Особенности развития внимания у детей с нарушенным слухом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития внимания у детей с нарушенным слухом.



Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наиболее простым и генетически исходным видом является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, т.к. определяется внешними по отношению к целям деятельности событиям и предметам. И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста – как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала инструкции даются во внешней развернутой речевой форме (проговариваются), затем переходят во внутренний план.

Для ДНС характерно более позднее становление высшей формы внимания - произвольного и опосредованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам, так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

Особенности в развитии внимания ДНС связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи – на положении пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания.

Продуктивность внимания у глухих школьников зависит от изобразитель­ной выразительности воспринимаемого материала. При увеличе­нии выразительности глухие школьники точнее устанавливают ин­формативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Напри­мер, при работе с корректурными таблицами разного типа (бук­венными, цифровыми, фигурными) глухие дети на протяжении всех лет обучения (с I по XII класс) успешнее действуют с фигур­ными таблицами.

Внимание детей с нарушениями слуха в боль­шей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности мате­риала: они легче различают фигурный материал, поэтому и рабо­тают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медлен­нее и делают больше ошибок.

В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом ши­роко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая кар­тинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы).

В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).

Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания как сознательного и кон­тролируемого, в формировании основных свойств внимания, та­ких, как устойчивость, распределение, переключаемость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.005 с.)