Предмет и методы науки сурдопедагогики. Цель и задачи сурдопедагогики. Ее связь с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы науки сурдопедагогики. Цель и задачи сурдопедагогики. Ее связь с другими науками.



Сурдопедагогика –это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Она включает теорию и практику обучения глухих и слабослышащих. Включена в структуру дефектологии, это подсистема спец. педагогики и относится к педагогике.

Предмет сурдопедагогики -практика воспитания, обучения, социализации людей с нарушениями слуха и научное исследование феноменов, порождаемые этим нарушением. Человек со слуховым дефектом выступает как равноправный член субъектных взаимоотношений со специалистами, в результате которых происходит развитие личности и самореализация обоих участников процесса.

Цель сурдопедагогики - обеспечить людям, имеющим нарушения слуха, возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни.

Образовательные задачи (регулируют процесс и содержание учебной деятельности) – стимулирование интереса к учению. Создание условий для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании:

- формирование мировоззрения и расширение общего кругозора, ознакомление с научной картиной мира.

- обеспечение оптимального развития мышления у глухих и слабослышащих детей с учетом их возможностей выработать умение творчески решать новые задачи и проблемы.

- формирование умений и навыков учебной деятельности (письмо, устная речь)

– подготовка к профессиональной деятельности, развитие представлений, умения, навыки, необходимые для трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях.

Воспитательные задачи (направление на развитие общих способностей и личностных качеств):

- разносторонне развитие личности, воспитание стремления к творческой самореализации, создание благоприятных условий для проявления индивидуальных креативных способностей на основе личностно ориентированного подхода;

- стимулирование социализации ребенка с недостатками слуха, обогащение его социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со слышащими людьми, приобщение к нормам и ценностям культуры, привлечение к активному участию в культурной жизни;

- воспитание нравственного сознания в процессе ознакомления с этическими понятиями и принципами, укрепление чувства долга и ответственности, выработка ценностных ориентаций и убеждений на основе уважения свободы и достоинства формирующейся личности;

- содействие физическому развитию учащихся с ограниченным слуховым восприятием, закрепление у них навыков личной гигиены, воспитание ЗОЖ, трудолюбия, самостоятельности, способности самоконтроля и волевой регуляции поведения;

- гармоничное развитие неслышащего ребенка, привитие ему навыков плодотворного сотрудничества с другими людьми, воспитание эстетического отношения к миру, человечности, рефлексивных способностей, гражданского самосознания, профессиональных интересов.

Спец. задачи (связаны с особыми средствами сурдопедагогики):

- установление типа, характера и структуры нарушения слуха, выявление сопутствующих дефектов, дифференциация неслышащих детей по уровню речевого развития, времени и степени потери слуха, определение оптимальной формы обучения для каждого ребенка с трудностями слухового восприятия, индивидуализация сурдопедагогической помощи;

- нормализация жизнедеятельности индивида с недостатками слуха, преодоление отклонений в его психическом и социальном развитии, формирование словесной речи посредством широкой коммуникативной практики, совершенствование навыков восприятия и понимания устной речи;

- активизация компенсаторных возможностей детей со сниженным слухом, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизация сохранных функций организма в процессе учебной и практической деятельности, восполнение недостатка в сенсорной информации;

- восстановление нарушенных связей неслышащего человека с социальным окружением, осуществление трудовой реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и данных экспертизы трудоспособности, обеспечение социально-бытовой адаптации, организация для всех возрастных групп лиц с потерей слуха единой открытой образовательной среды;

- проведение оздоровительной работы с глухими и слабослышащими детьми, предупреждение возникновения у них вторичных нарушений развития, создание здорового психологического климата в спец. учебных заведениях, приучение неслышащх школьников к постоянной работе, направленной на самокоррекцию.

Теоретические задачи (предусматривают анализ сурдопедагогической практики):

- изучение особенностей и закономерностей развития глухих и слабослышащих детей, создание диагностического инструментария, позволяющего выявить специфику развития мышления, речи и др. психических функций у неслышащих детей разных возрастов, раскрытие причин нарушений слуха, определение подходов дифференциальной диагностики этих нарушений, построение и уточнение классификаций детей с нарушениями слуха;

- разработка концепции, содержания и принципов образования детей с нарушенным слухом, совершенствование форм организации их обучения и воспитания, создание адекватных образовательных технологий сурдопедагогической работы, обоснование развития существующей сети образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей;

- осуществление контроля за качеством обучения неслышащих детей, определение путей повышения его эффективности.

Методы сурдопедагогики:

1. По основанию уровня научного познания выделяют теоретические (описание, моделирование, аксиоматизация и др.) и эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент, психодиагностические методы).

2. По основанию действий с объектом: изучение объекта (все теоретические и эмпирические методы); обработка полученных данных (количественная и качественная); презентация полученных данных (в виде таблиц, схем, графиков).

3. По цели и продолжительности исследования – получение данных об актуальном состоянии объекта, процесса, явления; изучение динамики изменения во времени.

На этой основе выделяются 2 метода – метод поперечных срезов (кратковременное изучение, констатация на достаточно большом по объему материале) и лонгитюдный метод (длительное обучение, наблюдение).

4. На основании особенностей самого объекта изучения, т.е. в зависимости от того, кто или что конкретно выступает в этом качестве: сам ребенок, его знания, умения, псих. Процессы и др. применительно к изучению ребенка целесообразно использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования и тестирования.

Связь с другими науками.

В настоящее время установилась тесная связь сурдопедагогики с педагогической психологией. Без знаний основ общей психологии человека трудно организовать коррекционную работу. В сурдопедагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, соц. психологией, философией, социологией воспитания и образования, невропатологией, патофизиологией, иммунологией, отоларингологией, аудиологией, педиатрией, лингвистикой, психолингвистикой и информатикой.


32. Пять периодов эволюции отношений гос-ва и общества к людям с отклонениями в развитии (периодизация Н.Н. Малофеева). Зарубежные системы образования лиц с нарушениями слуха (18-21 вв.). Основные этапы развития сурдопедагогики в России. Прогрессивная роль отечественных сурдопедагогов (Ф.И. Флери, П.Д. Енько, И.А. Васильев, Н.М. Лаговский, Г.А. Гурцев, Ф.А. Рау) в развитии сурдопедагогики.

Исследование эволюции отношения общества и государства к людям, имеющим отклонения в развитии, прошли 5 этапов:

1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о них. В Западной Европе в Баварии-1-ый приют для слепых в 1198, в России – 1-ый монастырь в 1706-1715г. (связь с реформами Петра 1).

2. От осознания презрения к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Париж (Франция) открываются спец. школы для глухонемых 1770г. и слепых 1784г. В России в Петербурге для глухих 1806, для слепых 1807 (знакомство императора Александра 1 с западным опытом).

3. От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения. Время принятия в Зап. Европе законов об обязательном начальном образовании. В России оформление параллельной образовательной системы (1927-1935).

4. От осознания необходимости обучения части детей до понимания необходимости обучения всех детей. Зап. Европа от нач. 20в. до конца 70-х гг.(развитие законодательной базы спец. образования охватывает 5%-15% детей школьного возраста. В России охвачено не более 3%)

5. От изоляции до интеграции. В Зап. Европе полное гражданское равноправие. В России в 1991г. только на границе перехода к этому периоду.

Выделенные периоды эволюции показывают как Россия отставала от Европы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 16905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.007 с.)