Учение Аристотеля о праве в трактате «Никомахова Этика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Аристотеля о праве в трактате «Никомахова Этика»



У ученых две позиции по поводу права у Ар.: - право и этика тождественны, право и этика различны.

Добродетель- золотая середина между двумя порочными крайностями. Справедливость-универсальная добродетель- широкий смысл, им занимается этика. Узкий смысл – человек берет не больше и не меньше чем ему должно принадлежать – эти зан-тся право. Справ-сть – середина между неспр.сть к другим и неспр-сть к себе.

Право – мера справедливости в общественных отношениях. Ар. выводит распределительное право (на основе геометр. равенства. распределение благ пропорционально общественной полезности и достоинству), направительное право (на основе арифмет. равенства, обмен между гражданами). Направительное право делится на недобровольный обмен (правонарушение, кража убийство и т.д.) и добровольный обмен. В добр. обмене справ-сть среднее между наживой и убытком. Определение справедливой середины является делом судей, это и есть правосудие. В сфере направ. права судьи исправляют арифм. рав-ство, в сфере распред. права восстанавливаю геометрич. пропорцию. Право возможно только там где есть судьи, только на уровне полиса. В полисе возможность права совпадает с необходимостью. Гос-ное право делится на естественное и узаконенное. Ест. право-что есть справедливость в природе, имеет одинаковую силу и не зависят от их признания людьми. Узакон. право- справедливо согласно человеч. решению. Ест. и узакон. право две стороны одной медали, образуют полисное право. Восполнение пробелов зак-ва возможно за счет «аналогии права».

Добродетели должны прививаться с помощью законов, именно законы должны устанавливать воспитание и занятия молодых людей.

Ар. создал те рамки правового мышления, в рамках которого стало возможно возникновение римского права.

 

 

11. Политическое учение Полибия.

«Всеобщей история» Полибий (210-123 гг. до н.э.) Активный политик, он пытался преодолеть раз-дробленность. Рим казался Полибию гос-вом-носителем новых политдерзаний.

Осн научн. методологии - опора на обобщение эмпирического материала: истор и геогр сведений, личных наблюдений. Личному опыту придавал особенное значение. «Не может писать о гос устрой-стве человек- сам не участвовавший в гос жизни и в госотношениях. Т к буквоеды не могут ни о чем писать умело и живо, то их сочинения бесполезны для читателей». Без особой симпатии П относился к полит фантазированию в духе Платона. Он полагал, что сравнение реально существующих гос-в с гос-вом Платона бессмысленно, «пока пригодность его не будет испытана на деле». П начинает с констатации важности самой проблемы гос устройства, подчеркивает: «важнейшею причиною успеха, или неудачи в каком бы то ни было предприятии должно почитать гос устройство. От него, как от источника, исходят все замыслы и планы предприятий, от него же зависит и осуществление их».

Если 1 человек правит гражданами с их добровольного согласия, опираясь на рассудок, а не на страх и силу, то эта власть наз царской. Противное этому положение вещей образует тиранию.

Правление меньшинства образует аристократию, если это меньшинство состоит из самых справед-ливых и рассудительных людей, получающих власть по выбору. В противном случае -олигархия.

При истинной демократии решения принимаются большинством народа. Но эти решения не произ-вольны. Богобоязнь, уважение к родителям, почтение к старшим и законопослушание - границы, за кот большинство не может выйти в прав демократическом устройстве. Если «народная масса имеет власть делать все, что бы ни пожелала и ни вздумала», то мы имеем дело с властью толпы, или охло-кратией.

6 форм гос устройства, 3 из них -прав, а 3 – извращ -тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия. В ходе истор процесса каждая форма устройства проходит через неск последовательных стадий: зарождение,рост,наивысшее развитие,переход в др форму, конец. П. говорит о неправильных формах не как о самост-м явлении, а как об извращениях, сопутствующих прав формам. Ни одна из простых форм не м б безупречной. Совершеннейшей формой гос устройства -та, кот соединяет в себе особенности и монархии, и аристократии, и демократии. Построение такой формы гос устройства удалось на практике спартанцам (во времена Ликурга) и римлянам. Выделяет в римском гос устройстве 3 власти. Власть консулов - монархический элемент. В подчинении у консулов находятся почти остальные чиновники (обладают правом внесения законодательных предположений и правом созывать народные собрания). В ведении консулов находится большинство вопросов, связанных с ведением войны. Им принадлежит почти неограниченное право распоряжаться гос казной.Аристократический элемент представлен властью сената. Он следит за бюджетом гос-ва, руководит общественным строительством, расследует важнейшие преступления, отправляет послов в др страны, и принимает иностранных послов.Демократический элемент представлен народным собранием. Ему принадлежит право наказывать и награждать римских граждан - право, которое П. считает принципиально важным. Народное собрание принимает законы, объявляет войну и заключает мир, утверждает международные соглашения. Вместе с тем П не считал, что построение смешанной формы гос устройства может остановить круговорот правлений раз и навсегда. Эта форма м б построена в период высшего развития гос-ва, и=> с началом упадка полит организации возможно ее исчезновение. эта форма внутри своего развития проходит все осн стадии - от зарождения до упадка. Говоря о римском гос устройстве, П описывает то его состояние, которое имело место во времена Ганнибала, полагая, что в совр ему Риме положение вещей было не идеальным. П описывает грядущее падение смешанной формы, которая «подвержена переменам и порче», как и все в этом мире. Когда гос-во достигнет наивысшего могущества и благосостояния, жизнь граждан станет роскошнее. Избалованные роско-шью, они станут пренебрегать добродетелями во имя излишеств. Народ, начнет считать систему вла-сти помехой к своему благосостоянию, и совершит переворот. Совершенная форма гос устройства превратится в охлократию, но устроители переворота будут уверены в том, что они строят, демокра-тическое гос-во. Этот прогноз оправдался. Римская смешанная респ пережила его всего на сто лет. Но выродилась она в тиранию, а не в охлократию. Но всем римским тиранам было свойственно заигрывание с плебсом; т е последующему цезаризму был присущ сильный охлократический элемент.

12. Учение Цицерона о государстве и праве.

Цицерон – был практикующим адвокатом, заметным и активным политическим деятелем. Работы; «Диалог о законах», «Диалог о гос-ве», «Трактат об обязанностях».

Политическое учение. Причиной образования любых политических сообществ и государств является склонность людей жить вместе, ставя в основу человеческую природу, а не внешние обстоятельства. Разумная общественность человека проявляется на нескольких уровнях. 1ур – общность всего рода людского. 2ур – общность племени, народа, языка. 3ур – гос-во. 4ур – кровное родство. 5ур – дружба (самый прочный вид общения). Ц. определяет гос-во как достояние народа, т.е. соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Такое соединение людей он называет еще гражданской общиной. Ц. выделяет формы правления: правильные (царская власть, власть оптиматов, народная община) и неправильные (тирания, аристократия, произвол толпы). Лучшая форма – смешанная, объединяющая положительные черты всех трех правильных форм правления. Эта концепция почти полностью заимствована у Полибия. Другой важный вопрос – соблюдение справедливости при управлении гос-вом. Гос-во может быть достоянием народа только, когда им правят справедливо. Если не соблюдается справ-ть, то нет права, следовательно нет согласия, нет народа, нет настоящего гос-ва.

Правовое учение. Исток права – справедливость, добродетель. Существует два аспекта права: отношение к гражданственности и к природе (естественное право, проявляется в повседневной жизни). Ц. развивал теорию естественного права. Если бы все права устанавливались человеческими решениями, то не было бы добродетели. Ц. различал право и закон. Право – воплощенная справедливость. Закон – решение, позволяющее разделить справедливость и несправедливость, и выражается в соответствии с природой. Справедливость состоит в следовании исключительно высшему закону, а не всякому человеческому установлению. Закон – вторичное по отношению к праву. Законы появились позже права, люди создавали законы для того, чтобы обеспечить равноправие. Правильными законами можно называть те постановления, кот. придуманы для блага граждан, целостности гос-в и спокойной и счастливой жизни людей. Целью гражданского права Ц считал справедливое соблюдение обычаев и законов в тяжбах граждан. Тем самым он подобно Аристотелю считал сердцевиной гражд-правовой деятельности работу судей по решению разногласий между гражданами.

 

 

13. Концепция двух градов и правовое учение Августина Аврелия.

С появлением Христианства Древний Рим разделился на две составляющих – языческий и христианский. Христианство тяжело принималось, т.к. оно ставило под сомнение справедливость (в Христ-ве справ-ть не занимает такого положения как в системе ценностей у римлян). Первым идеологом это поры стал Августин Аврелий – литератор, человек с христианским мировоззрением, но с языческой культурой образования. Написал огромное собрание сочинений, политический взгляды изложены в трактате «О граде божьем». Главная задача – снять с христианства обвинения в тех бедствиях, которые оно, якобы, принесло римской империи; доказать то, что римская империя уже в силу своих культурных образований была обречена на крах, и потому нелепо обвиняет христ-во в постигшем их кризисе. А.А. довел до логического завершения концепцию о граде божьем и земном. В широком смысле град божий – это мистическое общение праведников всех времен, а град земной – мистическое общение грешников всех времен. Оба града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшею до презрения Бога, божий – любовью к Богу, дошедшею до презрения к себе. В простом значении град земной – это ныне живущая часть человечества, совокупность реальных земных государств; град божий - грядущее царство Христово. Церковь – часть града земного, но служит для предизображения града божьего. Греховность человеческого рода такова, что если на земле когда-нибудь наступит мир, его все равно нельзя сравнивать с истинным миром в Царстве Божьем. Грех - первая причина рабства. Рабство – наказание за грехи или во избежание грехов, т.е. явление вполне естественное.

В земном граде справедливость не гарантируется. Истинная справедливость возможна только в граде божьем. А форма правления не важна, т.к.к если люди справедливы, то политические ценности не имеют большого значения.

Правовое учение. Разделял право на божественное и человеческое. Божественное право основано на божественной правде и справедливости. Человеческое право представлял как общественный договор, укрепленный законом, обычаем государства или народа, о правилах поведения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.)