Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система специального обучения слабослышащих учащихся языку.
Обучение языку в школе слабослышащих предусматривает формирование у учащихся полноценного средства общения, орудия познания (мышления). Преодоление речевого недоразвития и связанных с ним отклонений в познавательной деятельности является важным условием для изучения языка, получения трудовой подготовки. В ходе формирования речи и ее коррекции предусматривается решение комплекса задач: 1. Развитие понимания обращенной речи при постепенно усложняющемся речевом материале. 2. Формирование продуктивной устной речи. 3. Расширение лексического запаса учащихся, развитие навыков грамматического оформления высказываний. 4. Обучение диалогической и монологической речи, в процессе игровой, трудовой, изобразительной и других видов деятельности. 5. Обучение письменной речи, что способствует уточнению звуко-буквенного состава слов, усвоению и закреплению лексики и грамматических навыков. 6. Формирование словарного состава речи — обучение правильному использованию слов в устной и письменной речи, формирование словесных обобщений. 7. Формирование грамматического строя речи. 8. Первоначальное ознакомление с системой языка - познание единиц языка, его структуры, овладение морфологией языка, фонетикой и грамматикой, орфоэпией. Обучение слабослышащих детей языку обязательно предполагает всестороннее и систематическое изучение учителем их речи (предварительное обследование и текущее наблюдение за процессом овладения произношением, словарем, грамматическими навыками). Оно позволяет выявить типичные и индивидуальные особенности речи слабослышащих учеников, увидеть динамику речевого развития, оценить эффективность усилий учителя и наметить пути дальнейшей работы. Обучение языку реализуется принципом коммуникативной направленности занятий, который состоит в том, что предлагаемый языковой материал усваивается в процессе его практического употребления в целях общения, приобретения знаний об окружающем мире. Построение процесса специального обучения языку опирается на действие общих закономерностей, которые свойственны развитию речи в норме: - поэтапность в овладении языковым материалом и речевыми навыками, - развитие речи и связи с разными видами деятельности,
-последовательность в усвоении функционально-стилистических типов речи, - постепенный переход от наглядно-ситуативных к отвлеченно-контекстным формам общения, от понимания речи к ее продуцированию. Для того чтобы эти закономерности получили полное выражение в ходе специально организованного обучения языку, в системе занятий предусмотрено создание наглядных ситуаций в ходе учебной, игровой и трудовой деятельности, побуждающих детей к общению. Формирование речи и ее коррекция у слабослышащих детей осуществляются в связи с развитием всех психических процессов (формирование познавательных процессов, воспитание произвольного внимания, произвольной и непроизвольной образной и словесной памяти). В системе занятий по формированию речи и изучению языка предусмотрено оптимальное соотношение между осознанным отношением учащихся к построению высказывании и автоматизированными, преднамеренно не контролируемыми актами речевой деятельности. Систематическая, специально планируемая работа над ошибками в самостоятельной речи учащихся является важным средством преодоления речевого недоразвития. Каждая форма и вид речи в обучении слабослышащих детей языку выполняют специальную роль, связанную с учетом лингвистических, психологических, дидактических особенностей речи (устной и письменной, диалогической и монологической, побудительной и описательно-повествовательной, ситуативной и контекстной и т. п.). Наиболее доступной и эффективной на начальных этапах речевого развития слабослышащих является побудительная речь, которую использует педагог, организуя деятельность детей, в обстановке приближенной к ситуации естественного общения. Эта разновидность речи удобна для подведения учащихся к использованию ими повествовательной и описательной форм речи. Самостоятельное (даже в самых минимальных размерах, как это имеет место в начале обучения) усвоение новой лексики, грамматических форм и конструкций является существенным фактором речевого развития слабослышащих детей. Поэтому использование, коррекция и уточнение речевого запаса, приобретаемого вне специально организованного учебного процесса, выступают как важнейший принцип обучения языку.
Содержание обучения языку в программах и решается в ходе учебно-воспитательного процесса. Особенность программы состоит в том, что она разработана с учетом своеобразия речевого развития. Содержание и структура программы, принципы отбора и компоновки материала, определение объема требований к умениям, навыкам, знаниям и последовательности их усвоения подчинены ведущей цели обучения — овладению языком как средством общения и орудием познания. Усвоение языкового материала и языковой системы в речевой деятельности ведет к приобретению суммы понятий, образующих содержательную сторону мышления. Различного рода операции с речевым материалом постепенно формируют познавательные, логические процессы у детей. Следовательно, содержание работы по обучению языку в специальной школе является и программой умственного развития слабослышащих учащихся, формирования их познавательной деятельности. Наряду с обеспечением практической направленности в обучении языку в программе учтены и задачи изучения языка как предмета школьного образования. Это достигается двумя путями: во-первых, приобретение учащимися некоторых сведений о языковых явлениях (II—IV классы); во-вторых, начиная с VI класса, вводится раздел «Грамматика и правописание», предусматривающий изучение языка как предмета. Решение выдвигаемых перед обучением слабослышащих детей языку задач предусмотрено программой с учетом поэтапного формирования у них умений и знаний. От класса к классу возрастают степень сложности предлагаемого материала и требования к уровню владения им. Это касается содержания изучаемого (лексики, грамматических средств, тематики бесед), видов и форм речи, степени самостоятельности выполнения тех или иных речевых упражнений и заданий (в том числе сочинений и изложений). В построении программы, в отборе и группировке материала учтены как наиболее общие закономерности развития речи и мышления, так и особенности самого языка, его лексики и грамматики. Существенно то, что отбор и группировка материала, произведены на основе научно обоснованных принципов, прошедших проверку в практике обучения слабослышащих, что одновременно позволило учесть и общие требования дидактики (от простого к сложному,, систематичность, сознательность и др.). Программа по русскому языку включает несколько разделов. 1.Обучение грамоте по разделам «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия», «Обучение произношению», «Формирование грамматического строя речи». 2.Чтение по разделам: «Тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с тексом», «Внеклассное чтение». 3.Развитие речи. 4.Грамматика и правописание.
Содержание работы со слабослышащими учащимися по развитию восприятия речи на слух, обучению произношению. Содержание работы по развитию восприятия речи на слух состоит в совершенствовании их умений и навыков в слуховом восприятии звучащей речи. Цель – формирование навыков способных служить прочной основой слухозрительной базы совершенствования всех сторон устной речи с/с, в том числе навыков ее восприятия.
Организация работы по развитию восприятия речи предполагает: 1. проведение слуховой тренировки – упражнения в восприятии речи на слух, исключая зрение; 2. работа по РСВ все учащихся (без разграничения по степени нарушения слуха и уровню речевого развития); 3. систематичность проведения работы; 4. использование ЗУА разного типа (стационарного, индивидуального); 5. наличие наглядного материала и дидактических средств. Работа проводится на: - индивидуальных занятиях (подготовительные – 5 классы) - групповых (6 – 11 кл. 2 отделения и 6 – 10 кл. 1 отдл.) - фронтальных в слуховом кабинете (подгот. – 5 кл. 2 отдл. и 1 – 4 кл. 1 отдл.) Требования к работе прописаны в программе. Содержание работы включает совершенствование умений воспринимать на слух речь не только в ее естественном звучание, но и в записи (радио, телефон, телевизор). Совершенствуются навыки в изолированном от шумов помещении или в условиях специально смоделированного шума. Уделяется внимание умению дифференцировать правильное и неправильное произношение, определяется характер ошибок. Используется в работе аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие нетолько целостных единиц, но и восприятие отдельных слов и звуков и тд. Способы предъявления речевого материала: 1. только на слух, 2. на слухо-зрительной основе, 3. на индивидальных занятиях – на слух с предварительной слухо-зрительной тренировкой, 4. на инд. занятиях – сразу на слух.
Обучение произношению. Задача – формирование фонетически внятной, членораздельной выразительной речи. Произносительные навыки формируются на уроках и во внеурочное время, на специальных занятиях: индивидуальных, музыкальных, ритмических, в слуховом кабинете, с использованием ЗУА + аналитико-синтетический метод + полисенсорная основа. Важно, чтобы речь учителе была эмоционально окрашена, выразительна. Содержание обучения произношению как в 1, так и во 2-м отделении состоит из разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетание, слово, фраза, орфоэпия и интонация. Работа над словом – 1 класс – воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, схеме ритма. 2 класс – ударный и безударный слог, формирование интонационной стороны. Второе полугодие – работа над дифференциацией звуков. Формируются умения произносить слово слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, умение изменять силу голоса.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.016 с.) |