Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чистая теория права Ганса Кельзена↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ханс Кельзен (p. 11 окт. 1881) – австрийский правовед, глава нормативистской (венской) школы права. Учение Кельзена о праве является развитием положений юридического позитивизма, сводившего задачи науки лишь к описанию и логической систематизации действующего права и объявившего ненужным его социально-экономическое объяснение. Эти позиции Кельзен связал с кантианским разрывом "сущего" и "должного". "Чистая теория права" была выдвинута Кельзеном еще в 1911, но получила широкое распространение в период между двумя мировыми войнами. По Кельзену право - это совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (в отличие от других нормативных систем, таких, как религия и мораль). По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив — в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем. В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды. На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие нормы", установленные в законодательном порядке или путем обычая. Последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. В чистом учении о праве Кельзен подвергает критике традиционное правоведение, сложившееся в 19-20 веках и называет свое учение чистым, поскольку оно свободно от всего, что не является правом. Он считает, что правоведение необходимо освободить от всех чуждых ему элементов, поскольку оно некритично расширилось за счет психологии, социологии, этики и политической теории. По сути своей отвергает не только разного рода естественно-правовые доктрины, но и вообще философию права с присущим ей различением права и закона как метафизические и идеологизированные учения, не соответствующие позитивистским критериям строго научного понимания права. Очистить предмет правоведения Кельзен предлагает с помощью специфического нормативистского метода изучения и описания права как особой системы норм и определенной сферы долженствования. Право, таким образом, трактуется им как система норм, регулирующих человеческое поведение. Так как положения Кельзена о праве и его нормативности опираются на неокантианские представления о дуализме бытия (сущего) и долженствования (должного), то право относится к сфере долженствования, а норма выступает как схема толкования фактичности (бытия) и придания ей правового смысла. Кельзен очищает право, как форму от содержания, и допускает любой произвол в качестве права. Например, право под господством нацистов есть право. Основная норма дает правовое значение любому действенному порядку принуждения и определяет действительность правопорядка - безразлично к его содержанию. Таким образом, согласно основной норме государственного правопорядка, эффективное правительство, которое на основании действенной конституции создает действенные общие и индивидуальные нормы, есть легитимное правительство этого государства. Принцип, согласно которому норма правопорядка действительна до тех пор, пока ее действительность не будет прекращена предусмотренным правопорядком способом или заменена действительностью другой нормы этого порядка, - этот принцип есть принцип легитимности.
51. Концепция солидаризма Леона Дюги. В перв.пол. XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, гл. представ.которого был Леон Дюги (1859 -1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо. Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности. Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Соц. норма солидарности - основа всего объект.права. Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны, тк. они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юр. норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять определенную социальную функцию. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав. Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции. Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг. Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Современное общество движется классам, организованным в синдикаты -синдикальный федерализм. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами. Все это приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты: 1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности; 2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности; 3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство; 4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права. Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.
52. Психологическая теория права Л.Петражицкого. ПЕТРАЖИ́ЦКИЙ Лев Иос. (1867—1931) — правовед и социолог, создатель психол. школы права. В социологии П. решал многие теоретико-методол. вопросы в духе совр. ему неокантианства, но испытывал известное влияние позитивисткого психологизма. В начале 20 века была опубликована работа Л. И. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В своей работе Петражицкий определяет право как явление нашей индивидуальной психики. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между ними он видит как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов и императивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в толковании Петражицкого выступает как индивидуально-личностное сознание долга, а «атрибутивность» – это сознание «своего права». Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, а для права важно исполнение обязанностей. Одним из важных выводов теории стало положение о том, что роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности). Правовой психике свойственно двустороннее мотивационное действие – наряду с пассивной этической мотивацией (сознанием долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение. Петражицкий выделяет такие специальные функции права, как «распределительная» и «организационная». Кроме того, к заслугам Петражицкого относят освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе он создал учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права. Он различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следуют «право принятых в науке мнений», «право учений отдельных юристов или групп их», «право юридической экспертизы»; «право изречений религиозно-этических авторитетов (основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов Церкви и т. д.)» и «право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения», «договорное право», «право односторонних обещаний», «программное право» (программное заявление органов государственной власти), «признанное право» (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения). «Прецедентное право» усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также «общенародное право как везде существующее право» (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что «так принято во всем мире», «у всех народов»).
53. Теории возрожденного естественного права. (юснатурализм, теория естественной справедливости, теории естественных прав человека) С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени Е.-п.т. переживает новый период в своем развитии - так называемый период возрожденного естественного права. Его отличительная особенность проявляется прежде всего в том, что оно не признает вечного, неизменного для всех времен и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. Среди других отличительных особенностей возрожденного естественного права - множественность направлений его развития и формирующих его частных теорий. Это прежде всего неотомистские, экзистенциалистские, феноменологические и другие доктрины. Общим для них является то, что они возникают и развиваются в рамках естественного права и имеют под собой одинаковую основу - объективный и субъективный идеализм. Естественное право выводится ими из: а) божественного порядка бытия (религиозные учения - неотомизм, неопротестанизм и др.); б) самореализации объективного разума и объективной идеи права (неогегельянство);в) априорных правовых субстанций и ценностей (феноменологическая концепция); г) "природы вещей" как идеальной мыслимой формы, трактуемой с позиций методологического дуализма должного и сущего (неокантианство);д) существования человека (экзистенциализм); е) "процесса исторического правопонимания", "живого исторического языка" (герменевтика) и др. Эти направления и подходы нередко переплетаются между собой и дополняют друг друга. В современных условиях развития Е.-п.т. ее политический и идеологический аспекты значительно усилились, приобрели большую значимость по сравнению с прежними этапами. С помощью различных положений Е.-п.т. в 30-40-е гг. XX в. в некоторых странах (Германия, Италия, Португалия и др.) сначала оправдывались, а затем, после победы над фашизмом, повсеместно осуждались фашизм и тоталитаризм.В РФ Е.-п.т. фактически принята в качестве официальной государственно-правовой доктрины. Хотя Конституция РФ не содержит прямого упоминания о естественном праве(как в ряде зарубежных конституций), на естественно-правовой подход указывает, например, положение ч. 2 ст. 17 о неотчуждаемости прав, которые принадлежат каждому человеку от рождения. Это непосредственно означает, что никакая законодательная власть не может в принципе отменить ни одного из "общепризнанных".прав человека. В российских условиях конца XX в. доктрина естественного права особенно активно используется для оправдания восстановления частной собственности, социального расслоения, приоритета индивидуальных интересов над общественными.Марченко М.Н. Согласно теории возрожденного естественного права (совре менная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отно шению к высшему, естественному праву, вытекающему из чело веческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установ ленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общече ловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. В рамках теории возрожденного естественного права выделя ются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права. Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средне векового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о при роде, сущности права, неотомистская теория пытается найти ос новные права в мировом порядке, согласующемся с религиозны ми догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство челове ческого, положительного закона, если он расходится с естествен ным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосход ство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное про исхождение, не противоречит естественному праву. "Светская" доктрина естественного права исходит из этичес кой первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, ос нованного на стандартах справедливого поведения. Для этой тео рии характерным является признание в качестве основы "пра вильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.
54. Теория элит и теория технократии. Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Различны интерпретации термина «элита»: одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту — это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важна социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера. Платон к элите относил сословие правителей-философов по такому показателю как качество«…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости». А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям через социальные качества. Первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Согласно Макиавелли власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Гаэтано Моска (1854—1941) - самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). Вильфредо Парето (1848—1923) говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса.. Технократия – в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности. Т. т. зародились на основе резкой критики Т. Вебленом (США) господства финансовой олигархии, как не соответствующей интересам развития техники и производства. Проповедь передачи власти инженерам, техникам и специалистам по управлению стала лозунгом радикального антидемократического технократизма 30-х гг. 20 века (Г. Скотт, С. Чейз — США, Ж. Бенд — Франция). В 50—60-х гг. Т. т. получили широкое распространение в Западной Европе, включив в себя видоизменённую «теорию бюрократии» М. Вебера (Германия). В конце 60-х гг. был провозглашен (как будто бы свершившийся и прогрессивный факт) переход власти в руки уже не столько менеджеров, сколько инженеров, техников и служащих ведущих корпораций, принимающих решения и образующих так называемую «техноструктуру», с которой переплетается государственная бюрократия, превращая государство в исполнительный орган «техноструктуры» (Дж. Гелбрейт).
1. Полит.мысль Др.Индии 2. Политико-правовые взгляды школы жуцзя 3. Политико-правовые взгляды школы моцзя 4. Политико-правовые взгляды школы фацзя 5. Политико-правовые взгляды школы даосов 6. Софисты 7. Политический идеал Платона, «Государство» 8. Учение о законодат-ве: «Закон» 9. Аристотель «Политика» 10. Аристотель «Никомахова Этика» 11. Полибий 12. Цицерон 13. Августин Аврелий 14. Фома Аквинский 15. Марсилий Падуанский 16. Данте Алигьери 17. Николо Макиавелли 18. Эразм Роттердамский 19. Жан Боден 20. Томас Мор 21. Т.Кампанелла 22. Д.Верас 23. Гуго Гроций 24. Барух Спиноза 25. Томас Гоббс 26. Джон Локк 27. Шарль Луи де Монтескье 28. Ж-Ж Руссо 29. Жан Мелье 30. Габриель Бонно де Мабли, Леже-Мари Дешан 31. Морелли 32. Гракх Бабеф 33. Учение о праве Христиан Вольф 34. Учение об обществе и гос.Христиан Вольф 35. Иммануил Кант в Работе «Метафизика нравов» 36. Иммануил Кант «К вечному миру», «Метафизика нравов» 37. Историческая школа права 38. Гегель. Предмет философии права. 39. Гегель. Понятие нравственности, семья, гос-во 40. Иеремия Бентам 41. Фр.либералы 19 в. Бенджамен Констан, Алексис де Токвиль 42. Социалисты-утописты первой половины 19в. 43. Философский позитивизм. Огюст Конт 44. Вагнер 45. Людвиг Гумплович 46. Рудольф Штаммлер о естественном праве с меняющимся содержанием 47. Юр.позитивизм. Джон Остин, Герберт Харт 48. К.Маркс, Ф. Энгельс 49. Русский либерализм 19 в 50. Ганс Кельзен 51. Концепция солидаризма Леона Дюги 52. Петражицкий 53. Теория возрожденного естественного права 54. Теория элит и теория технократии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.012 с.) |