Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские и психологические основы обучения

Поиск

Учение рассматривается как разновидность процесса позна­ния. Познание учащимися действительности опирается на ма­териалистическую теорию познания, гносеологию, согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Познание есть процесс отражения

реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности.

В терминах физиологии И. Павлова научение — это процесс образования условных рефлексов. Бихевиористическая психоло­гия рассматривает учение как выработку запланированных реак­ций учащихся на предъявление им учебного материала в условиях процесса обучения. Это верно, хотя современная психология стремится объяснить, как именно происходит формирование ожидаемых действий, знаний и умений.

С точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. Психо­логическая теория деятельности утверждает, что психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной деятельности. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования лич­ности называется интериоризацией. Он составляет психологиче­скую основу процесса учения. Усвоение выступает как внутренний процесс, а учение, обучение — как процесс управления усвоением, педагогический.

Самопроверка

1. Вставьте необходимые слова.

Процесс обучения являет собой единство и взаимосвязь двух процессов... и...

2. Выберите правильный ответ.

Преподавание понимается в современной дидактике как:

а) сообщение, передача знаний; б) консультирование уча­щихся; в) управление учебной деятельностью.

3. Раскройте символы в формуле дидактического процесса. ДП = М + Аф + Ау

4. Вставьте нужные слова.

Учение — это... деятельность. В процессе учения происхо­дит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как процесс..., то есть перевода социального опыта во... план,

в... новообразования, свойства ученика. Слова для вставки:

преподавание, учение, учебная (деятельность), интериоризация, внутренний (план), психологические (новообразования).

Структура процесса обучения

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятель­ность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты:

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств дости­жения целей;

3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

По такой структуре строится деятельность преподавателя, но подобную структуру должна иметь и учебная деятельность, чего не бывает в практике и что требуется формировать у уча­щихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, контроль и оценку результатов.

Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподава­ние как деятельность по управлению учением школьников. Многие учителя понимают свою деятельность только как пере­дачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учеб­ной деятельности. Современная дидактика считает: учитель ор­ганизует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею.

Процесс учения с точки зрения дидактики внешний по отношению к процессу усвоения знаний учащимися, внутренне­му, психологическому процессу. Поэтому дидакты и психологи выделяют звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими поня­тиями обозначается психологическая деятельность обучаемых. В реальности эти этапы психологической деятельности протека­ют слитно и трудно различимы, но учителю следует их знать, чтобы, планируя урок, облегчать их протекание.

Системы и виды обучения

В дидактике имеется ряд теорий обучения, которые по-раз­ному объясняют сущность дидактического процесса и, следова­тельно, различным образом предлагают его строить.

Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. В дидактике сложились сообщающее (объяснительно-ил­люстративное), проблемное, программированное обучение.

Наряду с этими общеизвестными моделями обучения, имеют­ся другие, которые чаще называют дидактическими концепциями, системами. Выше (текст 9.2) данаих общая характеристика, те­перь более детальное описание.

Сообщающее обучение

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение ха­рактерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидакти­ческом процессе выглядят так:

Действия учителя   Действия ученика  
1. Информирует о новых знаниях. 2. Организует осмысливание учеб­ной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материала. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения.   1. Воспринимает информацию, об­наруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понима­ние учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем по­вторения. 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.  

 

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, отно­сительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обу­чения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. Это традиционное обучение по И. Гербарту (см. выше).

Проблемное обучение

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономер­ности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется науч­ному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

Этапы проблемного обучения таковы:

Действия учителя   Действия ученика  
1. Создает проблемную ситуацию.   1. Осознает противоречия в изучае­мом явлении.  
2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.   2. Формулирует проблему.  
3. Организует поиск гипотезы — предположительного объяснения об­наруженных противоречий.   3. Выдвигает гипотезы, объясняю­щие явления.  
4. Организует проверку гипотезы.   4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.  
5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.   5. Анализирует результаты, делает вы­воды, применяет полученные знания.  

 

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслитель­ные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.

Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалифи­кации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто. Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание). В 60-е годы ее вариант — обучение через иссле­дование — разрабатывал Дж. Брунер. В России это делали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.М. Махмутов.

Программированное обучение

Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваива­емые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для

усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степе­ни усвоения. Доза усвоена — переходят к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Структура программированного обучения выглядит так:

Учитель (учебник, компьютер)   Ученик  
1. Предъявляет первую дозу ма­териала.   1. Воспринимает информацию.  
2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним.   2. Выполняет операции по усвоению первой дозы.  
3. Ставит контрольные вопросы.   3. Отвечает на вопросы.  
4. Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала. Если нет — объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой.   4. Переходит к следующй дозе ма­териала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой до­зы.  

 

Главное понятие программированного обучения — обучаю­щая программа — совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ. Элемен­ты программированного обучения используются в данном пособии (см. 11.2.1).

Достоинства программированного обучения: мелкие дозы ус­ваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.

Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обра­ботке; ограничивается умственное развитие ученика репродук­тивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.

Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный. Обучаемые сле­дуют указаниям и учатся с большой долей самостоятельности. В этом пособии отчасти используется модульный подход. Кроме того, в дидактике используется обучение по алгоритму; большое будущее имеет применение электронных средств со сложными обучающими программами (см. ниже).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.011 с.)