Вопрос 29 Роль семьи в развитии личности детей с нарушением слуха. Специфические проблемы в семьях, имеющих детей с нарушением слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 29 Роль семьи в развитии личности детей с нарушением слуха. Специфические проблемы в семьях, имеющих детей с нарушением слуха.



Для формирования гармоничной личности для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильный взаимоотношений с окружающими людьми должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.

Однако именно в семьях, где детей есть какие- либо нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей, рождение такого ребенка оказывается испытанием для всех членов семьи.

В психологии выявлены фазы психического осознания факта рождения в семье ребенка с нарушением в развитии:

· состояние растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности, беспомощности.

· Отрицание диагноза, негативизм. Крайней степенью негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведение каких – либо коррекционных мероприятий.

· По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Родители чувствуют горе, угрызение совести. Почему именно мой ребенок глухой.

· Самостоятельное, сознательное обращение за помощью к специалистам.

В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми, другими родственниками. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию у глухого ребенка отрицательный эмоций, к повышенной раздражительности. Подобная ситуация особым образом влияет на развитие личностных качеств детей с нарушением слуха.

Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушение слуха у родителей. В исследованиях Петштака, Богдановой, Мазуровой установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители складываются эмоциональные отношения близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. Это обусловлено тем (по мнению Петштака), что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигается более полный контакт и взаимоотношение. В отличии от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний уже усвоенных детьми.

В исследованиях Богдановой, Мазуровой были получены сведения об особенностях личности детей. Слышащие характеризовались высоким показателем любознательности (75%), глухие дети глухих родителей – более низкое (65%), а глухие дети слышащих родителей – самым низким (45%)

По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель у глухих детей слышащих родителей (40%).

Т.о, взаимоотношение ребенка, имеющего нарушение слуха с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушением слуха.

 

 

Вопрос 30 Содержание и специфика психолого – педагогического обследования детей с нарушением слуха.

При обследовании особенностей психического развития детей и взрослых с нарушением слуха реализуется основные принципы психологической диагностики, в частности принципы, сформулированные психологами применительно к разным типам нарушений (Лурия, Забрамная, Розанова)

Принципы комплексности (обследование медиками, психологами, педагогами, соц. работниками); принцип целостного системного изучения ребенка (дает возможность установить связи между нарушениями).

При психолого – педагогическом обследовании детей с нарушением слуха наблюдаются определенные трудности, связанные со специфическими особенностями их психического развития: организация общения, непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствием речи у самого ребенка. Это ограничивает возможности применение экспериментальных методик.

В зависимости от возраста ребенка, от периода психического развития на момент обследования выделяются специфические задачи изучения его особенностей. В период младенчества обращают внимание на развитие двигательной сферы (держать головку). В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сфере. В первую очередь – формирование взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений.

Рекомендации по обследованию детей с нарушением слуха первых лет жизни представлены в работах А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Леонгард, Шматко. Для этого также можно использовать методики, содержащие в пособиях, но при предъявлении заданий и анализа результатов необходимо учитывать структуру нарушения, степень и время потери слуха.

Основным методом изучения детей с нарушением слуха в младенчестве ираннем детстве является метод наблюдение. При проведении психолого – педагогического обследования детей с нарушением слуха 1-4лет необходимо учитывать: 1. развитие общение (мимика, жесты, взгляды); 2. степень развития слухового восприятия (реакция на погремушку); 3. особенности развития движений (равновесия); 4. характер подражания; 5. реакция на одобрение и неудачу; 6. представление о самом себе (они позже указывают на себя и выделяют свои части тела).

При обследовании детей дошкольного и школьного возраста, на ряду с наблюдением используют экспериментально – психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный) направлены на ыявление особенностей в развитии восприятя, пространственных представлений, памяти, наглядно – действенного и словесно – логического мышления.

При проведении обследования детей с нарушением слуха Т.В. Розанова советует использовать предварительные аналогичные задание, относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того, как ребенок выполнит предварительные задания необходимо переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкции.

Составление заключения и психолого – педагогической характеристики по результатам обследования имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных можно придерживаться следующей схемы:

1. характеристика состояния слуха (степень потери, использовать данные из медицинской документации);

2. уровень развития двигательной сферы (пантомимика, мимика, осанка, походка, общее выражение лица, координация движений);

3. познавательная сфера (уровень развития разных видов восприятия: памяти, мышления, развития речи);

4. особенности ведущей деятельности в зависимости от возраста, учебная деятельность;

5. уровень развития личности (реакция на поощрение, наказания, оценка); эмоциональное состояние ребенка, самооценка.

Психолого – педагогическое изучение детей с нарушением слуха поможет правильно организовать обучение и воспитание, определить направление коррекционной работы, способствующей полноценному развитию познавательной сферы и личности ребенка, достижению успешной компенсации нарушений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.006 с.)