Проверка знаний учащихся 16. 1. Функции, виды и методы контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка знаний учащихся 16. 1. Функции, виды и методы контроля



Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) знаний учащихся. Будучи состав­ной частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения учеников, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задачи. Контроль также должен выявлять уровень развития учеников, сформиро-

ванность заданных личностных качеств. Последнее составляет трудновыполнимую задачу, основная же функция контроля — проверить и оценить знания.

Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодиче­ский и итоговый. Назначение текущего контроля — проверка усвоения и оценка результатов каждого урока. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по большому разделу. Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, пись­менная проверка, дидактические тесты, практическая работа.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процес­се ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

Устный контроль, как правило, состоит в ответах учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах. На уроках применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос. Опытные учителя владе­ют разнообразными техниками опроса, применяя карточки, иг­ры, технические средства.

Письменная проверка характеризуется высокой экономично­стью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно прове­рить знания учащихся. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать контроль: перфо­карты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений) — набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3—5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, не­законченные предложения, которые надо закончить. В данном

пособии есть примеры таких заданий. См. тексты 6.8, 11.5 и др. Этот тип заданий проверяет знание фактов, понятий, законов — вызывает репродуктивные ответы.

Существуют еще три типа тестовых заданий, проверяющих разные цели-результаты обучения, а именно:

умение производить стандартные мыслительные действия на

основе знаний (решение задач);

умение дать самостоятельную критическую оценку изученного;

умение решать новые конкретные ситуации на основе знаний.

Примером последнего задания может служить № 4 из тек­ста 6.8. Преимущества тестового контроля — объективность, так как это отлаженный «прибор», измеряющий уровень усвое­ния по количеству правильных ответов. Тестовый контроль сни­мает субъективизм эксперта-учителя, который имеет место в других методах. Однако наука составления тестов достижений сравнительно молода и требует специальной подготовки и совме­стной работы учителя и специалиста по тестам.

Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют со­бой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составле­ние схем, карт, чертежей, изготовление приборов и пр. Этот метод проверки важен, поскольку удовлетворяет принципу свя­зи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний.

В учебном процессе школы используются все методы провер­ки в указанных выше формах, а также на экзаменах и зачетах. В настоящее время многие школы применяют зачетную систему в старших классах. Зачеты стимулируют более ответственную, глубокую подготовку учащихся, однако при этом ослабляется текущий контроль, что отрицательно сказывается на система­тичности в работе учащихся.

Неуспеваемость учащихся

Понятие о неуспеваемости

Результатом проверки знаний является оценка — словесная характеристика или условно числовое, знаковое выражение сте­пени усвоения. В мировой практике имеются разные шкалы оценок. В России принята 4-балльная система оценок 2—5 бал-

лов. Роль оценки — служить показателем обученности. В то же время она выступает как воспитательный фактор, особенно в младших классах.

В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нор­мам образовательного учреждения. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Система­тическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социаль­ной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.

Причины неуспеваемости

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социально-экономические — материальная необеспечен­ность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное — недостатки в семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера — это наследствен­ные особенности, способности, черты характера. Следует по­мнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задат­ков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня рабо­ты школы. Обучение, профессиональные действия учителя — решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педа­гога ведут к дидактогениям — психической травме, полученной

в процессе обучения и требующей иногда специального психоте­рапевтического вмешательства; Дидактогении — грубый брак в работе учителя.

Исследования называют более конкретно причины неудач в учебе:

жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее по­требности детей;

единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскива­ние, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая не­компетентность учителя ведет к неудачам в учебе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.246.88 (0.008 с.)