Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философский позитивизм. Учение о государстве и праве Огюста Конта.

Поиск

Огюст Конт (1798—1857) "Курс позитивной философии" "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества" (четыре тома).

В своих политических ориентация К. придерживался консервативно-охранительной позиции. Причина морального и политического кризиса общества, а также революционных настроений, - в глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей. Выход - обнаружение таких научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, способны чуть ли привести человечество к миру и счастью.

Подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в возможно беспрепятственном следовании познанных законов, соответствующих данному явлению.

Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону, в этом случае они не способствуют никакому порядку - ни индивидуальному, ни коллективному.

Все законы, сконструированные положительной философией, есть "всеобщие факты" или вполне подтвержденные наблюдением гипотезы. Вместе с тем, "оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной". Различные неизмененные законы образуют некую "естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения и возрастающей сложности".

Вся история развития мышления м.б. представлена в трех стадиях: теологической, метафизической и позитивной

Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.

Идеал обществ. Устр-ва. социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

Четыре силы в социократии:

• носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.

• священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.

• рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

• женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

 

44. Политические взгляды Р.Вагнера

Р. Вагнер (1813-1883) — один из мыслителей и деятелей культуры XIX в., осуждавших капитализм и эксплуатации пролетариата, как причину интеллектуальной деградации трудящихся. Вагнер питал отвращение к репрессивному аппарату капиталистического общества, даже в тех случаях, когда репрессии направлялись против представителей угнетенного класса вполне справедливо. Но он отождествлял капит-м со всевластием еврейского капитала и, подобно Гитлеру, мечтал об антикапиталистической революции. Но если гитлеровская концепция революции неотделима от принципиального антиинтеллектуализма, то в вагнеровском плане великого преобразования мира интеллектуалам, деятелям искусства отводится чуть ли не решающая роль. Опасность для будущего Германии он видел в неразумной внутренней или внешней политике. Бюргерство манерой своего мышления противостояло его художественным идеалам. Буржуа имеет способности только к одной форме народничества – популизму. В политической доктринах Вагнера есть осуждение капитализма как порочного общественного устройства и признание зависимости сознания от бытия. Так же осуждение собственности в той мере, в какой она становится главным принципом общественной организации. Вагнер осуждает не капитализм сам по себе, а любое общество, посягающее на духовную свободу человека. В «Тангейзере», помимо прочего, заметна критика нравственной ограниченности феодального общества. Но антибуржуазный настрой, как и определенная солидарность с идеологией социализма, у Вагнера, несомненно, имели место. Однако вагнеровский «социализм» своеобразен. Ему присущ социализм элитарный, предполагающий установление всеобщего счастья «сверху» и, при всем сочувствии к эксплуатируемым, все же неотделимый от некоторого презрения к социальным низам, — тот социализм, при котором «все равны, но интеллектуалы и деятели искусства немного более равны, чем другие». Вагнер желал общественных преобразований. Однако ему не нравились революции. Но Июльская революция в Лейпциге, наоборот. Он участвует в революции через участие в студенческих корпорациях и поддается законам толпы. Однако время проблема революции артистической жизни интересует Вагнера чуть ли не больше, чем вопросы политических преобразований. Его представления о революции были наивными и он не видел реальной опасности. Отказ Вагнера от революции произошел не от разочарования в ней и ее целях, а от неверия в возможность ее осуществления. Вдобавок он, похоже, пришел к выводу, что его проекты в области искусства могут быть реализованы помимо осуществления целей тогдашних революционеров. Не отрекаясь от революции как процесса глобального общественного переустройства, Вагнер перестает отождествлять ее с мятежом, кровопролитием, насильственной ломкой существующей организации. Таким образом, отказ Вагнера от революции есть не отказ от цели, а пересмотр средств для ее достижения. Монархизм позднего Вагнера явился новой формой его революционности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.244 (0.006 с.)