Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль Древней Индии. Чанакья (Каутилья).

Поиск

Европейским утопизм 16-17 вв. Д. Верас.

Французский писатель Дени Верас. Роман «История севарамбов». Социальная концепция позволила этому сочинению войти в историю среди прочих ярких утопических произведений. Форма правления у севарамбов – гелиократия – особая форма монархического правления теократического образца. Королем считается верховное божество – Солнце. Глава государства – вице-король Солнца, избирается по жребию пожизненно. Граждане разделены на небольшие общины – осмазии во главе с осмазионтом. Все осмазионты составляют Генеральный Совет, где избираются претенденты на должность вице-короля и принимаются законы. В Севарамбе отменена частная собственность. Благосостояние народа поддерживается всеобщим трудом. Никакого неравенства, кроме деления на чиновников и рядовых граждан, не существует. Воспитание и образование детей является публичным делом, учреждаются государственные школы. Преступления против семьи строго наказываются. Д.В. приходит к выводу, что организованное подобным образом гос-во может стать самым счастливым на земле.

 

Историческая школа права.

Представители истор. шк. права исходили из консервативного истор. понимания права. Их идеи - противопоставление концепции ест. права, идеологического оружия революционной буржуазии. Истор. шк. права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства (право должно складываться исторически). Важнейший источник права - обычай, кодификация законов отвергалась, а само право - система постепенного формирования «народного духа» (особенности правосознания нации). «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.

Гуго (1764—1844)-основоположник, в «Учебнике ест. права, или философия положительного права» оспаривает осн. положения теории ест. права. Концепцию общественного договора он отвергает, т.к.:1) Таких договоров никогда не было -- все гос-ва и учреждения возникали и изменялись др путями.2) Общественный договор почти невозможен –милл. незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, и о повиновении не известным людям.3) Концепция общественного договора вредна -- никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее истор. происхождения из договора.4) Власть и право возникали по-разному. Никакая их разновидность не соответствует полностью разуму, они признаются небезусловно, а лишь временно правомерными, но то, что признано многими, не м.б. совершенно неразумно.5) Право возникает из потребности решения споров.

В статье «Являются ли законы единственными источниками юридических истин» Гуго сравнивает право с языком и нравами, к-рые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, потому что другие говорят или делают так. Право складывается из обычаев, возникших и получивших признание в народе. Обычаи имеют преимущество перед законом,т.к. общеизвестны и привычны. Многие законы и договоры а не выполняется. В Геттингене власть переименовывала улицы, но все их называют по-старому. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.

Истор. шк. права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры Фридрих Карл Савиньи (1779—1861) «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Это ответ на эссе Юстуса Тибо о необходимости создания общегерманского гражданского кодекса Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. Сформулировал понятие «Народный дух». Савиньи выделяет возрасты «Народного духа»:1)Младенчество. Право только формируется. Нет представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры. Необходимы правовые ограничения, поэтому у первобытных народов возникает представление о юрид. действиях, к-рые символизируют начало/прекращение правоотношения. Эти действия закрепляют существование права в определённой форме (обычай). Правосознание здесь развито слабо, в человеке господствуют эмоции. 2). Юность. Юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва. Юристы действуют в союзе с народом, т.е. корпоративное правосознание ещё не сложилось. 3)Зрелость.Усложняется полит. и экон. жизнь, развитие культуры (усложнение права). Возникает необходимость профессиональной квалификации. Складывается правовая наука и правовая система приобретает завершённость. Право становится более искусственным, оно не утрачивает связь с народной жизнью. Юристы - особая замкнутая каста. 4) Старость. Творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создаётся уже ничего нового. Право живёт за счёт старых норм. Народный дух умирает, возникает нов. народ и нов. правовая система. Преемственности м/у разными народами быть не может.

Пухта(1798--1846) был учеником Савиньи и развил его идею о праве как продукте истор. развития народа. Работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право».Сильно влияние учений Шеллинга сказавшееся на выработке понятия о народном духе, как источнике права. Пухта олицетворяет это понятие. Это сила, действующая в организме народной жизни и существующую независимо от сознания отдельных членов народов. Народный дух, подобно душе в организме, всё производит из себя в народной жизни, в том числе и право, так что отдельные личности не имеют никакого активного участия в образовании; не их сознанием обусловливается то или др развитие права, a свойствами народного духа. Поэтому, если Савиньи говорит еще об образовании права, как об общем деле, y Пухты идет речь об ест. саморазвитии права. Право развивается из народного духа, причем наперёд предопределена его форма и ход развития. Отдельные личности являются только пассивными носителями не ими создаваемого права.

 

Политическая мысль Древней Индии. Чанакья (Каутилья).

Выдел-т 2 основные ветви индийской мысли, вытекающие из двух осн. религий

Брахманизм Одна из самых ранних религиозно-философских сис-м. Веды - собрание священных писаний брахманизма (дел-ся на 4 группы): 1) Самхиты – собственно Веды; 2) Брахманы – ритуаль-ные комментарии к Самхитам; 3) Араньяки – правила поведения для отшельников; 4)Упанишады – философские тексты, основанные на Самхитах. Веды – 5 тыс. до н.э. В полит.плане закрепляют ка-стовую структуру об-ва, отдельные принципы взаимодействия сословий, некот. основы полит. управления. На этих принципах основываются – шастры (собрание книг). Выд-т 3 группы: 1) шаст-ры о поведении, угодном богу (Дхарма); 2)шастры об эк-ке и политике (Артха); шастры об удоволь-ствиях (Кама). Артхашастра (А.) прин-т перу брахмана Чанакья, по прозвищу «Каутилья» (К.) (хит-рый, изворотливый). А. прим-но 4в. до н.э.- 3в. до н.э. (возможно книга перерабатывалась на протя-жении веков). А. раз-ся на 15 отделов: 1) О правилах поведения; 2)Обязанности надзирателей; 3) О судопроизводстве; 4)Об устранении препятствий на пути к общественному порядку; 5)О применении утонченных средств политики; 6) Об основах государства; 7)О 6-ти методах внешней политики; 8)О бедствиях в гос-ве; 9)Положения, относящийся к войне; 10) Образ действий в отношении объединений; 11)О положении сильнейшего; 12) О средствах к овладению укреплением; 14) Применение тайных средств; 15) Методика.

К. выд-т осн. эл-ты гос-ва: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, вой-ско и союзники. Наука о гос. управлении – наука для упр-я «жезлом власти», сохраняющим обще-ственное благополучие, как «ср-во для приобретения того, чем не обладали, для сохранения приоб-ретенного, для увеличения сохраненного». В основе этой науки должна лежать философия. По-лит.наука не может противоречить учению Вед. Из трех традиционно выдел-х индусами жизнен-ц ценностей – закона, польз и любви К. отдает явное предпочтение пользе, а закон и любовь основаны на ней. Для успешного воплощения своих знаний и замыслов на практике, царь должен окружить себя толковыми министрами и советниками. Также нужны царю и шпионы (надзор над настроениями всех партий народа + их участие в международных делах). К. предлагает модель универсального кодекса, содержащего как материальные, так и процессуальные нормы гражд, админ, уголовного характера. 4 источника права:1) закон, 2) судебное разбирательство, 3)обычай, 4) прави-тельственное распоряжение. Наивысший – 4), а 2) и 3) ниже 1). Матер.нормы создают неравное положение для представителей различных каст и сословий. Наделение лиц различным объемом дееспособности, в зависимости от возраста, социального положения, душевного здоровья и общественной репутации. Процессуальные нормы основаны на принципе равенства всех без исключения. Прогрессивные нормы, касающиеся положения рабов (могут иметь собственность, ответ-ть за убийство, изнасилование рабов и т.д.) Порядок в обществе поддерживается путем специ-ально организованного уголовного надзора. Проверяются все без исключения. Преступники подвер-гаются наказаниям, сущ-т меры личного и имущест.хар-ра. Методы осущ-я внешней политики: 1) мир, 2) война, 3)выжидательное положение, 4) наступление, 5) искание защиты, 6)двойственная по-литика. Затруднения в государстве К. делит на два вида: ниспосланные судьбой и происходящие от плохой политики Мудрость царя – устранить причины бедствий, не тратя времени на борьбу со следствиями.

Буддизм составил серьезную конкуренцию брахманизму уже в 5-6 вв до н.э., противопоставив ка-стовым представлениями о моральном долге представления общечеловеческие. Полный буддийский канон носит название «Типитака» - три корзины. Он разделен на 3 части: 1) Виная питака(корзины наставлений), 2) сутта-питака (корзины текстов), 3) абхидхарма-питака (корзины мудрости). В состав «Сутта-питака» входит «Дхаммапада» (Путь закона) – изложение основных моральных принципов буддизма. Не содержа в себе собственно правового учения, она содержит в себе принципы нравственности, справедливости, правильного поведения.

 

2. Политико-правовые взгляды школы жуцзя: кун-цзы, мэн-цзы, сюнь-цзы.

Кун-цзы(Конфуций – 551-479 до н.э.) Трактат «Лунь Юй» (Беседы и высказывания). все высказы-вания в трактате предваряются словами «учитель сказал». Идеологическая основа конфуцианства - вера в неотвратимость судьбы и кару неправедные деяния. Основа государственного порядка – «ли» (традиция, ритуал). Человек, соблюдающий «ли» - благородный муж. 4 гл. качества его: 1)ведет себя с достоинством, 2)служа старшим, проявляет почтение, 3) забоится о народе, 4) использует народ на общественный работах должным образом. Дела в гос-ве могут правильно осуществляться, если слова имеют под собой основания, а это возможно, если есть правильные имена. Но в совр. мире имена перестали соответствовать сущностям. Аристократы, по имени, приблизились к простолюдинам. Нужно, чтобы государь был государем, отец – отцом, сын – сыном. Надо сплотить родовую аристократию и доказать ее право на привилегии. Для этого нужно строгое соблюдение ритуала и опора на близких родственников. Внутри правящего класса должен действовать принцип «Жень» – человеколюбие, невозможно среди простолюдинов. Человеколюбие - любовь к истиной человечности, воплощенной в идеале «благородного мужа» и жесткое неприятие того, что в чел жизни отклоняется от этого идеала. Необходимо превратить аристократов крови в аристократов духа. Различие между аристократом и простолюдином – не есть различие м/у богатым и нищим. Эк. политика гос-ва д. б. направлена на преодоление чрезмерного имущ. неравенства. Противник любых радикальных изменений, в т.ч. сменой обычного права кодифицир. актами. (от законов народ будет уклоняться и не испытывать стыда. Отрицал восстания низов. Но государь несет моральную ответственность за то, как он правит. Учению Конфуция было суждено стать офиц. идеологией, а впоследствии и гос. религией Китая. Мен-цзы(372-289 до н.э.) – самый яркий последователь Кун-цзы. Выступает за идею просвещенного правления, за сильную власть государя, но методы правления не были деспотическими. Разработал шкалу ценностей: дороже всего народ, затем духи земли и злаков, правитель дешевле всего. Правитель обязан предупредить любое проявление народного недовольства. Один из путей этого – уступки (смягчать казни и наказания, уменьшить налоги и пошлины). Идеал патриархального правления с гуманистическим оттенком. Абсолютизация значения отношений власти-подчинения, основывается на неизбежности разделения труда на умствен и физ (д б и великие и простолюдины). Царем м б только тот, кто соответствует опр моральным кач-м, а не просто занимает трон. (об убийстве царя Чжоу, кот был жестокий он сказал – я слышал, что убили простолюдина Чжоу, но не слышал, что убили государя). Но это не призыв к бунту. Власть имеет 2 опоры: волю неба и народное доверие. Народ должен чувствовать заботу от государя. Царь не должен позволять простолюдинам рассуждать о государственных делах, это прерогатива ученых, нах-ся на гос. службе. Сюнь-цзы(313-238 до н.э.) – реформатор конфуциан-ства. Многие исследователи считают, что он пытался найти компромисс м/у конфуцианством и про-тивостоящим ему моизмом, вместе с тем он был предтечей легизма. Придерживался принципа при-влечения к власти мудрых людей, независимо от происхождения. М б возвышен умный сын просто-людина, соблюдающий ритуал, и принижен недалекий сын царя. Мудрый правитель должен найти в управлении гос-вом среднюю линию м/у чрезмерной жестокостью и чрезмерной терпимостью. Ритуал необходим лишь в отношениях м/у правящими. Отношения правящих и подчиненных должны регулироваться справедливыми законами. Законы должны переходить от одного поколения к др без изменения. Ест равенство людей при ограниченности природных богатств явл причиной конфликтов и притеснений, для устранения которых гос-м поддерживается общественная иерархия. «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». Порядок и смута устанавливаются не небом, их причина –в правильности законов, ритуалов и в том, как правит государь. Либерализм последнего он беспощадно критиковал. Они формируются под влиянием старательно разработанных и старательно проводимых в жизнь законов и ритуалов. Все правила и справедливость созданы совершенно мудрыми, а вовсе не возникли из природы человека. Мен-цзы говорил, что природа человека добрая, Сюнь-дзы утверждает, что это не так.

3. Политико-правовые взгляды школы Моцзя.

Мо-цзы (Мо Ди - 479-400 до н. э.) критиковал конфуцианство, призывал к всеобщей любви и скром-ному образу жизни, не допускающему излишеств. Критиковал он и аристократические установки Кун-цзы, говоря, что чиновниками и даже царями люди должны становиться в силу способностей, а не по происхождению. Не устраивала его и вера конфуцианцев во всемогущество судьбы, т.к он по-лагал, что все зависит от мудрости и трудолюбия людей. Нелепой он считал приверженность конфу-цианцев старинным обычаям, напоминая, что эти мудрые обычаи в свое время были новыми и в этом заключалась тогда их сила. Надо следовать только хорошему и не устаревшему в древних обычаях и создавать совр хорошее. «Я хочу, чтобы хорошего становилось больше» - говорил Мо-цзы.

Гл задача правителя- общение с мудрыми людьми и привлечение их на гос службу, ибо почитание мудрости - основа управления государством. Образцом для гос правления считал небо, кот щедро, великодушно и бескорыстно. Небо желает всеобщей любви среди людей. Отсутствие же любви является изначальной причиной всех беспорядков и конфликтов.

Мо-цзы был одним из первых представителей договорной теории происхождения государства. В древности, считал он, не было наказаний и у каждого было свое представление о справедливости. Это вело к всеобщей вражде. «Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и стар-шинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сы-ном неба...». Современные люди должны поступать так же, делая своими правителями лишь самых достойных.

Делом же достойного правителя должна быть забота о простом народе. В пику Конфуцию, более всего ценившему аристократическое начало, Мо Ди заявлял: «высшей драгоценностью называю то, что приносит пользу простолюдинам... Все слова и все действия, противные воле неба и не сообразующиеся с желаниями духов и простолюдинов, нужно отбросить».

Мо-цзы отвергал войну как средство решения политических проблем, ибо полагал, что ее разруши-тельные последствия в любом случае несопоставимо выше извлекаемых из победы выгод.

Последователи Мо считали, что выдвинутый им принцип всеобщей любви требует, чтобы общество управлялось не традициями и ритуалами, а принципами справедливости. Впрочем, среди этих последователей не было ярких мыслителей. Читатель наверняка мог почувствовать ярко выраженное стремление основателя школы к упрощенному подходу к вопросам государственности. Это чрезмерное упрощение явилось главной помехой к дальнейшему творческому развитию моизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.011 с.)