Предмет и задачи сурдопсихологии, ее связь с др. науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи сурдопсихологии, ее связь с др. науками.



Роль слуха в познании окружающего мира.

Занимались Соловьев, Рау.

Жизнь человека – его деятельность. Как много теряют люди если у них поражен слух. По звуку мы узнаем книга или нож упали со стола в соседней комнате, была ли упавшая книга большой или маленькой, уронили столовый или перочинный нож.

По звуку можно распознать и материал из которого сделан предмет. Т.о. звук имеет предметно- познавательное значение.

Также можно узнать расстояние отделяющих нас от источника звука. Можно использовать не только предмет, но и как далеко он от нас находится. Т.о. слухом можно определить место-поражения объекта (т.е. локализация) звука в пространстве.

Не только предметы, но и процессы (явления, события) познаются слухом (работа машин, деятельность людей, перемещение и передвижение объектов) Слухом воспринимают сложные, многообразные звучания (леса, поля, морского берега, завода, большого города и т.д.)

Слухом можно воспринимать многие невидимые предметы (днем в лесу не видно птиц, но мы слышим их пение).Слухом можно предотвратить опасность (подъезжающая машина, работа станка, комбайна, самолета, автомобиля и др.)

Ученика потеря слуха компенсируется деятельностью сохранных анализаторов (зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо развитие специальных видов восприятия. Т.о. мы видим как много теряют люди если у них поражен слух.

Вопрос 27 Особенности работы по развитию личности детей с нарушениями слуха.

На современном этапе исследования личностных особенностей людей с нарушением слуха существует много вопросов. Т.о, можно выделить следующие направления работы по развитию личности гл.детей, которые связаны с передачей исторически сложившихся норм поведения и эталонов оценки другого человека как личности:

· сформировать у слабослышащих детей представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения;

· научить слабослышащих детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей, формировать умение понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки;

· формировать у слабослышащих детей адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений.

Формы работы: самоконтроль, сравнения с образцом, с работами других детей. Нужно предоставлять детям самостоятельность в решении задач различной трудности. В школьном возрасте важно обогащать представление детей с нарушение слуха о личностных качествах, межличностных отношениях на основе анализа эмоциональных переживаний и отношений героев худ. литературы, фильмов в сопоставлении с реальными жизненными ситуациями.

 

 

Вопрос 30 Содержание и специфика психолого – педагогического обследования детей с нарушением слуха.

При обследовании особенностей психического развития детей и взрослых с нарушением слуха реализуется основные принципы психологической диагностики, в частности принципы, сформулированные психологами применительно к разным типам нарушений (Лурия, Забрамная, Розанова)

Принципы комплексности (обследование медиками, психологами, педагогами, соц. работниками); принцип целостного системного изучения ребенка (дает возможность установить связи между нарушениями).

При психолого – педагогическом обследовании детей с нарушением слуха наблюдаются определенные трудности, связанные со специфическими особенностями их психического развития: организация общения, непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствием речи у самого ребенка. Это ограничивает возможности применение экспериментальных методик.

В зависимости от возраста ребенка, от периода психического развития на момент обследования выделяются специфические задачи изучения его особенностей. В период младенчества обращают внимание на развитие двигательной сферы (держать головку). В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сфере. В первую очередь – формирование взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений.

Рекомендации по обследованию детей с нарушением слуха первых лет жизни представлены в работах А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Леонгард, Шматко. Для этого также можно использовать методики, содержащие в пособиях, но при предъявлении заданий и анализа результатов необходимо учитывать структуру нарушения, степень и время потери слуха.

Основным методом изучения детей с нарушением слуха в младенчестве ираннем детстве является метод наблюдение. При проведении психолого – педагогического обследования детей с нарушением слуха 1-4лет необходимо учитывать: 1. развитие общение (мимика, жесты, взгляды); 2. степень развития слухового восприятия (реакция на погремушку); 3. особенности развития движений (равновесия); 4. характер подражания; 5. реакция на одобрение и неудачу; 6. представление о самом себе (они позже указывают на себя и выделяют свои части тела).

При обследовании детей дошкольного и школьного возраста, на ряду с наблюдением используют экспериментально – психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный) направлены на ыявление особенностей в развитии восприятя, пространственных представлений, памяти, наглядно – действенного и словесно – логического мышления.

При проведении обследования детей с нарушением слуха Т.В. Розанова советует использовать предварительные аналогичные задание, относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того, как ребенок выполнит предварительные задания необходимо переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкции.

Составление заключения и психолого – педагогической характеристики по результатам обследования имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных можно придерживаться следующей схемы:

1. характеристика состояния слуха (степень потери, использовать данные из медицинской документации);

2. уровень развития двигательной сферы (пантомимика, мимика, осанка, походка, общее выражение лица, координация движений);

3. познавательная сфера (уровень развития разных видов восприятия: памяти, мышления, развития речи);

4. особенности ведущей деятельности в зависимости от возраста, учебная деятельность;

5. уровень развития личности (реакция на поощрение, наказания, оценка); эмоциональное состояние ребенка, самооценка.

Психолого – педагогическое изучение детей с нарушением слуха поможет правильно организовать обучение и воспитание, определить направление коррекционной работы, способствующей полноценному развитию познавательной сферы и личности ребенка, достижению успешной компенсации нарушений.

34. 35.

После революции создается сеть школ для детей с нарушениями слуха. До революции возникают дошк. учреждения, но после нее мы гворим уже о сети учреждений. В 50-х гг. развернулся научный поиск новых эффективных путей общ. и речевого развития детей с различной степенью слух. недостаточности.

Боскис Р.М., Дьячков А.И., Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Бельтюков В.И, Соловьев ИВ, Шиф ЖИ, Шматко НД – выдающиеся люди, занимающиеся детьми с нарушениями слуха.

Характеристика действующих программ обучения и воспитания ДНС

Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей – максимальное использование всех видов речи, доступных для несл. реб-ка и подчеркивал важность индив. дифференц. подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения. В России на протяжении многих 10-летий была принята только одна ставшая традиционной пед. система обучения глухих на основе языка, словесной речи по демокр-ие и коммун. тенденции принесли в последующие годы новый опыт образования и соц. интеграции глухих.

2 осн. пед. сис-мы обучения глухих как в России, так и за рубежом.

1. Билингвистический система обучения глухих

2. Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха.

 

 

Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате. Организация учебно-позновательной деятельности детей с нарушениями слуха в условиях интерната.

Дети с нарушением слуха обучаются в школах – интернатах. Это обусловлено своеобразием воспитательного процесса, требующего не прерывного и долговременного воздействия на учащихся, единства действия, создание слуха – речевой среды, комплексного подхода и т.д.

Задачи воспитательной работы в интернате:

· Всестороннее развитие;

· Воспитание сознательности, гражданственности, патриотизма;

· Положительные отношения к труду, потребности приносить пользу обществу;

· Формирование положительных моральных, нравственных, этических качеств личности, воспитание дисциплины, культуры чувств, поведения;

· Развитие словесной речи, в единстве и использованием остаточного слуха;

· Воспитание готовности и умения жить и работать как в среде не слышащих, так и со слышащими.

Всё это возможно только при соблюдении комплексного подхода к воспитанию в интернате при использовании различных видов деятельности.

Содержание работы педагогов в интернате определяется целью и задачами воспитания детей, и реализуются в разнообразных видах деятельности (учебной-познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной).

Учебно-позновательная деятельность в интернате является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса школы и содействует закреплению ЗУМ – в приобретенных в различных видах деятельности. По содержанию учебно-позновательная деятельность выходит за рамки учебных предметов. Она содействует развитию познавательных интересов, обогащению житейских и научных знаний, развитие речи, мышление, остаточного слуха. Учебно-воспитательнвя деятельность в интернате реализуется при организации самоподготовки. Входе самоподготовке педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Основные задачи сурдопедагогики отражены в работах (Шиф, Морозовой Н.Г., Дьячкова) отмечаются формальные отношения глухих к выполнению домашнего задания, отсутствие самостоятельности, неуверенность в правильности, не умение распределить время. Таким образом, основные задачи самоподготовки заключаются в обучении детей приемам самостоятельной работы, формирование у них учебного труда, речевого общения с опорой на использование остаточного слуха.

Экскурсия.

Цель: закрепление, расширение и углубление знаний, расширение сферы общения, профессиональный ориентации глухих и слабо слышащих детей. Тематика связана с учебным предметом. Это требует специальной подготовки.

Кружковая работа – направлена на расширения кругозора глухих детей, творческих способностей, обогащения словаря, развития остаточного слуха в условиях интересной деятельности. В интернате организуются: предметные кружки (математические, физические, химические, литература, устные речи, ППО и т.д.), технического творчества (навыки умения конструировать, моделировать и т.д.), художественные (ИЗО, хореография, чистовое пение, пантомима), домоводство (рукоделие).

Внеклассное чтение – составная часть внеклассной работы по чтению литературы – воспитания интереса к книги. В режиме дня отводится для этого специальное время.

Клубная работа – «Клуб любителей книги», «Клуб юных моделистов», «Клуб любителей природы» и т.д.

Трудовая деятельность – реализуется через различные виды деятельности труда по самообслуживанию, уход за одеждой, мелкий ремонт, уборка помещений, пришкольного участка, различные виды дежурства, уход за растениями, животными. Составная часть трудовой деятельности является общественно – полезный труд (благоустройство школы, помощь библиотеки и т.д.). трудовая деятельность приобретает коррекционную направленность при по этапном обучении трудовым операциям (демонстрация каждого действия сопровождается словесным описанием).

Хорошим (эффективным) средством речевого и общего развития являются игры (спортивные, подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые).

Важнейшей сферой жизнедеятельности воспитанников в интернате является общение, коммуникативная деятельность, осуществляемая различными средствами: словесный, дательный, жестовой, предметно – действенными средствами.

Через общение глухие дети осваивают нормы общения, поведения. В общении с окружающими происходит само познание, формируется самооценка.

Общение в интернате между детьми осуществляется: межличностном (свободном) и межролевом (деловом). Межролевое ведется преимущественно словесной речью, реже жестами.

 

 

Формы организации обучения в школе глухих. Требования к уроку, типы, структура уроков.

Форма организации рассматривается как особая конструкция, имеющая внутреннюю организацию содержания, реализуемого в процессе взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

По месту работы различают:

· школьные занятия(В классе, лаборатории, мастерской),

· внешкольные(домашняя учебная работа, экскурсии)

С учетом временных рамок проведения:

· Классные

· Внеклассные

В зависимости от характера коммуникативной деятельности выделяют:

· Фронтальные, (Общие задания для всего класса)

+Возможно выполнение большого объема учебного материала.

+благоприятные условия для формирования и закрепления навыков развития речи на основе вопросно-ответной беседы

-ориентация на средний уровень подготовленности учащихся и один и тот же темп работы.

-трудно проверить степень участия в работе каждого ученика, активность мыслительной деятельности

-низкая речевая активность учащихся

· Индивидуальные (Ученик выполняет задания самостоятельно по уровню своих возможностей, без взаимодействия с др. школьниками.)

+ осуществление уч. деятельности с учетом потребностей, стиля, темпа работы, познавательных возможностей ученика.

+позволяет найти инд. подход к ученику.

- неэкономичность

- ученик не имеет возможности общения со сверстниками

Работа с компьютером в слуховом кабинете.

· Групповые (объединяют учащихся в группу, которая решает единую задачу и выполняют общее для всех задание)(2-6)человек.

В группе руководит ученик-консультант.

+эффективно трудятся все учащиеся.

+увеличивается время активной самостоятельной работы учащихся, создание естественной ситуации, стимулирует их речевую активность.

+формируются навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроль и оценки.

+развивается интерес к коллективной форме работы

- нельзя допускать, чтобы общение в группе строилось на авторитарности, когда слабым отказывают в помощи.

Т.о использование каждой формы требует учета специфики процесса обучения.

В настоящее время с соответствии с законодательными актами и «Положенем о специальной школе глухих»господствующей является

Классно-урочная система, которая позволяет работать по единым программам с стабильным составом учащихся и образовывать учебные коллективы, работающие совместно в течение длительного времени. Организационной единицей этой системы является урок.

Основные компоненты урока: содержание учебного материала, методы обучения, средства и формы обучения.

Урок- это не свободная импровизация учителя и должна отвечать требованиям:

- решение учебно-воспитательных задач определенного раздела программы

-осуществление связи между содержанием обучения и его дидактико-методического обеспечения между предшествующими и последующими уроками.

Требования к уроку:

-наличие квалифицированного сурдопедагога

-необходимо иметь оборудованное помещение

-установления благоприятного психологического климата.

-учет общедидактических и специфических принципов обучения

-Тщательный отбор речевого материала, соответствующего теме урока

Структура урока:

-водная часть

-организационный момент

-опрос

-объяснение

-Дидактические задачи

-приемы и способы их решения

-Д/З

Типы уроков:

Скаткин, Бабанский выделяют типы уроков по цели организации занятий:

1. Урок изучения нового материала (Главное добиться овладением новым материалом)

2. Урок совершенствования ЗУН (Систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала)

3. Комбинированный урок(решает задачи уроков 1 и 2 типов)

4. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.(результат усвоения)

Современный урок- проблемный урок, на котором учитель создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность.

Огородников определил синтетический урок-это не комбинированный урок. Суть состоит в том, что на нем повторение пройденного сливается с введением нового материала.

49. ППД- является спец средством для преодоления глухих школьников. Однако сама ппд не полностью сформирована у глухих детей и нуждается в совершенствовании по всем структурным элементам. Какова роль коллективных форм деятельности?

Многие изделия являются. Глухого школьника необходимо спец обучать навыкам коллективного труда, который значительно обогащает и активизирует их речевое общение, способствует развитию психических функций. В условиях коллективной деятельности «гл школьников усваивают речь сначала для других».Чтобы организовать совместную работу, ведущий(маленький учитель, бригадир) должен установить контакт со своими товарищами, но он не знает нужных слов, ни способов выражения мыслей с помощью этих слов. На помощь приходит педагог, который подсказывает нужные слова и фразы (или таблички). Бригадир воспроизводит эти фразы и его товарищи исполняют сказанное. Через действие других бригадир узнает значение того, что он сказал. И именно в этих условиях происходит быстрое запоминание слов и осознание их значения, которое расширяется и уточняется по мере употребления нужных слов в изменяющихся условиях.

ВПФ(мышление, речь) в развитии детей в начале проявляются как функции коллективного поведения, как форма сотрудничества и взаимодействия и уже потом приобретают характер внутреннего процесса. Коллективные формы сотрудничества предшествуют в развитии ребенка индивидуальным, внутренним формам деятельности, следовательно для того, чтобы речь и мышление стали достоянием гл, совершенно необходимо обеспечить ему возможность организованного прохождения начальной формы, формы соц. сотрудничества. В условиях коллективного сотрудничества на уроках ППО значительно облегчается усвоение гл детьми предлагаемого реч. материала (Зыков С А). Коллективный труд характеризуется наличием общей цели работы при коллективном хар-ре исполнения задания и разделении труда между работающими, общей ответственностью за его результат.

В использовании коллективных форм деятельности на уроках следует избегать недостатков организационного и методического характера, работа парами, бригадами, с «маленьким учителем», проводится зачастую от случая к случаю без должной взаимосвязи этих форм деятельности между собой, без связи с фронтальной работой. Бессистемное, эпизодическое исполнение групповой работы к непроизводительным затратам времени и сил на ее организацию и проведение, иногда нарушаются необходимые условия осуществления коллективной деятельности и в результате совместная по форме работа превращается по содержанию в индивидуальную.

 

Формы организации деятельности на уроках:

Коллективные:

 

1.Фронтальные(под руководством учителя, под руководством «маленького учителя»)

2. Групповые(парами, бригадами).

 

Индивидуальные (с учителем, самостоятельно)

 

50.Педагогическая характеристика системы обчения глухих школьников языку. Теоретический фундамент системы обучения языку был заложен в 50-е гг С.А Зыковым. Был предложен путь, при котором глухие дети с самого начала должны были усваивать язык как средство общения и пользоваться им на всех этапах обучения.

Коммуникативная система направлена на развитие словесной коммуникации.Задача данной системы обучение глухих детей языку как средству общения.

Важнейшие положения коммуникативной системы:

- Развитие речи осуществлять в связи с развитием практической деятельности.

- В ходе обучения языку должно происходить и развитие мышления детей.

- Необходимо организовать речевую среду.

- Усиливать внимание к воспитанию у детей потребности в общении.

- Практическое усвоение словесных форм общения должно предшествовать систематическому изучению языка.

- Значительная роль отводится дактилологии.

- Установление взаимодействия форм речи, их места и объёма на каждом этапе обучения.

- Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой деятельности и в плане подведения их к усвоению языка как системы.

Принципы системы обучения. Имеются три ведущих принципа:

1. Генетический принцип. Становление и развитие речевых умений от их изначальных, зачаточных до сравнительно зрелых форм, этот принип ориентирует учителя на изучение того, что заложено или что упущено до начала работы со школьниками, на правильный прогноз языкового развития.

2. Деятельностный принцип. Формирование речи в практической деятельности. Для возникновения и развития потребности в общении должна быть организована предметная деятельность. Необходимые условия для развития общения создаются в быту, игре изо и трудовой деятельноти.

3. Структурно-семантическим принципом коммуникативной системы определяется выбор речевых средств, последовательность их введения в речь учащихся, сочетание путей обучения языку в каждом звене школы. Структура (фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текст). Семантика- понимание. (Носкова). По мере анализа речевых средств учащиеся приходят к выделению фонемы и к пониманию ее сложноразличительных функций (угол-уголь; дым-дом и т д).

Выделяют 4 этапа: 1. Дошкольный возраст охватывает период спец. Обучения в дет саду, подготовительный класс школы гл. 2. Мл классы (1-4). 3. 5-7 кл. 4. Старшие кл.

 

Содержание работы со слабослышащими учащимися по развитию восприятия речи на слух, обучению произношению.

Содержание работы по развитию восприятия речи на слух состоит в совершенствовании их умений и навыков в слуховом восприятии звучащей речи.

Цель – формирование навыков способных служить прочной основой слухозрительной базы совершенствования всех сторон устной речи с/с, в том числе навыков ее восприятия.

Организация работы по развитию восприятия речи предполагает:

1. проведение слуховой тренировки – упражнения в восприятии речи на слух, исключая зрение;

2. работа по РСВ все учащихся (без разграничения по степени нарушения слуха и уровню речевого развития);

3. систематичность проведения работы;

4. использование ЗУА разного типа (стационарного, индивидуального);

5. наличие наглядного материала и дидактических средств.

Работа проводится на:

- индивидуальных занятиях (подготовительные – 5 классы)

- групповых (6 – 11 кл. 2 отделения и 6 – 10 кл. 1 отдл.)

- фронтальных в слуховом кабинете (подгот. – 5 кл. 2 отдл. и 1 – 4 кл. 1 отдл.)

Требования к работе прописаны в программе.

Содержание работы включает совершенствование умений воспринимать на слух речь не только в ее естественном звучание, но и в записи (радио, телефон, телевизор). Совершенствуются навыки в изолированном от шумов помещении или в условиях специально смоделированного шума. Уделяется внимание умению дифференцировать правильное и неправильное произношение, определяется характер ошибок. Используется в работе аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие нетолько целостных единиц, но и восприятие отдельных слов и звуков и тд.

Способы предъявления речевого материала:

1. только на слух,

2. на слухо-зрительной основе,

3. на индивидальных занятиях – на слух с предварительной слухо-зрительной тренировкой,

4. на инд. занятиях – сразу на слух.

 

Обучение произношению.

Задача – формирование фонетически внятной, членораздельной выразительной речи.

Произносительные навыки формируются на уроках и во внеурочное время, на специальных занятиях: индивидуальных, музыкальных, ритмических, в слуховом кабинете, с использованием ЗУА + аналитико-синтетический метод + полисенсорная основа.

Важно, чтобы речь учителе была эмоционально окрашена, выразительна.

Содержание обучения произношению как в 1, так и во 2-м отделении состоит из разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетание, слово, фраза, орфоэпия и интонация.

Работа над словом – 1 класс – воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, схеме ритма. 2 класс – ударный и безударный слог, формирование интонационной стороны. Второе полугодие – работа над дифференциацией звуков.

Формируются умения произносить слово слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, умение изменять силу голоса.

Предмет и задачи сурдопсихологии, ее связь с др. науками.

Сурдопсихология – отрасль спец. психологии, анализирующая особенности формирования психики человека с нарушениями слуха.

Изучали психологические особенности известные ученые: Флери, Лаговский, Остроградский, Рау, Нудельман и др.

Предмет – изучение психического развития людей с нарушениями слухи и возможности компенсации нарушения.

Задачи:

1. Выявить закономерности психического развития людей с нарушениями слуха.

2. Изучить особенности развития познавательной деятельности.

3. Изучить развитие личности лиц с нарушением слуха.

4. Разработать методы диагностики и коррекции нарушений.

5. Дать психологическое обоснование самым лучшим путем и способам педагогического воздействия, изучить проблемы интеграции в общество.

Связь сурдопсихологии с др. науками, как общая психология, специальная, медецина и др.

Причины нарушения слуха: инфекционные заболевания.

 

6.

Познание окр. действительности обеспечивается пр-ми ощущения и восприятия. Формирование способов чувственного познания, совершенствования ощущений и восприятий лежит в основе инертного воспитания. Эти процессы наиболее интенсивно складываются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому сенсорному воспитанию детей, как основе умственного воспитания уделяется значительное внимание.

Формирование обобщенных представлений о внешних свойствах, качествах и отношениях предмета, ориентировка в пространстве и во времени позволяет подвести детей к овладению эталонами сенсорного развития, т.е. общепринятыми мерками – системой геометрических форм, цветов, эталонов величины, времени, материалов, запахов и др. результатом последовательной работы по сенсорному развитию детей является возможность применять усвоенные знания и способы обследования предметов в собственной деятельности при познании различных явлений окр. деятельности.

У детей с н. сл. следует формировать зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Информативными для них является вибрационные ощущения близких по своему происхождению к слуховым. Большое значение для полноты представлений о предметах имеют осязательные ощущения, позволяющие дополнить презрительно воспринимаемых свойств: формы, величины, массы, качества, материала и др. использование осязательных ощущений позволяет создать целостный образ предмета. В зависимости от возраста детей формирование способов восприятия связаннос числом объектов, которыми оперирует ребенок, т.к. оно непосредственно влияет на результат. (дошк. 2-4 предмета)

Нарушение работы с парными картинками пред. – 2-4 пар. Развитие восприятия связанно с формирование речи. Развитие восприятия и формирование представлений тесно связанно с развитием зрительного внимания, которое у необученных глухих детей нестойкое, кратковременное. В мышлении у глухих детей наблюдается много специфич. Особенностей, т.к. мышление и речь связанны. Н-Д-М - перенос действия глухих детей затруднен (рычаг), Н. обр-м глухие не могут оперировать образами, им это сложно. Дети гл. долго остаются на стадии н. обр-м т.к. преобладает наглядная форма мышления. Над понятийной, полноценно н. обр. служит фундаментом для словесно-согического мышления – здесь у гл. детей большие трудности т.к. плохая речь и понимание речи. Умение делать выводы и умозаключения развивается в быту, в пр-се наблюдений. Развитие различные форм мышления происходит в пр-се всей жизни ребенка.

2.

Нарушение слуха возникает в результате заболевания поражающих наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховой нерв.

Длительное воздействие слуховых раздражителей (наушники и др) наследственные факторы, фактор риска: раннее детство 2-3 года(Нейман). Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нар. слуха для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания имеется классификация:

В нашей стране наиболее распространенная медицинская классификация Неймана. Если нарушение слуха распространяется на диапазон частот, относящийся к разговорной речи (от 500 до 3500 Гц), то ее восприятие становится невозможным. При потери слуха более 80 ДБ наступает глухота. При частотном нарушении (от 15 до 80 Дб). В данной классификации установлено 3ий степени тугоухости, Нейман

I гр. от 125-2000Гц

II от 125-1000Гц

III от 125-500

125-250 Гц

Педагогическая классификация Боскис Р.М.

Она предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

- степень потери слуха

- время возникновения нарушения слуха

- уровень развития речи

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы:

1. Глухие (ранооглохшие дети) – родившиеся с нарушением слуха или потерявшие слух до начала речевого развития.

2. Позднооглохшие (глухие сохранившие речь)

3. Слабослышащие (тугоухие) зависит от степени сохранного слуха

Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха.

Изучали психические особенности людей с нарушенным слухом известные ученые, такие как: Рау, Флери, Остроградский, Лаговский, нудельман и др.

При изучении особенностей психики детей и взрослых с нарушенным слухом используют основные и вспомогательные методы психологии, которые в данном случае приобретают определенную специфику:

Основные

1. Наблюдение

- из-за ограничения контакта, с детьми с нарушением слуха ни какой другой метод не может быть использован.

- предметом наблюдений могут быть (движения, перемещения, речевые контакты, мимика.

- можно использовать камеры, чтобы присутствие наблюдателя не меняло поведение детей.

- необходимо проводить длительные и систематические наблюдения в различных видах деятельности (игра, урок и тд).

- в повторяющихся и изменяющихся ситуациях.

2. Психологический эксперимент

- активное вмешательство со стороны исследователя

- Этапы психологического эксперимента:

· Планирование

· Проведение

· Анализ результата

· Формулировка выводов

· Важно обеспечить понимание инструкции

Вспомогательные методы

1. Анализ продуктов деятельности

· Рисунки

· Подделки

· Аппликации

· Конструкции

· Письменные работы

· Сочинения (можно проследить и выделить затруднения, ошибки)

· Важно выделить то, что ребенок делает сам и что по указке взрослого

2. Анкетирование, беседа

Этот метод ограничен, однако позволяет судить об уровне развития устной речи и ее особенностях.

3. Метод тестов

С его помощью можно определить уровень развития занятий, умений.

Т. О. при оптимальном сочетании методов удается получить данные, позволяющие охарактеризовать закономерности их психического развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.154 с.)