Исторически известные и современные формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторически известные и современные формы обучения



Классно-урочная система является наиболее ранней для но­вого времени и распространенной в мировой практике. Создате­лем ее как развернутой системы был Я.А. Коменский, в XVII веке. Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная система характеризуется такими осо­бенностями. Учащиеся приблизительно одного возраста и уров­ня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав в период школьного обучения. Класс работа­ет по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий является урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме. Работой учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает результаты учебы по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переходе учеников в следующий класс. Учебный год, день, расписание уроков, каникулы — это тоже признаки классно-урочной системы.

Ее достоинства: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.

Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных особенно­стей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения;

строгая организационная структура затрудняет связь обучения с

реальной жизнью, замыкает его на школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения, вот некоторые из них.

В начале XIX века была система взаимного обучения (белланкастерская): старшие ученики, получившие знание от учите­ля, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.

По мангеймской системе (20-е годы нашего века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учеников, — слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происхо­дило, поскольку система не давала возможности слабым учени­кам достигать высокого уровня. Ее элементы сохраняются в некоторых школах Запада.

В Европе и США в начале XX века было опробовано много систем обучения, направленных на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы. Наиболее радикаль­ная из них Дальтон-план, согласно которому учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время — индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультации с учителями. В СССР в 20-е годы использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторная система. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях, отчитывались коллективно, учителя давали консультации. Эта система, развивая самостоятельность учеников, снижала, однако, уровень подготовки, что прекратило ее существование в СССР в 1932 году.

В 50-е годы XX века возник план Трампа — система, стиму­лирующая индивидуальное обучение, использующая гибкие формы обучения. Она включала три формы работы: лекции с применением технических средств для больших групп в 100— 150 учеников, 40% времени; работа в группах 10—15 человек, 20% времени; индивидуальная работа в школьных кабинетах, 40% времени. При этом классов не существует, малые группы

меняют свой состав. Система требует слаженной команды учите­лей, четкой организации, материального обеспечения, имеет определенные достоинства.

В настоящее время идут попытки усовершенствования классноурочной и других систем. На Западе в развитие плана Трампа имеются «неградуированные классы»: ученик по одному предмету может учиться по программе 5 класса, а по другому предмету быть в 3 классе. Имеются проекты и эксперименты по созданию «откры­тых школ»: обучение проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ведет к разрушению самого института «школа». В целом поиски форм обучения идут в направлении индивидуали­зации, психологизации, технизации обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.004 с.)