Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и методы науки сурдопедагогики. Цель и задачи сурдопедагогики. Ее связь с другими науками.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сурдопедагогика –это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Она включает теорию и практику обучения глухих и слабослышащих. Включена в структуру дефектологии, это подсистема спец. педагогики и относится к педагогике. Предмет сурдопедагогики -практика воспитания, обучения, социализации людей с нарушениями слуха и научное исследование феноменов, порождаемые этим нарушением. Человек со слуховым дефектом выступает как равноправный член субъектных взаимоотношений со специалистами, в результате которых происходит развитие личности и самореализация обоих участников процесса. Цель сурдопедагогики - обеспечить людям, имеющим нарушения слуха, возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни. Образовательные задачи (регулируют процесс и содержание учебной деятельности) – стимулирование интереса к учению. Создание условий для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании: - формирование мировоззрения и расширение общего кругозора, ознакомление с научной картиной мира. - обеспечение оптимального развития мышления у глухих и слабослышащих детей с учетом их возможностей выработать умение творчески решать новые задачи и проблемы. - формирование умений и навыков учебной деятельности (письмо, устная речь) – подготовка к профессиональной деятельности, развитие представлений, умения, навыки, необходимые для трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях. Воспитательные задачи (направление на развитие общих способностей и личностных качеств): - разносторонне развитие личности, воспитание стремления к творческой самореализации, создание благоприятных условий для проявления индивидуальных креативных способностей на основе личностно ориентированного подхода; - стимулирование социализации ребенка с недостатками слуха, обогащение его социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со слышащими людьми, приобщение к нормам и ценностям культуры, привлечение к активному участию в культурной жизни; - воспитание нравственного сознания в процессе ознакомления с этическими понятиями и принципами, укрепление чувства долга и ответственности, выработка ценностных ориентаций и убеждений на основе уважения свободы и достоинства формирующейся личности; - содействие физическому развитию учащихся с ограниченным слуховым восприятием, закрепление у них навыков личной гигиены, воспитание ЗОЖ, трудолюбия, самостоятельности, способности самоконтроля и волевой регуляции поведения; - гармоничное развитие неслышащего ребенка, привитие ему навыков плодотворного сотрудничества с другими людьми, воспитание эстетического отношения к миру, человечности, рефлексивных способностей, гражданского самосознания, профессиональных интересов. Спец. задачи (связаны с особыми средствами сурдопедагогики): - установление типа, характера и структуры нарушения слуха, выявление сопутствующих дефектов, дифференциация неслышащих детей по уровню речевого развития, времени и степени потери слуха, определение оптимальной формы обучения для каждого ребенка с трудностями слухового восприятия, индивидуализация сурдопедагогической помощи; - нормализация жизнедеятельности индивида с недостатками слуха, преодоление отклонений в его психическом и социальном развитии, формирование словесной речи посредством широкой коммуникативной практики, совершенствование навыков восприятия и понимания устной речи; - активизация компенсаторных возможностей детей со сниженным слухом, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизация сохранных функций организма в процессе учебной и практической деятельности, восполнение недостатка в сенсорной информации; - восстановление нарушенных связей неслышащего человека с социальным окружением, осуществление трудовой реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и данных экспертизы трудоспособности, обеспечение социально-бытовой адаптации, организация для всех возрастных групп лиц с потерей слуха единой открытой образовательной среды; - проведение оздоровительной работы с глухими и слабослышащими детьми, предупреждение возникновения у них вторичных нарушений развития, создание здорового психологического климата в спец. учебных заведениях, приучение неслышащх школьников к постоянной работе, направленной на самокоррекцию. Теоретические задачи (предусматривают анализ сурдопедагогической практики): - изучение особенностей и закономерностей развития глухих и слабослышащих детей, создание диагностического инструментария, позволяющего выявить специфику развития мышления, речи и др. психических функций у неслышащих детей разных возрастов, раскрытие причин нарушений слуха, определение подходов дифференциальной диагностики этих нарушений, построение и уточнение классификаций детей с нарушениями слуха; - разработка концепции, содержания и принципов образования детей с нарушенным слухом, совершенствование форм организации их обучения и воспитания, создание адекватных образовательных технологий сурдопедагогической работы, обоснование развития существующей сети образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей; - осуществление контроля за качеством обучения неслышащих детей, определение путей повышения его эффективности. Методы сурдопедагогики: 1. По основанию уровня научного познания выделяют теоретические (описание, моделирование, аксиоматизация и др.) и эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент, психодиагностические методы). 2. По основанию действий с объектом: изучение объекта (все теоретические и эмпирические методы); обработка полученных данных (количественная и качественная); презентация полученных данных (в виде таблиц, схем, графиков). 3. По цели и продолжительности исследования – получение данных об актуальном состоянии объекта, процесса, явления; изучение динамики изменения во времени. На этой основе выделяются 2 метода – метод поперечных срезов (кратковременное изучение, констатация на достаточно большом по объему материале) и лонгитюдный метод (длительное обучение, наблюдение). 4. На основании особенностей самого объекта изучения, т.е. в зависимости от того, кто или что конкретно выступает в этом качестве: сам ребенок, его знания, умения, псих. Процессы и др. применительно к изучению ребенка целесообразно использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования и тестирования. Связь с другими науками. В настоящее время установилась тесная связь сурдопедагогики с педагогической психологией. Без знаний основ общей психологии человека трудно организовать коррекционную работу. В сурдопедагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, соц. психологией, философией, социологией воспитания и образования, невропатологией, патофизиологией, иммунологией, отоларингологией, аудиологией, педиатрией, лингвистикой, психолингвистикой и информатикой. 32. Пять периодов эволюции отношений гос-ва и общества к людям с отклонениями в развитии (периодизация Н.Н. Малофеева). Зарубежные системы образования лиц с нарушениями слуха (18-21 вв.). Основные этапы развития сурдопедагогики в России. Прогрессивная роль отечественных сурдопедагогов (Ф.И. Флери, П.Д. Енько, И.А. Васильев, Н.М. Лаговский, Г.А. Гурцев, Ф.А. Рау) в развитии сурдопедагогики. Исследование эволюции отношения общества и государства к людям, имеющим отклонения в развитии, прошли 5 этапов: 1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о них. В Западной Европе в Баварии-1-ый приют для слепых в 1198, в России – 1-ый монастырь в 1706-1715г. (связь с реформами Петра 1). 2. От осознания презрения к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Париж (Франция) открываются спец. школы для глухонемых 1770г. и слепых 1784г. В России в Петербурге для глухих 1806, для слепых 1807 (знакомство императора Александра 1 с западным опытом). 3. От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения. Время принятия в Зап. Европе законов об обязательном начальном образовании. В России оформление параллельной образовательной системы (1927-1935). 4. От осознания необходимости обучения части детей до понимания необходимости обучения всех детей. Зап. Европа от нач. 20в. до конца 70-х гг.(развитие законодательной базы спец. образования охватывает 5%-15% детей школьного возраста. В России охвачено не более 3%) 5. От изоляции до интеграции. В Зап. Европе полное гражданское равноправие. В России в 1991г. только на границе перехода к этому периоду. Выделенные периоды эволюции показывают как Россия отставала от Европы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 17019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.011 с.) |