Вопрос 28 Межличностные отношения детей и подростков с нарушением слуха. Восприятие и оценка в межличностных отношениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28 Межличностные отношения детей и подростков с нарушением слуха. Восприятие и оценка в межличностных отношениях.



Межличностные отношения – это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Внутренней основой взаимоотношений между людьми является одна из ведущих социальных потребностей - потребность в общении.

Однако анализ межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы, так как отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность (учебная, трудовая) задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому необходим одновременный анализ 2х типов отношений в группе – как межличностных, так и опосредованный совместной деятельностью.

Проблема становления межличностных отношений у детей с нарушением слуха приобретает особое значение. Специфика развития личности ребенка обуславливается нарушением слуха и относительной изолированностью. От микроклимата, созданного в школе, от личных взаимоотношений детей и взрослых зависит и то, усилится травмирующее влияние нарушения, вызывая при этом дополнительные невротические реакции, или оно нейтрализуется.

У детей с нарушением слуха опыт общения не столь широк и разнообразен, как у слышащих, поэтому для формирования у них межличностный отношений требуются специальные усилия со стороны взрослых – родственников и педагогов.

В сурдопсихологии разные аспекты межличностных отношений глухих и слабослышащих детей были исследованы В.Г. Петровой, В.Л. Белинским, Э.А. Вийтар, М.М. Нудельманом.

В исследовании Э.А. Вийтар межличностных отношений глухих и слабослышащих школьников 6-12 кл установлено, что общение между детьми происходило в основном группе (внутри класса). Главным фактором, определяющим статус оказываются: успеваемость, уровень развития речи, степень сохранности слуха, дисциплинированность. Т.о, учебные показатели в значительной степени определяют положительное или отрицательное отношение слабослышащих учащихся друг к другу.

Особенности межличностных отношений глухих подростков были исследованы В.Л. Белинским (9-11кл). В этом возрасте уже сложились не только отношения деловой зависимости, но и сложная система личных взаимоотношений, формируется характер, мировоззрение и достигнут существенный сдвиг в умственном развитии. В исследовании установлено, что в системе межличностных отношений между гл детьми старшего возраста наиболее предпочтительными оказываются ребята с четко выраженными положительными качествами личности.

В исследовании Вийтар установлено, что в характере восприятия и понимания межличностных отношений детей с нарушением слуха обнаруживаются те же зависимости, что и у слышащих. И те и другие наиболее адекватно оценивают отношения близких к ним людей. И дети склонны приписывать другим свое отношение.

Особенности межличностного восприятия исследовались М.М. Нудельманом. Он провел письменную работу («Каким я хотел бы быть в представлении окружающих»; Идеальное Я. «Мне кажется, что окружающие считают меня» реальное Я). Было выявлено, что у слышащих высоких оценок по отношению к глухим в 1,5 раза больше, а у глухих больше случаев ожидаемой оценки низкого уровня. При сопоставлении ожидаемой оценки с самооценкой у глухих самооценка полностью совпадает с ожидаемой оценкой. У слышащих они близки, но во многих случаях ожидаемая оценка несколько выше самооценки.

Среди разных видов межличностных отношений выделяются дружеские, как наиболее личностно значимые для людей. Исследования Петровой, Вийтар показали, что глухие отстают от слышащих и слабослышащих в усвоении и выделении существенных сторон понятия «дружба».

При работе с детьми с нарушением слуха необходимо знать характерные для них особенности межличностных отношений и межличностного восприятия. Надо учитывать характер групповой дифференциации и те факторы, которые на него влияют. Важно выработать устойчиво положительный стиль отношения ко всем детям, уделять достаточное внимание всем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.003 с.)