Классификации детей с недостатками слуха. Теоретические положения пед. Классификации детей с нарушениями слуха. Значение пед. Классификации для организации их дифференцированного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации детей с недостатками слуха. Теоретические положения пед. Классификации детей с нарушениями слуха. Значение пед. Классификации для организации их дифференцированного обучения.



У детей, имеющих стойкое двустороннее нарушение слуха, обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или без слухового аппарата невозможно (глухота). По статистике ВОЗ число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

К факторам риска относятся инфекционные и вирусные заболевания матери вовремя беременности (краснуха, цитомегаловирус, грипп, герпес), токсикозы беременности, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных, масса тела при рождении менее 1500 г, недоношенность, антибиотики и др. Пед. обследование дополняет результаты мед. диагностики нарушения слуха. У детей 1-ого года жизни обследование происходит на реакции разных звуков (муз. инструменты, погремушки, голос, шепот). Эти реакции проявляются в замирании или наоборот активируются движения (поворот головы или глаз в сторону звука).

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Она может быть врожденной и приобретенной. Тугоухость может быть выражена в различной степени. Хотя детей с тугоухостью называют слабослышащими, но у них возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельное овладение речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

В сурдопедагогике широко используется классификация Л.В. Неймана. В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух. В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяют 3 степени тугоухости: 1 степень – снижение слуха не превышает 50 дБ (для ребенка остается доступным речевое общение (может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии 1-2 м, шепот около уха)); 2 степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ (речевое общение затруднено, т.к. разговорная речь воспринимается на расстоянии 1 м, шепот не воспринимается); 3 степень – потеря слуха превышает 70 дБ (речь воспринимается не всегда разборчиво даже у уха). В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены 4 группы глухих: 1-я группа – дети, воспринимающие звуки до 250 Гц; 2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше. 1-я и 2-я группы глухоты воспринимают лишь громкие звуки, в основном у уха или на очень небольшом расстоянии, - голос повышенной громкости, удары в барабан; 3-4 группы могут реагировать у уха или на небольшом расстоянии (до 15-20 см) – на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки и инструменты). В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

1-я степень тугоухости – снижение слуха составляет 25-40 дБ; 2-я степень – 40-55 дБ;

3-я степень – 55-70 дБ; 4-я степень – 70-90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Большое влияние на организацию дифференциального обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений, оказала пед. классификация Р.М. Боскис. Группа детей с нарушениями слуха разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степень нарушения слуха, временем возникновения дефекта, пед. условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения, индивид. особенности ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи, чем больше потеря слуха, тем хуже речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без спец.обучения. Пед.условия, в которых находится реб-к после потери слуха, имеет важное значение для его психического и речевого развития, чем раньше выявлено нарушение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка. Для успешного развития ребенка имеет важное раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (ЗПР, нарушения зрения и т.д.).

Боскис выделила 2 группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

1. К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без спец. обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены 2 категории. Первая категория – дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух до 2-х лет (ранооглохшие). Вторая категория – дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен (позднооглохшие).

2. К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

С учетом состояния речи выделены 2 категории с/с:

- с/с дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи.

- с/с дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: спец.школа для глухих детей и спец.школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое – для детей, владеющих развернутой речью; второе – для детей с глубоким недоразвитием речи.

Т.о., дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также пед.условиями, в которых находился реб-к после потери слуха.

 

 

34. 35.

После революции создается сеть школ для детей с нарушениями слуха. До революции возникают дошк. учреждения, но после нее мы гворим уже о сети учреждений. В 50-х гг. развернулся научный поиск новых эффективных путей общ. и речевого развития детей с различной степенью слух. недостаточности.

Боскис Р.М., Дьячков А.И., Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Бельтюков В.И, Соловьев ИВ, Шиф ЖИ, Шматко НД – выдающиеся люди, занимающиеся детьми с нарушениями слуха.

Характеристика действующих программ обучения и воспитания ДНС

Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей – максимальное использование всех видов речи, доступных для несл. реб-ка и подчеркивал важность индив. дифференц. подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения. В России на протяжении многих 10-летий была принята только одна ставшая традиционной пед. система обучения глухих на основе языка, словесной речи по демокр-ие и коммун. тенденции принесли в последующие годы новый опыт образования и соц. интеграции глухих.

2 осн. пед. сис-мы обучения глухих как в России, так и за рубежом.

1. Билингвистический система обучения глухих

2. Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.006 с.)