — содержание образования должно соответ­ствовать психологическим возможностям и развитию школьни­ков на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.

Четвертым фактором являются потребности личности в об­разовании. Не только общество выдвигает требования к образо­ванию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные по­требности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ об образовании). Функции государства состоят в том, чтобы обеспе­чить образование, соответствующее государственным стандар-

там в образовании — обязательному минимальному объему зна­ний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст.9, п. 6).

Образовательные программы

Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня и направления. По направле­нию имеется общее и профессиональное образование. Общее образование имеет уровни: дошкольная подготовка, начальная школа, основное общее образование (неполная средняя школа), полное среднее общее образование.

Образовательная задача начальной школы — обучение чте­нию, письму, счету и умению учиться, неполной средней школы — формирование знаний по основам наук, полной средней школы — углубление знаний, формирование знаний в соответствии с интере­сами, способностями, подготовка к профессиональному самоопре­делению. Этими задачами обуславливается отбор и совокупность предметов в общеобразовательной школе.

Профессиональное образование имеет целью дать знания и умения в какой-либо профессиональной области, деятельности, обеспечить подготовку специалиста соответствующей квалифи­кации. Его содержание составляют специальные дисциплины, хотя имеются среди них и общеобразовательные. По уровню профессиональное образование делится на начальное, среднее, высшее и послевузовское.

10.3.3. Содержание общего среднего образования

Содержание образования отражено в ряде документов, учеб­никах, учебных и методических пособиях. Учебный план обще­образовательной школы — это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обуче­ния и количество часов на каждый предмет. Государственные органы разрабатывают варианты учебных планов, в которых имеются федеральный, региональный и школьный компоненты. Первые два в компетенции государства и регионов; школьный компонент — учебные дисциплины, назначаемые школой. Закон об образовании дает школам право делать индивидуальные учеб­ные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Как правило, все учебные планы школ России в настоящее время предусматривают дифференци-

рованное обучение с 10-го или ранее класса. Это означает нали­чие обязательных для всех предметов и углубленное изучение ряда предметов, которые выражают некоторую специализацию по направлению: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору, факультативных, хотя они мало распространены. Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического пла­на, поскольку это впрямую влияет на развитие личности и полноту образования.

Учебная программа — документ, характеризующий отдель­ный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы.

Имеется три принципа расположения материала в програм­ме: линейный, концентрический и спиральный. При линейной структуре части материала расположены последовательно. В концентрической программе отдельные темы или разделы изу­чаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения. Спиральные программы сочетают после­довательность и цикличность.

Учебный предмет — это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для до­стижения образовательных целей. Предметы объединяются в циклы: естественно-математический, гуманитарный, художест­венный, производственно-трудовой, физкультурно-оздоровительный. Каждая группа предметов имеет свои функции и роль в достижении образовательных целей.

Важен вопрос об объеме часов на каждую группу. В учебных планах социалистических стран еще недавно объем естественно-математических дисциплин был значительно больше, чем в стра­нах Запада и соответственно меньше часов на другие циклы. Согласно новым учебным планам в настоящее время в России соотношение объема часов по циклам предметов приближается к западным стандартам. Однако есть опасность потерять глубину подготовки учащихся по основам фундаментальных наук: мате­матике, физике, химии, биологии.

Важной проблемой в дидактике является также вопрос о связях между предметами. Считается, что предметная система преподавания не дает в сознании учащихся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика реко­мендует учителю устанавливать межпредметные связи — видеть общие темы, сквозные, фундаментальные проблемы в разных учебных дисциплинах и строить обучение с опорой на комплекс предметов. Для этого есть также рекомендация делать интегративные курсы — учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных отраслей.

Содержание образования любых курсов подробно представ­лено в школьных учебниках.

Учебники

Учебник — это учебная книга, отражающая подробно содер­жание образования, учебную информацию, подлежащую усвое­нию. Вместе с тем учебник надо рассматривать не только как носитель информации, но как средство обучения. Выделяется несколько функций учебника. Основная из них — информаци­онная. Учебник представляет информацию не только в виде текста, но и в фотографиях, рисунках, схемах.

Вторая не менее важная функция учебника — обучающая. С помощью учебника происходит управление познавательными действиями ученика. В учебниках и учебных пособиях даны задания, вопросы, упражнения, что должно обеспечить процесс усвоения. Именно поэтому ученые трактуют учебник как инфор­мационную модель обучения, как своеобразный сценарий учеб­ного процесса, который отражает теорию и методику процесса обучения. С этих позиций в учебнике должны быть отражены цели обучения, описано его содержание, определена система познавательных действий с материалом, формы обучения и спо­собы контроля. Однако современные учебники в основном толь­ко дают учебную информацию и не показывают, как с ней работать, предоставляя это определить учителю или ученику.

Дидактика выделяет еще ряд функций учебника: мотивационную, контрольную, самообразовательную и др.

Задания на усвоение и проверку

1. Выпишите из текста № 10 основные понятия и факторы отбора содержания образования.

2. Постройте из них логическую схему, которую начните так:

3. Обсудите с коллегами проблему дифференциации содержа­ния образования.

4. Представьте, что вы с коллегами создаете школу и разра­батываете учебный план... Какой он будет? Сделайте его проект и дайте ему обоснование.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Понятие о процессе обучения

Процесс обучения — это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и орга­низации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание, деятельность учителя, и уче­ние — деятельность учеников.

В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:

ДП = М + Аф + Ау

где ДП — дидактический процесс; М — мотивация учащих­ся к учению; Аф — алгоритм функционирования, учебно-позна­вательная деятельность ученика; Ay — алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением.

Исходя из общих целей образования, процесс обучения име­ет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, пла­нирования задач обучения их следует осознать, выделить.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение — это владение способами приме­нения знаний на практике. Навык — автоматизированное дейст­вие, элемент умения.

Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усво­ения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценно­сти, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации про­цесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принци­па воспитывающего обучения.

Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения про­исходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы лич­ности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специаль­но организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (см. Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.008 с.)