Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Аристотеля о праве в трактате «Никомахова Этика»
У ученых две позиции по поводу права у Ар.: - право и этика тождественны, право и этика различны. Добродетель- золотая середина между двумя порочными крайностями. Справедливость-универсальная добродетель- широкий смысл, им занимается этика. Узкий смысл – человек берет не больше и не меньше чем ему должно принадлежать – эти зан-тся право. Справ-сть – середина между неспр.сть к другим и неспр-сть к себе. Право – мера справедливости в общественных отношениях. Ар. выводит распределительное право (на основе геометр. равенства. распределение благ пропорционально общественной полезности и достоинству), направительное право (на основе арифмет. равенства, обмен между гражданами). Направительное право делится на недобровольный обмен (правонарушение, кража убийство и т.д.) и добровольный обмен. В добр. обмене справ-сть среднее между наживой и убытком. Определение справедливой середины является делом судей, это и есть правосудие. В сфере направ. права судьи исправляют арифм. рав-ство, в сфере распред. права восстанавливаю геометрич. пропорцию. Право возможно только там где есть судьи, только на уровне полиса. В полисе возможность права совпадает с необходимостью. Гос-ное право делится на естественное и узаконенное. Ест. право-что есть справедливость в природе, имеет одинаковую силу и не зависят от их признания людьми. Узакон. право- справедливо согласно человеч. решению. Ест. и узакон. право две стороны одной медали, образуют полисное право. Восполнение пробелов зак-ва возможно за счет «аналогии права». Добродетели должны прививаться с помощью законов, именно законы должны устанавливать воспитание и занятия молодых людей. Ар. создал те рамки правового мышления, в рамках которого стало возможно возникновение римского права.
11. Политическое учение Полибия. «Всеобщей история» Полибий (210-123 гг. до н.э.) Активный политик, он пытался преодолеть раз-дробленность. Рим казался Полибию гос-вом-носителем новых политдерзаний. Осн научн. методологии - опора на обобщение эмпирического материала: истор и геогр сведений, личных наблюдений. Личному опыту придавал особенное значение. «Не может писать о гос устрой-стве человек- сам не участвовавший в гос жизни и в госотношениях. Т к буквоеды не могут ни о чем писать умело и живо, то их сочинения бесполезны для читателей». Без особой симпатии П относился к полит фантазированию в духе Платона. Он полагал, что сравнение реально существующих гос-в с гос-вом Платона бессмысленно, «пока пригодность его не будет испытана на деле». П начинает с констатации важности самой проблемы гос устройства, подчеркивает: «важнейшею причиною успеха, или неудачи в каком бы то ни было предприятии должно почитать гос устройство. От него, как от источника, исходят все замыслы и планы предприятий, от него же зависит и осуществление их».
Если 1 человек правит гражданами с их добровольного согласия, опираясь на рассудок, а не на страх и силу, то эта власть наз царской. Противное этому положение вещей образует тиранию. Правление меньшинства образует аристократию, если это меньшинство состоит из самых справед-ливых и рассудительных людей, получающих власть по выбору. В противном случае -олигархия. При истинной демократии решения принимаются большинством народа. Но эти решения не произ-вольны. Богобоязнь, уважение к родителям, почтение к старшим и законопослушание - границы, за кот большинство не может выйти в прав демократическом устройстве. Если «народная масса имеет власть делать все, что бы ни пожелала и ни вздумала», то мы имеем дело с властью толпы, или охло-кратией. 6 форм гос устройства, 3 из них -прав, а 3 – извращ -тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия. В ходе истор процесса каждая форма устройства проходит через неск последовательных стадий: зарождение,рост,наивысшее развитие,переход в др форму, конец. П. говорит о неправильных формах не как о самост-м явлении, а как об извращениях, сопутствующих прав формам. Ни одна из простых форм не м б безупречной. Совершеннейшей формой гос устройства -та, кот соединяет в себе особенности и монархии, и аристократии, и демократии. Построение такой формы гос устройства удалось на практике спартанцам (во времена Ликурга) и римлянам. Выделяет в римском гос устройстве 3 власти. Власть консулов - монархический элемент. В подчинении у консулов находятся почти остальные чиновники (обладают правом внесения законодательных предположений и правом созывать народные собрания). В ведении консулов находится большинство вопросов, связанных с ведением войны. Им принадлежит почти неограниченное право распоряжаться гос казной.Аристократический элемент представлен властью сената. Он следит за бюджетом гос-ва, руководит общественным строительством, расследует важнейшие преступления, отправляет послов в др страны, и принимает иностранных послов.Демократический элемент представлен народным собранием. Ему принадлежит право наказывать и награждать римских граждан - право, которое П. считает принципиально важным. Народное собрание принимает законы, объявляет войну и заключает мир, утверждает международные соглашения. Вместе с тем П не считал, что построение смешанной формы гос устройства может остановить круговорот правлений раз и навсегда. Эта форма м б построена в период высшего развития гос-ва, и=> с началом упадка полит организации возможно ее исчезновение. эта форма внутри своего развития проходит все осн стадии - от зарождения до упадка. Говоря о римском гос устройстве, П описывает то его состояние, которое имело место во времена Ганнибала, полагая, что в совр ему Риме положение вещей было не идеальным. П описывает грядущее падение смешанной формы, которая «подвержена переменам и порче», как и все в этом мире. Когда гос-во достигнет наивысшего могущества и благосостояния, жизнь граждан станет роскошнее. Избалованные роско-шью, они станут пренебрегать добродетелями во имя излишеств. Народ, начнет считать систему вла-сти помехой к своему благосостоянию, и совершит переворот. Совершенная форма гос устройства превратится в охлократию, но устроители переворота будут уверены в том, что они строят, демокра-тическое гос-во. Этот прогноз оправдался. Римская смешанная респ пережила его всего на сто лет. Но выродилась она в тиранию, а не в охлократию. Но всем римским тиранам было свойственно заигрывание с плебсом; т е последующему цезаризму был присущ сильный охлократический элемент.
12. Учение Цицерона о государстве и праве. Цицерон – был практикующим адвокатом, заметным и активным политическим деятелем. Работы; «Диалог о законах», «Диалог о гос-ве», «Трактат об обязанностях». Политическое учение. Причиной образования любых политических сообществ и государств является склонность людей жить вместе, ставя в основу человеческую природу, а не внешние обстоятельства. Разумная общественность человека проявляется на нескольких уровнях. 1ур – общность всего рода людского. 2ур – общность племени, народа, языка. 3ур – гос-во. 4ур – кровное родство. 5ур – дружба (самый прочный вид общения). Ц. определяет гос-во как достояние народа, т.е. соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Такое соединение людей он называет еще гражданской общиной. Ц. выделяет формы правления: правильные (царская власть, власть оптиматов, народная община) и неправильные (тирания, аристократия, произвол толпы). Лучшая форма – смешанная, объединяющая положительные черты всех трех правильных форм правления. Эта концепция почти полностью заимствована у Полибия. Другой важный вопрос – соблюдение справедливости при управлении гос-вом. Гос-во может быть достоянием народа только, когда им правят справедливо. Если не соблюдается справ-ть, то нет права, следовательно нет согласия, нет народа, нет настоящего гос-ва.
Правовое учение. Исток права – справедливость, добродетель. Существует два аспекта права: отношение к гражданственности и к природе (естественное право, проявляется в повседневной жизни). Ц. развивал теорию естественного права. Если бы все права устанавливались человеческими решениями, то не было бы добродетели. Ц. различал право и закон. Право – воплощенная справедливость. Закон – решение, позволяющее разделить справедливость и несправедливость, и выражается в соответствии с природой. Справедливость состоит в следовании исключительно высшему закону, а не всякому человеческому установлению. Закон – вторичное по отношению к праву. Законы появились позже права, люди создавали законы для того, чтобы обеспечить равноправие. Правильными законами можно называть те постановления, кот. придуманы для блага граждан, целостности гос-в и спокойной и счастливой жизни людей. Целью гражданского права Ц считал справедливое соблюдение обычаев и законов в тяжбах граждан. Тем самым он подобно Аристотелю считал сердцевиной гражд-правовой деятельности работу судей по решению разногласий между гражданами.
13. Концепция двух градов и правовое учение Августина Аврелия. С появлением Христианства Древний Рим разделился на две составляющих – языческий и христианский. Христианство тяжело принималось, т.к. оно ставило под сомнение справедливость (в Христ-ве справ-ть не занимает такого положения как в системе ценностей у римлян). Первым идеологом это поры стал Августин Аврелий – литератор, человек с христианским мировоззрением, но с языческой культурой образования. Написал огромное собрание сочинений, политический взгляды изложены в трактате «О граде божьем». Главная задача – снять с христианства обвинения в тех бедствиях, которые оно, якобы, принесло римской империи; доказать то, что римская империя уже в силу своих культурных образований была обречена на крах, и потому нелепо обвиняет христ-во в постигшем их кризисе. А.А. довел до логического завершения концепцию о граде божьем и земном. В широком смысле град божий – это мистическое общение праведников всех времен, а град земной – мистическое общение грешников всех времен. Оба града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшею до презрения Бога, божий – любовью к Богу, дошедшею до презрения к себе. В простом значении град земной – это ныне живущая часть человечества, совокупность реальных земных государств; град божий - грядущее царство Христово. Церковь – часть града земного, но служит для предизображения града божьего. Греховность человеческого рода такова, что если на земле когда-нибудь наступит мир, его все равно нельзя сравнивать с истинным миром в Царстве Божьем. Грех - первая причина рабства. Рабство – наказание за грехи или во избежание грехов, т.е. явление вполне естественное. В земном граде справедливость не гарантируется. Истинная справедливость возможна только в граде божьем. А форма правления не важна, т.к.к если люди справедливы, то политические ценности не имеют большого значения. Правовое учение. Разделял право на божественное и человеческое. Божественное право основано на божественной правде и справедливости. Человеческое право представлял как общественный договор, укрепленный законом, обычаем государства или народа, о правилах поведения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.) |