Система специального обучения слабослышащих учащихся языку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система специального обучения слабослышащих учащихся языку.



 

Обучение языку в школе слабослышащих предусматривает формирование у учащихся полноценного средства общения, орудия познания (мышления). Преодоление речевого недоразви­тия и связанных с ним отклонений в познавательной деятельности является важным условием для изучения языка, получения трудовой подготовки.

В ходе формирования речи и ее коррекции предусматривается решение комплекса задач:

1. Развитие понимания обращенной речи при постепенно усложняющемся речевом материале.

2. Формирование продуктивной устной речи.

3. Расширение лексического запаса уча­щихся, развитие навыков грамматического оформления высказываний.

4. Обучение диалогической и монологической речи, в процессе игровой, трудовой, изоб­разительной и других видов деятельности.

5. Обучение письменной речи, что способствует уточ­нению звуко-буквенного состава слов, усвоению и закреплению лексики и грамматических навыков.

6. Формирование словарного состава речи — обучение правильному использованию слов в устной и письменной речи, формирование словесных обобщений.

7. Формирование грамматического строя речи.

8. Первоначальное ознакомление с системой языка - познание единиц языка, его структуры, овладение морфологией языка, фонетикой и грамматикой, орфоэпией.

Обучение слабослышащих детей языку обязательно предпола­гает всестороннее и систематическое изучение учителем их речи (предварительное обследование и текущее наб­людение за процессом овладения произношением, словарем, грам­матическими навыками). Оно позволяет выявить типичные и индивидуаль­ные особенности речи слабослышащих учеников, уви­деть динамику речевого развития, оценить эффективность усилий учителя и наметить пути дальнейшей работы.

Обучение языку реализуется принципом ком­муникативной направленности занятий, который состоит в том, что предлагаемый языковой материал усваивается в процессе его практического употребления в целях общения, при­обретения знаний об окружающем мире.

Построение процесса специального обучения языку опирается на действие общих закономерностей, которые свойствен­ны развитию речи в норме:

- поэтапность в овладении языковым материалом и речевыми навыками,

- развитие речи и связи с разными видами деятельности,

-последовательность в усвоении функционально-стилистических типов речи,

- постепен­ный переход от наглядно-ситуативных к отвлеченно-контекстным формам общения, от понимания речи к ее продуцированию.

Для того чтобы эти закономерности получили полное выра­жение в ходе специально организованного обучения языку, в сис­теме занятий предусмотрено создание наглядных ситуаций в ходе учеб­ной, игровой и трудовой деятельности, побуждающих детей к об­щению.

Формирование речи и ее коррекция у слабослышащих детей осуществляются в связи с развитием всех психических процессов (формирование познавательных процессов, вос­питание произвольного внимания, произвольной и непроизвольной образной и словесной памяти).

В системе занятий по формированию речи и изучению языка предусмотрено оптимальное соотношение между осознанным отно­шением учащихся к построению высказывании и автоматизирован­ными, преднамеренно не контролируемыми актами речевой дея­тельности.

Систематическая, специально планируемая работа над ошиб­ками в самостоятельной речи учащихся является важным средст­вом преодоления речевого недоразвития.

Каждая форма и вид речи в обучении слабослышащих детей языку выполняют специальную роль, связанную с учетом лингвистических, психологических, дидактических особенностей речи (устной и письменной, диалогической и моноло­гической, побудительной и описательно-повествовательной, ситуа­тивной и контекстной и т. п.). Наиболее доступной и эффективной на начальных этапах речевого развития слабослышащих является побудительная речь, которую использует педагог, организуя дея­тельность детей, в обстановке приближенной к ситуации естественного общения. Эта разновидность речи удобна для подве­дения учащихся к использованию ими повествовательной и опи­сательной форм речи.

Самостоятельное (даже в самых минимальных размерах, как это имеет место в начале обучения) усвоение новой лексики, грам­матических форм и конструкций является существенным фактором речевого развития слабослышащих детей. Поэтому использование, коррекция и уточнение речевого запаса, приобретаемого вне спе­циально организованного учебного процесса, выступают как важ­нейший принцип обучения языку.

Содержание обучения языку в программах и решается в ходе учебно-воспитательного процесса. Особенность программы состоит в том, что она разработана с учетом своеоб­разия речевого развития. Содержание и структура про­граммы, принципы отбора и компоновки материала, определение объема требований к умениям, навыкам, знаниям и последователь­ности их усвоения подчинены ведущей цели обучения — овладе­нию языком как средством общения и орудием познания.

Усвоение языкового материала и языковой системы в речевой деятельности ведет к приобретению суммы понятий, образующих содержательную сторону мышления. Различного рода операции с речевым материалом постепенно формируют познавательные, ло­гические процессы у детей. Следовательно, содержание работы по обучению языку в специальной школе является и программой умственного развития слабослышащих учащихся, формирования их познавательной деятельности.

Наряду с обеспечением практической направленности в обуче­нии языку в программе учтены и задачи изучения языка как пред­мета школьного образования. Это достигается двумя путями: во-первых, приобретение учащимися некоторых сведений о языковых явлениях (II—IV классы); во-вто­рых, начиная с VI класса, вводится раздел «Грамматика и право­писание», предусматривающий изучение языка как предмета.

Решение выдвигаемых перед обучением слабослышащих детей языку задач предусмотрено программой с учетом поэтапного фор­мирования у них умений и знаний. От класса к классу возрастают степень сложности предлагаемого материала и требования к уров­ню владения им. Это касается содержания изучаемого (лексики, грамматических средств, тематики бесед), видов и форм речи, степени самостоятельности выполнения тех или иных речевых уп­ражнений и заданий (в том числе сочинений и изложений).

В построении программы, в отборе и группировке материала учтены как наиболее общие закономерности развития речи и мыш­ления, так и особенности самого языка, его лексики и грамматики. Существенно то, что отбор и группировка материала, произведены на основе научно обоснованных принципов, прошедших проверку в практике обучения слабослышащих, что одновременно позволи­ло учесть и общие требования дидактики (от простого к сложному,, систематичность, сознательность и др.).

Программа по русскому языку включает несколько разделов.

1.Обучение грамоте по разделам «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия», «Обучение произношению», «Формирование грамматического строя речи».

2.Чтение по разделам: «Тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с тексом», «Внеклассное чтение».

3.Развитие речи.

4.Грамматика и правописание.

 

 

Содержание работы со слабослышащими учащимися по развитию восприятия речи на слух, обучению произношению.

Содержание работы по развитию восприятия речи на слух состоит в совершенствовании их умений и навыков в слуховом восприятии звучащей речи.

Цель – формирование навыков способных служить прочной основой слухозрительной базы совершенствования всех сторон устной речи с/с, в том числе навыков ее восприятия.

Организация работы по развитию восприятия речи предполагает:

1. проведение слуховой тренировки – упражнения в восприятии речи на слух, исключая зрение;

2. работа по РСВ все учащихся (без разграничения по степени нарушения слуха и уровню речевого развития);

3. систематичность проведения работы;

4. использование ЗУА разного типа (стационарного, индивидуального);

5. наличие наглядного материала и дидактических средств.

Работа проводится на:

- индивидуальных занятиях (подготовительные – 5 классы)

- групповых (6 – 11 кл. 2 отделения и 6 – 10 кл. 1 отдл.)

- фронтальных в слуховом кабинете (подгот. – 5 кл. 2 отдл. и 1 – 4 кл. 1 отдл.)

Требования к работе прописаны в программе.

Содержание работы включает совершенствование умений воспринимать на слух речь не только в ее естественном звучание, но и в записи (радио, телефон, телевизор). Совершенствуются навыки в изолированном от шумов помещении или в условиях специально смоделированного шума. Уделяется внимание умению дифференцировать правильное и неправильное произношение, определяется характер ошибок. Используется в работе аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие нетолько целостных единиц, но и восприятие отдельных слов и звуков и тд.

Способы предъявления речевого материала:

1. только на слух,

2. на слухо-зрительной основе,

3. на индивидальных занятиях – на слух с предварительной слухо-зрительной тренировкой,

4. на инд. занятиях – сразу на слух.

 

Обучение произношению.

Задача – формирование фонетически внятной, членораздельной выразительной речи.

Произносительные навыки формируются на уроках и во внеурочное время, на специальных занятиях: индивидуальных, музыкальных, ритмических, в слуховом кабинете, с использованием ЗУА + аналитико-синтетический метод + полисенсорная основа.

Важно, чтобы речь учителе была эмоционально окрашена, выразительна.

Содержание обучения произношению как в 1, так и во 2-м отделении состоит из разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетание, слово, фраза, орфоэпия и интонация.

Работа над словом – 1 класс – воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, схеме ритма. 2 класс – ударный и безударный слог, формирование интонационной стороны. Второе полугодие – работа над дифференциацией звуков.

Формируются умения произносить слово слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, умение изменять силу голоса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.016 с.)