Система коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста. Показатели для интегрированного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста. Показатели для интегрированного обучения.



Работа с детьми с младенческого возраста в целях раннего выявления нарушения слуха и слухопротезирования (Пелымская, Шматко)

Использование остаточного слуха в ходе работы форм. неречевой слух, развивающее слуховое восприятие позволяет прилизить процесс становления произношения у ребенка с нарушениями слуха к норм.речи.

Занятия проводят родители под руководством сурдопедагога (учителя-дефектолога). Развитие анализаторов возмодно при постоянном поступлении информации из внешнего мира.

Треб-ся:

- прав. Общения

- организация деят-ти, выполнение рекомендаций по воспитанию

- проведение спец.работ по формированию устной речи

- создание спец.условий (приближение к уху, слухопротезирование).

Диагностика осуществляется врачом-сурдологом на основе отиотрического и аудилогческого обследования.

Для детей 1-ого года жизни – 2 аппарата заушного типа

- подобрать режим работы аппарата;

- приучение пользоваться аппаратом (снимать во время умывания, купания);

- важно одевать во время прогулок (звуки).

Период привыкания около недели.

Занятия.

На 1-3 мес жизни разв. слуховое и зрительное сосредоточение, необходимо обеспечить разнообразие слуховых, зрительных и осязательных впечатлений (игрушки, пение, звучание, разговор с малышом).

2-3 мес. Реб-к начинает сам издавать звуки, взрослый издает звуки и приучает к подражанию, звуки, интонация, слоги.

Учат следить взглядом за игрушкой, определяют направление звука.

3-6 мес. (обеспечивают звуковые и зрительные впечатления).

Речевое общение: интонация, пение, движение в такт, звучание

Упражнения: источник звучания, расположение, расстояния.

- учить дифференцировать звуки, (предъявлять звук с разных сторон).

2-е полугодие (активное взаимодействие со взрослыми)

Как только ребенок поворачивает голову в направлении звучания необходимо проводить работу по различению слов, восприним. только на слух.

К концу 1 года жизни (накап словарь из 5-10 реч. единиц: звукоподражания, лепетные слова, названия игрушек).

На 2-ом году жизни (расширение слухового словаря звукоподражательными словами).

К концу 2-ого г жизни (двухсловные фразы в словаре реб-ка: мяу спит).для проведения упражнений деятельность ребенка д.б. эмоционально окрашена, созд. ситуации подай, принеси), использовать наглядный материал, изображения.

Слуховой словарь 4-5 словàопознавание речевого материала, знак слова только на слух без опоры на наглядность.

Требуют обязательное называние игрушек.

Соотнесение звучания с предметом, побуждение к высказыванию.

1-4 мес. 1-6 мес. Учить выполнять действия.

Важная часть: слышит ли ребенок голос разговора и на каком расстоянии.(упражнение с использованием экрана, который закрывает струю воздуха, следует постоянное увеличение расстояния).

Если ребенок реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии 1 м и более, то проверяют, слышит ли шепот сначала у уха, затем дальше.

Выработка условно-двигательной реакции на слух (барабан – топать – сначала ребенок видит как взрослый играет, потом при звучании делает то же. Упражнение по 3-5 мин. каждый день, материал меняют).

Условно-двигательная реакция на звук.

К 2-2,5 г различает знакомый звуковой материал из 4-5 речевых единиц: слова, фразы…

Использование игрушек, наглядности.

Учат дифференцировать: громко-тихо, быстро-медленно, слитно-раздельно и т.д.

Если ребенок слышит без аппарата не менее, чем 0,5-1м, то учить без аппарата.

Показатели для интегрированного обучения

Интеграция – сторона развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Внешние показатели(сис-ма условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, а к внутренним – уровень его психофизического и речевого развития).

К внешним относятся:

- Ранее выявление нарушения (на 1 г. жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев, т.к. необ-мо достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка, которые позволяют ему обучаться в массовых учреждениях;

- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и потребность помогать ему в этом процессе;

- наличие возможности оказывать эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения;

- систематический контроль за развитием ребенка;

- создание условий, при которых неслышащий ребенок на любом этапе может перейти из массовой школы в спец. школу и наоборот;

- обеспечение высококачественной ЗУА.

К внутренним:

- высокий уровень психофизического и слухоречевого развития, соответствующий возрастной норме или приблизительно к ней;

- возможность овладения общим образовательным стандартом в сроки, предусмотренные массовой школой;

- психическая готовность ребенка.

37.

Дошкольное обучение и воспитание детей с недостатками слуха. Основные принципы и содержание обучения и воспитания в специальных дошкольных учреждениях. Преемственная связь между дошкольной подготовкой и обучением в школе (в обучении языку, в развитии слухового восприятия) детей данной категории.

Цель дошкольного образования – нормализация процесса социализации на основе обеспечения всестороннего развития детей с нарушенным слухом и коррекции имеющихся недостатков, определяемых исходя из патогенеза и структуры нарушения. Ее реализация возможна в процессе длительной систематической работы и предлагает решение следующих задач:

· Психолого-педагогическое изучение и уточнение состояния слуха, речи и интеллекта;

· Становление и обогащение общего развития с последовательным выравниваниванием затруднений в условиях ведущих видов деятельности;

· Коррекция отклонений в развитии;

· Формирование психических новообразований, составляющих структуру «школьной зрелости» и обеспечивающих подготовку к обучению в школе.

Принципы воспитания и обучение дошкольников с нарушенным слухом:

Принципы коррекционно-образовательного процесса дошкольного обучения разработаны Н.И. Беловой, Л.А. Головчиц, Е.П. Кузьмичевой, Л.П. Носковой, Н.Д. Шматко.

Генетический принцип предусматривает необходимость при обучении и воспитании дошкольников со слуховым дефектом учитывать общие закономерности детского развития.

Коррекционная направленность составляет один из главных принципов воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом, реализующий системный характер исправления дефицитарного развития.

Принцип развивающего обучения предполагает мобилизацию здоровых сил (сохранных возможностей) детей, обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития, а также его обогащение (или амплификацию).

Деятельностный принцип дошкольной сурдопедагогики основан на воспроизведении в корригируемом психическом развитии дошкольников со слуховым дефектом иерархически устоявшихся соподчинений видов деятельности в онтогенезе.

Принцип дифференцированного подхода предусматривает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников со слуховой недостаточностью.

Принцип формирования речи как средства общения – один из основополагающих в обучении и воспитании детей с нарушенным слухом.

Принцип направленного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников предусматривает расширение сенсорной базы акустических сигналов, формирование ориентировки в мире звуков (речевых и неречевых) и развитие слухозрительного восприятия речи.

 

 

38.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.008 с.)