Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 29 Роль семьи в развитии личности детей с нарушением слуха. Специфические проблемы в семьях, имеющих детей с нарушением слуха.
Для формирования гармоничной личности для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильный взаимоотношений с окружающими людьми должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Однако именно в семьях, где детей есть какие- либо нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей, рождение такого ребенка оказывается испытанием для всех членов семьи. В психологии выявлены фазы психического осознания факта рождения в семье ребенка с нарушением в развитии: · состояние растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности, беспомощности. · Отрицание диагноза, негативизм. Крайней степенью негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведение каких – либо коррекционных мероприятий. · По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Родители чувствуют горе, угрызение совести. Почему именно мой ребенок глухой. · Самостоятельное, сознательное обращение за помощью к специалистам. В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми, другими родственниками. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию у глухого ребенка отрицательный эмоций, к повышенной раздражительности. Подобная ситуация особым образом влияет на развитие личностных качеств детей с нарушением слуха. Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушение слуха у родителей. В исследованиях Петштака, Богдановой, Мазуровой установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители складываются эмоциональные отношения близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. Это обусловлено тем (по мнению Петштака), что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигается более полный контакт и взаимоотношение. В отличии от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний уже усвоенных детьми. В исследованиях Богдановой, Мазуровой были получены сведения об особенностях личности детей. Слышащие характеризовались высоким показателем любознательности (75%), глухие дети глухих родителей – более низкое (65%), а глухие дети слышащих родителей – самым низким (45%)
По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель у глухих детей слышащих родителей (40%). Т.о, взаимоотношение ребенка, имеющего нарушение слуха с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушением слуха.
Вопрос 30 Содержание и специфика психолого – педагогического обследования детей с нарушением слуха. При обследовании особенностей психического развития детей и взрослых с нарушением слуха реализуется основные принципы психологической диагностики, в частности принципы, сформулированные психологами применительно к разным типам нарушений (Лурия, Забрамная, Розанова) Принципы комплексности (обследование медиками, психологами, педагогами, соц. работниками); принцип целостного системного изучения ребенка (дает возможность установить связи между нарушениями). При психолого – педагогическом обследовании детей с нарушением слуха наблюдаются определенные трудности, связанные со специфическими особенностями их психического развития: организация общения, непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствием речи у самого ребенка. Это ограничивает возможности применение экспериментальных методик. В зависимости от возраста ребенка, от периода психического развития на момент обследования выделяются специфические задачи изучения его особенностей. В период младенчества обращают внимание на развитие двигательной сферы (держать головку). В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сфере. В первую очередь – формирование взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений.
Рекомендации по обследованию детей с нарушением слуха первых лет жизни представлены в работах А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Леонгард, Шматко. Для этого также можно использовать методики, содержащие в пособиях, но при предъявлении заданий и анализа результатов необходимо учитывать структуру нарушения, степень и время потери слуха. Основным методом изучения детей с нарушением слуха в младенчестве ираннем детстве является метод наблюдение. При проведении психолого – педагогического обследования детей с нарушением слуха 1-4лет необходимо учитывать: 1. развитие общение (мимика, жесты, взгляды); 2. степень развития слухового восприятия (реакция на погремушку); 3. особенности развития движений (равновесия); 4. характер подражания; 5. реакция на одобрение и неудачу; 6. представление о самом себе (они позже указывают на себя и выделяют свои части тела). При обследовании детей дошкольного и школьного возраста, на ряду с наблюдением используют экспериментально – психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный) направлены на ыявление особенностей в развитии восприятя, пространственных представлений, памяти, наглядно – действенного и словесно – логического мышления. При проведении обследования детей с нарушением слуха Т.В. Розанова советует использовать предварительные аналогичные задание, относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того, как ребенок выполнит предварительные задания необходимо переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкции. Составление заключения и психолого – педагогической характеристики по результатам обследования имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных можно придерживаться следующей схемы: 1. характеристика состояния слуха (степень потери, использовать данные из медицинской документации); 2. уровень развития двигательной сферы (пантомимика, мимика, осанка, походка, общее выражение лица, координация движений); 3. познавательная сфера (уровень развития разных видов восприятия: памяти, мышления, развития речи); 4. особенности ведущей деятельности в зависимости от возраста, учебная деятельность; 5. уровень развития личности (реакция на поощрение, наказания, оценка); эмоциональное состояние ребенка, самооценка. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушением слуха поможет правильно организовать обучение и воспитание, определить направление коррекционной работы, способствующей полноценному развитию познавательной сферы и личности ребенка, достижению успешной компенсации нарушений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.006 с.) |