Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха.



 

Социальная ориентация, адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с нарушениями слуха — серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом.

Ориентация, адаптация и реабилитация сводятся к оказываемой психологической помощи, поддержке и педагогическому обучению. Если нарушение слуха у человека является врожденным, начинать подобную работу необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает познавать окружающий его мир, чтобы адаптироваться (приспособиться) к этому миру, не потеряв интереса к познанию его в силу особенностей своего развития. Задачей педагогов становится научить воспитанника такому приспособлению, а родителей — помочь в этом своему ребенку. Задача психологов на этом этапе — обеспечить нормальный психологический фон процесса адаптации.

Когда познание мира таким ребенком выходит за пределы ограниченного общения в кругу близких ему людей, к задаче адаптации присоединяется более сложный процесс социальной ориентации. Для ребенка это время обучения в детских и образовательных учреждениях.

При условии успешного завершения первых двух процессов третий, профессиональная и трудовая реабилитация, теоретически, становится не нужен, так как не усложняется решением задачи личностной реабилитации. Ребенок, получив в образовательных учреждениях трудовые и профессиональные навыки и умения, будучи адаптированным и социально ориентированным, не нуждается в реабилитации как в процессе восстановления.

Процессы социальной ориентации, реабилитации становятся двусторонними, когда адекватное восприятие инвалидов остальными членами общества становится не менее важным, чем адаптация инвалидов к этому обществу. Отношение окружения к инвалиду имеет огромное влияние и на его личностную адаптацию. В Л.С. Выготский писал, что «...дефективность есть понятие социальное. Сама по себе слепота не делает ребенка дефективным. Она становится ею только при известных социальных условиях».

Количество детей с нарушениями слуха растет каждый год. Внимание общества к судьбе таких детей имеет форму обслуживания, а не отношения к ним как к своим равноправным членам.

Сейчас ситуация меняется. Начинает формироваться новая культурная норма — уважение к различиям между людьми. Это находит свое отражение в:

- Конвенции о правах ребенка,

- Россией подписывается Декларация ООН «0 правах инвалидов».

- Федеральный закон «О правах инвалидов в Российской Федерации».

- предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод.

- «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 гг.».

- В настоящее время разрабатывается проект закона «О реабилитации инвалидов в Российской Федерации».

Сегодня у людей с нарушениями слуха есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. Но воспользоваться этой возможностью они часто не могут: даже если у такого ребенка в дошкольном учреждении и в школе была сформирована речь или сформированы навыки самостоятельного передвижения, то отсутствие опыта длительного контакта со слышащими ровесниками делает его к моменту окончания школы и выхода во взрослую жизнь социальным инвалидом.

В системе профессионально-трудовой подготовки (профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы — с подготовительного по 12-й.) глухих и слабослышащих учащихся важное место отводится профессиональной ориентации. Хорошо организованное трудовое обучение само по себе активно воздействует на формирование профессиональных интересов, а целенаправленная профориентационная работа предусматривает подготовку выпускников школы к сознательному выбору профессии. Готовность учащихся сознательно выбрать профессию обусловлена различными факторами: информированностыо о наиболее распространенных видах труда, знанием требований в конкретных видах труда к субъектам трудовой деятельности, и путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества для овладения избранной специальностью.

В соответствии с задачами профессионального самоопределения профессиональная ориентация включает профессионалъную информацию (профессионалъное просвещение), профессиональную консулътацию, профессиональную диагностику, профессионалъный отбор и профессионалъную адаптацию. Каждый из этих компонентов имеет свои задачи, содержание и методику.

Проведенные в последние десятилетия экспериментальные исследования (А.П. Гозова, Н.И. Букун, Э.Л. Бурменко, О.Г. Гонца, А.И. Иваницкий, В.Ф. Матвеев, Г.Н. Пенин) показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий.

Большую помощь в выборе профессии оказывают школьный врач (изучение психофизиологических особенностей развития); психолог-профконсультант (выявляет интересы и склонности, оценивает способности и потенциальные возможности); педагог (индивидуальные и групповые консультации, анализ предлагаемых школой специальностей, проведение тренингов и деловых игр, помощь в адаптации в новом коллективе).

В целях оказания действенной помощи используются новые методики в целях профориентации «Карта интересов» - в виде специального опросника, составленного с учетом специфики и индивидуальных особенностей развития учащихся с недостатками слуха. Карта помогает формировать учебные группы для профессионально-трудовой подготовки с учетом интересов учащихся, содействует раннему выявлению профессионально ориентированных интересов школьников. Рассматривая профориентацию как главный фактор трудового самоопределения и социализации глухих учащихся, Г.Н. Пенин рекомендует включить в вариативный блок дисциплин в 9—12 классах факультативный курс «В мире профессий». Практическая значимость курса заключается в формировании у старшеклассников профессионально-политехнической ориентировки в новых социально-экономических условиях.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.005 с.)