Цели воспитания в мировой практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели воспитания в мировой практике



В истории человеческого общества глобальные цели воспита­ния изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требова­ниями общества к образованию. В мировой практике имеются в настоящее время различные взгляды на цели воспитания, обра­зования.

В США выработана в 20-е годы и сохраняется в измененном виде концепция адаптации личности к жизни, согласно которой школа должна воспитать эффективного работника, ответственно­го гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Школа прививает учащемуся ценности общества. В 80-е годы программа модифицирована и получила название «воспитание в целях выживания». Есть и другие программы.

Гуманистическая (либеральная) педагогика провозглашает целью школы воспитание автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, человека, реализу­ющего свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я». Крайним выра­жением этой позиции является взгляд, по которому школа вообще не должна ставить целей формирования личности. Ее задача — давать информацию и обеспечить право выбора направления само­развития (экзистенциализм). Другие подходы к целям образования на Западе составляют варианты двух названных.

Проблема целей в воспитании состоит в том, что глобальные цели формулируются декларативно, слишком вообще. Это за­трудняет разработку программ и процессов воспитания, а также возможность проверки результатов воспитания. Решение пробле­мы предлагается направлением «педагогическая технология», по которому цели воспитания должны формулироваться в терминах поведения личности (см. ниже).

Цели воспитания в современной российской школе

С 1918 года по 90-е годы в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой лич­ности. Подобная цель имелась в образовании Древней Греции, в Европе эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями

марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая личность — цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. Тем не менее в соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе.

В настоящее время педагогами признается неосуществимость такого идеала воспитания в новых социально-экономических условиях. У специалистов нет, однако, единства в этом. Имеется взгляд, что до 90-х годов цели воспитания определялись от потребностей общества и носили идеологический характер, а теперь надо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей (А.В. Петровский). Поэтому цель вос­питания в самом общем виде формулируется как помощь лично­сти в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ об образовании. Образование служит решению «задач формирова­ния общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9, п.2). Образова­ние, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение лич­ности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обще­стве и направленного на его совершенствование (ст. 14, п. 1,2). Можно сказать, что абстрактно-государственный идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, более прагматическим.

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определение понятий цель воспитания, целеполагание. См. текст 2.1.

2. Назовите ступени в иерархии целей воспитания. См. текст 2.2.

3. Определите в главных словах две позиции по целям школь­ного воспитания, традиционную и либеральную. См. текст 2.3.

4. Сформулируйте разницу в целях воспитания в России до 90-х годов и сейчас, обсудите вопрос-с коллегами, выработайте свою позицию. См. текст 2.4.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.004 с.)