Политические воззрения древнегреческих софистов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические воззрения древнегреческих софистов.



В V -IV веке- «софисты». Под этим наименованием подразумевается не общность философской школы, а общность профессии. Софисты были платными учителями мудрости и принадлежали к разл школам. Традиционно хронологическое деление софистов на «старших» и «младших».

Самым известным из «старших» софистов был Протагор (481- 411 гг. до н.э). Он считл, что управ-лять гос-вом должны все люди, а не только самые выдающиеся. Т о, мыслитель приходил к идеалу демократического правления. Он полагал, что законы в гос-ве существуют для воспитания в гражда-нах добродетелей, и обязательны для всех. Наказания же призваны предотвратить совершение новых преступлений в будущем и исправить нрав преступников. Горгий (483-375 гг. до н.э.) был философом-скептиком, сомневавшимся не только в познаваемости мира, но и в его существовании. Вместе с тем, его мысли о гос-ве и праве были просты и приземлены. Наивысшее благо -владение искусством красноречия, позволяющим убеждать народ и правителей в своей правоте, и мани-пулировать происходящим в гос-ве по собственной прихоти.В результате подобного рода манипуляций общественным мнением возникают законы, которые имеют искусственное происхождение. Справедливость, заключенная в самой природе имеет первостепенное значение. Только если законы становятся ее воплощением, они заслуживают уважения, и д б охраняемы. Продик (470-? гг. до н.э.) стремился к подчеркнутой морализации своего учения. Согласно Продику, ничто не м б оценено само по себе. Оценка любой вещи и свойства зависит от того, как эта вещь, или свойство используются. Власть, богатство и прочее, хороши, если ими пользуются мудро и добродетельно, и дурны, если это не так. Мудрости же и добродетели можно научиться. Но это трудно без помощи богов, с кот люди связаны во всех своих делах. => благополучие может быть уделом людей благочестивых и богобоязненных. Именно такие люди должны играть гл роль в управлении гос-вом. ГиппийЭлидский (460-400 гг. до н.э.) считал, что многое из того, что закон предписывает людям, противоречит природе и чаще всего является насилием над людьми. Он при-знавал, что хорошо установленный ради общей пользы закон м б и благом. Что объективно полезно для большинства, то и д б законным. Поэтому закон должен пониматься как решение большинства относительно того, что должно делать, и от чего следует воздерживаться. Антифонт(V-IVвв. до н.э.) отождествлял справедливость с требованием не нарушать законов родного гос-ва. Самое полезноедля человека - соблюдать полисные законы в общественной жизни и ест законы - в частной жизни. Второе важнее, чем первое, Скрыв свое преступление против законов гос-ва, человек может избежать неприятных последствий, но нарушение законов природы грозит ему бедствиями, даже если такое нарушение остается в тайне. Справедливое по полисному закону зачастую оказывается враждебным человеческое природе. Гос законы ограничивают нашу свободу, а природные законы ее утверждают.

Что до «младших» софистов, то самым известным из них был Фрапимах (IV в. до н.э). Справедли-вость- то, что направлено к выгоде сильнейшего. Делил формы гос правления на тиранию, аристо-кратию и демократию. Причем всегда законы принимаются в пользу правящих лиц. Объективно справедливого в этих законах нет. По его циничному определению справедливость это «весьма бла-городная тупость». Чем больше мера несправедливости, тем выгоднее быть несправедливым. Пол Агригентский (IV в. до н.э.)- ученик Горгия. Он высоко ценил ораторское искусство, позволявшее манипулировать умами сограждан и управлять ими так же безраздельно, как делают это тираны пу-тем примитивного насилия. Целью правителя он провозгласил осуществление любых его прихотей. Заставить людей повиноваться, делая то, что вздумается и есть, существо полит искусства. Эта власть есть власть тираническая. Он считал ее допустимой и желательной для мудрого правителя.

Каллик бывший сверстником Пола, тоже считал, что лучше поступать несправедливо, чем терпеть несправедливость. Он также как и Гиппий полагал, будто ест право и законы (природа и обычай) находятся в противоречии друг с др. Природа всегда стоит на стороне сильного. В природе всегда «лучший выше худшего». Напротив, законы «устанавливают слабосильные, а их большинство». Причем делают они это только ради собственной выгоды. Демократия как раз выгодна ничтожным людям, кот стремятся подавить людей замечательных и доказать им, что выделяться из массы непри-лично. => установление аристократического государства, в котором «лучший и наиболее разумный возвышается над худшими» будет возвращением к естественным основам человеческих отношений.

 

 

7. Политический идеал Платона в Диалоге Государство.

Платон (наст имя - Аристокл, 427-347 гг. до н.э.) последователь Сократа. Гос-во. Процесс образова-ния гос-ва сводится к накоплению и организации представителей разл разновидностей труда в соот-ветствии с чел потребностями. Гос-ву надо защищать территорию и расширять ее, т е вести войны. Воинское искусство сложно, им надо заниматься, не отвлекаясь на др виды деятельности. Воины воспитываются с ранних лет. Им, как боевым псам, прививается кротость в отношении сограждан и ярость к врагам. Для развития физ крепости стражи занимаются гимнастикой. Стражам должны пре-подаваться те мифы, кот способствуют воспитанию в нравственности. (Гомеровские поэмы – без-нравственные). Быт стражей д б суров и чужд изнеживающих излишеств. Они не должны иметь соб-ственности, т к соб-ть - путь к раздорам, а их сословие д б сплоченным. Все необходимое берут у ре-месленников. В целях предотвращения раздоров, жены и дети у стражей -общие. Женщины-стражи во всем равноправны с мужчинами; несут те же тяготы и повинности. Правители втайне формируют временные пары стражей для деторождения. Рождающиеся дети передаются на общ воспитание. Они считают своими отцами всех мужчин, кот могли бы быть ими по возрасту.Чтобы избежать дурного влияния со стороны ремесленников, стражи живут обособленно- в военном лагере, находящимся от города так далеко, чтобы воины не получали портящих нравы впечатлений, но так близко, чтобы своевременно войти в город, если в нем беспорядки. Управлять гос-вом должны - лучшие. Т.к. наиболее патриотичными гражданами явл воины, из их числа -правитель. Это пожилые стражи, прошедшие через жизненные испытания, и преодолевшие искушения. Одних достоинств правителей мало, чтобы народ им подчинялся. Для обеспечения покорности следует прибегнуть к нехитрому вымыслу. Народу внушается, что все люди - дети матери-земли, и явл братьями. Но при их создании бог подмешал в их души частицы разных металлов.– золото – правители,серебро - стражи, железо и медь – ремесленники. Правители гос-ва - люди, кот совмещали служение государству с образованием и сформировались как философы. Идеальное гос-во м б построено только там, где, либо философы смогут взять в свои руки власть, либо уже действующие правители в совершенстве постигнут философию. Управление гос-ом это не право философов. Они предпочли бы созерцать мир идей, а не заниматься будничными делами. Это - их тяжкая обязанность. В идеальном гос-ве выполнение этой обязанности будет рассматриваться как возмещение гос-ву расходов, кот оно понесло на образование философов.Образование д б тщательно организованным. Дети, проявившие способность к философии будут по мере взросления и возмужания обучаться ряду наук: математике, геометрии, астрономии, музыке и диалектике. Одновременно, они будут служить отечеству как стражи. Только после этого немногие из них, кот подтвердят свои задатки, не падут духом, не утратят жажды познания, будут посвящены в учение о мире идей, научатся созерцать благо, и станут к шестидесяти (!) годам достойными войти в круг правителей гос-ва.. Ремесленники юридически свободны. Они м б собственниками и рабовладельцами.Рабы принадлежат или ремесленникам, или всему гос-ву. Рабами д б варвары, по-падающие в плен во время войны. Нельзя порабощать пленных эллинов. Любые вооруженные конфликты между братьями-эллинами -«раздоры», они должны вестись иначе, нежели «ест» войны эллинов и варваров.Итак, народ идеального госу-ва разделен на 3 сословия: правители, ремесленники и стражи. Т о, гос-во проявляет 4 добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость.Мудрость присуща ему, т.к им управляет сословие образованных и мудрых лю-дей.Мужество воплощено в сословии стражей, уверенно смотрящих в лицо опасностям и способным верно их оценивать.Рассудительность пронизывает все гос-во, проявляясь в разумном согласии всех сословий с принятым в нем порядком вещей.Справедливость гос-ва - в нем каждый занят только своим делом.Устройство идеального гос-ва соответствует правильному строению чел души. В душе человека 3начала: разумное, яростное и вожделеющее. Человек м б добродетельным, если эти части правильно др с др соотносятся, т е если ярость и вожделение подчинены разуму. То же Платон отно-сит и к идеальному гос-ву. Разумное начало, преобразующееся в совещательное начало, воплощено в сословии правителей (кот подчинены др сословия); яростное, преобразующееся в защитное, - в со-словии стражей; вожделеющее, преобразующееся в деловое, - в сословии ремесленников.Существует 5 складов чел души. Им соответствуют 5видов госустройства.

 

 

8. Учение о законодательстве и модель государственного устройства в диалоге Платона «Законы».

«Законы» завершает развитие плат учения. Платон уже не верит в творческие силы людей. Уверив-шись в практической неосуществимости своего полит идеала, предлагает «2 по достоинству» проект правильного гос-ва.Если в «Государстве» акцент делается на правильном структурировании обще-ства, то «идея фикс» «Законов» - тотальное регулирование общ отношений. Целью законодательства в правильном государстве явл поддержание добродетели в целом, а не отдельной добродетели. Но целостная добродетель будет осуществлена, если законами будут урегулированы все значимые сфе-ры чел жизни. Правильное положение в них - поощряться, отклонения - караться. Люди не способны совершенствоваться. Человек - это просто марионетка в руках богов. Во всех гос-вах законодатель-ство слишком концентрировалось на отдельной добродетели, или обслуживало несовершенные фор-мы гос устройства. Поэтому идеальное законодательство возможно только в правильном гос устрой-стве. Идеальный полис должен находиться так далеко от моря, чтобы его граждане избежали дурно-го влияния иностранных купцов и путешественников. Местность д б так плодородной, чтобы народ не испытывал недостатка в продовольствии. Но чрезмерное плодородие почвы нежелательно: оно сделает людей ленивыми. Правильное гос-во может построить только мудрый законодатель. Лучше, если в своей реформаторской деятельности ему будет опорой молодой тиран - «... рассудительный, способный к учению, памятливый, великодушный... и удачливый». Опираясь на силу тиранической власти, законодатель сможет действовать быстрее и эффективнее.Устройство прав гос-ва не может быть идеальным, Платон полагает, что известные гос устройства (монархия, аристократия, демокра-тия) несовершенны. В каждом - рабское подчинение одной части общества др. В прав гос-ве этого следует избежать. Править в нем будут наиболее законопослушные граждане. «Родители должны править детьми, старшие - младшими, благородные - неблагородными». Платон пророчит гибель тем гос-вам «где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» (что, в общем-то, противоречит тому, что он сам заявлял в «Политике»).Первыми в гос-ве д б законы о браке и деторождении. Мужчина, не женившийся от 30 до 35 лет, платит пеню. Далее законы о распределении почестей, об уважении иноземцев и др.Устанавливается число граждан гос-ва - 5040. Число это делится на все числа от 1 до 10. Правителями предпринимаются меры для поддержания этой численности населения. Каждый гражданин наделяется 2 наделами земли - в середине страны и на ее окраине, и 2 жилищами. Население страны разделено на 12 фил. Филы делятся на более мелкие единицы.Для формирования правительственных органов предлагается система сл многоступенчатых выборов. Правом голоса обладают мужчины, кот носят оружие. Сначала избираются 300 человек, из них - 100, а уже из ста - совет 37. 37 стражей явл хранителями законов и важных записей. В совет м б избраны граждане, достигшие 50 лет, но не старше 70. Никто не может исполнять своих функций более 20 лет.Для решения военных вопросов гражданами избираются 3 стратега из числа кандидатов, предложенных стражами. Избирается совет из 360 граждан. Постоянно действует только двенадцатая часть совета. В полном составе он собирается для решения наиболее важных вопросов и в чрезвычайных случаях.Разл сферы жизни находятся под контролем чиновников. Деятельность чиновника строго регламентирована, а небрежное исполнение им своих обязанностей строго наказывается.Судебная система: гл нагрузка -на третейские суды, избираемые тяжущимися сторонами. Создаются 2 суда: суд по искам частных лиц об оскорблении и суд по делам о нарушении интересов общества. Рядом судебных ф-ций обладают правители гос-ва, а по делам об общественно опасных преступлениях решающее слово принадлежит народу. Суд д б гласным и открытым.Выборность высшего органа и многочисленный состав собрания.Для охраны законов должны собираться вмести 10самых престарелых стражей. Они собираются втайне, ночью и наз «ночным собранием». Члены его - высокообразованные люди и осуществляли высшее таинственное руководство гос-вом на основе высочайших, «космических» законов. Необходимости гуманного отношения к рабам. Для воспитания добродетелей нельзя пренебрегать ничем. П настаивает на обязательном участии граждан в хороводах, проводимых по строго установленным правилам. Совместные действа подобного рода сплачивают людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.007 с.)