Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая мысль Древней Индии. Чанакья (Каутилья).↑ Стр 1 из 27Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Европейским утопизм 16-17 вв. Д. Верас. Французский писатель Дени Верас. Роман «История севарамбов». Социальная концепция позволила этому сочинению войти в историю среди прочих ярких утопических произведений. Форма правления у севарамбов – гелиократия – особая форма монархического правления теократического образца. Королем считается верховное божество – Солнце. Глава государства – вице-король Солнца, избирается по жребию пожизненно. Граждане разделены на небольшие общины – осмазии во главе с осмазионтом. Все осмазионты составляют Генеральный Совет, где избираются претенденты на должность вице-короля и принимаются законы. В Севарамбе отменена частная собственность. Благосостояние народа поддерживается всеобщим трудом. Никакого неравенства, кроме деления на чиновников и рядовых граждан, не существует. Воспитание и образование детей является публичным делом, учреждаются государственные школы. Преступления против семьи строго наказываются. Д.В. приходит к выводу, что организованное подобным образом гос-во может стать самым счастливым на земле.
Историческая школа права. Представители истор. шк. права исходили из консервативного истор. понимания права. Их идеи - противопоставление концепции ест. права, идеологического оружия революционной буржуазии. Истор. шк. права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства (право должно складываться исторически). Важнейший источник права - обычай, кодификация законов отвергалась, а само право - система постепенного формирования «народного духа» (особенности правосознания нации). «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию. Гуго (1764—1844)-основоположник, в «Учебнике ест. права, или философия положительного права» оспаривает осн. положения теории ест. права. Концепцию общественного договора он отвергает, т.к.:1) Таких договоров никогда не было -- все гос-ва и учреждения возникали и изменялись др путями.2) Общественный договор почти невозможен –милл. незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, и о повиновении не известным людям.3) Концепция общественного договора вредна -- никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее истор. происхождения из договора.4) Власть и право возникали по-разному. Никакая их разновидность не соответствует полностью разуму, они признаются небезусловно, а лишь временно правомерными, но то, что признано многими, не м.б. совершенно неразумно.5) Право возникает из потребности решения споров. В статье «Являются ли законы единственными источниками юридических истин» Гуго сравнивает право с языком и нравами, к-рые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, потому что другие говорят или делают так. Право складывается из обычаев, возникших и получивших признание в народе. Обычаи имеют преимущество перед законом,т.к. общеизвестны и привычны. Многие законы и договоры а не выполняется. В Геттингене власть переименовывала улицы, но все их называют по-старому. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права. Истор. шк. права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры Фридрих Карл Савиньи (1779—1861) «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Это ответ на эссе Юстуса Тибо о необходимости создания общегерманского гражданского кодекса Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. Сформулировал понятие «Народный дух». Савиньи выделяет возрасты «Народного духа»:1)Младенчество. Право только формируется. Нет представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры. Необходимы правовые ограничения, поэтому у первобытных народов возникает представление о юрид. действиях, к-рые символизируют начало/прекращение правоотношения. Эти действия закрепляют существование права в определённой форме (обычай). Правосознание здесь развито слабо, в человеке господствуют эмоции. 2). Юность. Юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва. Юристы действуют в союзе с народом, т.е. корпоративное правосознание ещё не сложилось. 3)Зрелость.Усложняется полит. и экон. жизнь, развитие культуры (усложнение права). Возникает необходимость профессиональной квалификации. Складывается правовая наука и правовая система приобретает завершённость. Право становится более искусственным, оно не утрачивает связь с народной жизнью. Юристы - особая замкнутая каста. 4) Старость. Творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создаётся уже ничего нового. Право живёт за счёт старых норм. Народный дух умирает, возникает нов. народ и нов. правовая система. Преемственности м/у разными народами быть не может. Пухта(1798--1846) был учеником Савиньи и развил его идею о праве как продукте истор. развития народа. Работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право».Сильно влияние учений Шеллинга сказавшееся на выработке понятия о народном духе, как источнике права. Пухта олицетворяет это понятие. Это сила, действующая в организме народной жизни и существующую независимо от сознания отдельных членов народов. Народный дух, подобно душе в организме, всё производит из себя в народной жизни, в том числе и право, так что отдельные личности не имеют никакого активного участия в образовании; не их сознанием обусловливается то или др развитие права, a свойствами народного духа. Поэтому, если Савиньи говорит еще об образовании права, как об общем деле, y Пухты идет речь об ест. саморазвитии права. Право развивается из народного духа, причем наперёд предопределена его форма и ход развития. Отдельные личности являются только пассивными носителями не ими создаваемого права.
Политическая мысль Древней Индии. Чанакья (Каутилья). Выдел-т 2 основные ветви индийской мысли, вытекающие из двух осн. религий Брахманизм Одна из самых ранних религиозно-философских сис-м. Веды - собрание священных писаний брахманизма (дел-ся на 4 группы): 1) Самхиты – собственно Веды; 2) Брахманы – ритуаль-ные комментарии к Самхитам; 3) Араньяки – правила поведения для отшельников; 4)Упанишады – философские тексты, основанные на Самхитах. Веды – 5 тыс. до н.э. В полит.плане закрепляют ка-стовую структуру об-ва, отдельные принципы взаимодействия сословий, некот. основы полит. управления. На этих принципах основываются – шастры (собрание книг). Выд-т 3 группы: 1) шаст-ры о поведении, угодном богу (Дхарма); 2)шастры об эк-ке и политике (Артха); шастры об удоволь-ствиях (Кама). Артхашастра (А.) прин-т перу брахмана Чанакья, по прозвищу «Каутилья» (К.) (хит-рый, изворотливый). А. прим-но 4в. до н.э.- 3в. до н.э. (возможно книга перерабатывалась на протя-жении веков). А. раз-ся на 15 отделов: 1) О правилах поведения; 2)Обязанности надзирателей; 3) О судопроизводстве; 4)Об устранении препятствий на пути к общественному порядку; 5)О применении утонченных средств политики; 6) Об основах государства; 7)О 6-ти методах внешней политики; 8)О бедствиях в гос-ве; 9)Положения, относящийся к войне; 10) Образ действий в отношении объединений; 11)О положении сильнейшего; 12) О средствах к овладению укреплением; 14) Применение тайных средств; 15) Методика. К. выд-т осн. эл-ты гос-ва: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, вой-ско и союзники. Наука о гос. управлении – наука для упр-я «жезлом власти», сохраняющим обще-ственное благополучие, как «ср-во для приобретения того, чем не обладали, для сохранения приоб-ретенного, для увеличения сохраненного». В основе этой науки должна лежать философия. По-лит.наука не может противоречить учению Вед. Из трех традиционно выдел-х индусами жизнен-ц ценностей – закона, польз и любви К. отдает явное предпочтение пользе, а закон и любовь основаны на ней. Для успешного воплощения своих знаний и замыслов на практике, царь должен окружить себя толковыми министрами и советниками. Также нужны царю и шпионы (надзор над настроениями всех партий народа + их участие в международных делах). К. предлагает модель универсального кодекса, содержащего как материальные, так и процессуальные нормы гражд, админ, уголовного характера. 4 источника права:1) закон, 2) судебное разбирательство, 3)обычай, 4) прави-тельственное распоряжение. Наивысший – 4), а 2) и 3) ниже 1). Матер.нормы создают неравное положение для представителей различных каст и сословий. Наделение лиц различным объемом дееспособности, в зависимости от возраста, социального положения, душевного здоровья и общественной репутации. Процессуальные нормы основаны на принципе равенства всех без исключения. Прогрессивные нормы, касающиеся положения рабов (могут иметь собственность, ответ-ть за убийство, изнасилование рабов и т.д.) Порядок в обществе поддерживается путем специ-ально организованного уголовного надзора. Проверяются все без исключения. Преступники подвер-гаются наказаниям, сущ-т меры личного и имущест.хар-ра. Методы осущ-я внешней политики: 1) мир, 2) война, 3)выжидательное положение, 4) наступление, 5) искание защиты, 6)двойственная по-литика. Затруднения в государстве К. делит на два вида: ниспосланные судьбой и происходящие от плохой политики Мудрость царя – устранить причины бедствий, не тратя времени на борьбу со следствиями. Буддизм составил серьезную конкуренцию брахманизму уже в 5-6 вв до н.э., противопоставив ка-стовым представлениями о моральном долге представления общечеловеческие. Полный буддийский канон носит название «Типитака» - три корзины. Он разделен на 3 части: 1) Виная питака(корзины наставлений), 2) сутта-питака (корзины текстов), 3) абхидхарма-питака (корзины мудрости). В состав «Сутта-питака» входит «Дхаммапада» (Путь закона) – изложение основных моральных принципов буддизма. Не содержа в себе собственно правового учения, она содержит в себе принципы нравственности, справедливости, правильного поведения.
2. Политико-правовые взгляды школы жуцзя: кун-цзы, мэн-цзы, сюнь-цзы. Кун-цзы(Конфуций – 551-479 до н.э.) Трактат «Лунь Юй» (Беседы и высказывания). все высказы-вания в трактате предваряются словами «учитель сказал». Идеологическая основа конфуцианства - вера в неотвратимость судьбы и кару неправедные деяния. Основа государственного порядка – «ли» (традиция, ритуал). Человек, соблюдающий «ли» - благородный муж. 4 гл. качества его: 1)ведет себя с достоинством, 2)служа старшим, проявляет почтение, 3) забоится о народе, 4) использует народ на общественный работах должным образом. Дела в гос-ве могут правильно осуществляться, если слова имеют под собой основания, а это возможно, если есть правильные имена. Но в совр. мире имена перестали соответствовать сущностям. Аристократы, по имени, приблизились к простолюдинам. Нужно, чтобы государь был государем, отец – отцом, сын – сыном. Надо сплотить родовую аристократию и доказать ее право на привилегии. Для этого нужно строгое соблюдение ритуала и опора на близких родственников. Внутри правящего класса должен действовать принцип «Жень» – человеколюбие, невозможно среди простолюдинов. Человеколюбие - любовь к истиной человечности, воплощенной в идеале «благородного мужа» и жесткое неприятие того, что в чел жизни отклоняется от этого идеала. Необходимо превратить аристократов крови в аристократов духа. Различие между аристократом и простолюдином – не есть различие м/у богатым и нищим. Эк. политика гос-ва д. б. направлена на преодоление чрезмерного имущ. неравенства. Противник любых радикальных изменений, в т.ч. сменой обычного права кодифицир. актами. (от законов народ будет уклоняться и не испытывать стыда. Отрицал восстания низов. Но государь несет моральную ответственность за то, как он правит. Учению Конфуция было суждено стать офиц. идеологией, а впоследствии и гос. религией Китая. Мен-цзы(372-289 до н.э.) – самый яркий последователь Кун-цзы. Выступает за идею просвещенного правления, за сильную власть государя, но методы правления не были деспотическими. Разработал шкалу ценностей: дороже всего народ, затем духи земли и злаков, правитель дешевле всего. Правитель обязан предупредить любое проявление народного недовольства. Один из путей этого – уступки (смягчать казни и наказания, уменьшить налоги и пошлины). Идеал патриархального правления с гуманистическим оттенком. Абсолютизация значения отношений власти-подчинения, основывается на неизбежности разделения труда на умствен и физ (д б и великие и простолюдины). Царем м б только тот, кто соответствует опр моральным кач-м, а не просто занимает трон. (об убийстве царя Чжоу, кот был жестокий он сказал – я слышал, что убили простолюдина Чжоу, но не слышал, что убили государя). Но это не призыв к бунту. Власть имеет 2 опоры: волю неба и народное доверие. Народ должен чувствовать заботу от государя. Царь не должен позволять простолюдинам рассуждать о государственных делах, это прерогатива ученых, нах-ся на гос. службе. Сюнь-цзы(313-238 до н.э.) – реформатор конфуциан-ства. Многие исследователи считают, что он пытался найти компромисс м/у конфуцианством и про-тивостоящим ему моизмом, вместе с тем он был предтечей легизма. Придерживался принципа при-влечения к власти мудрых людей, независимо от происхождения. М б возвышен умный сын просто-людина, соблюдающий ритуал, и принижен недалекий сын царя. Мудрый правитель должен найти в управлении гос-вом среднюю линию м/у чрезмерной жестокостью и чрезмерной терпимостью. Ритуал необходим лишь в отношениях м/у правящими. Отношения правящих и подчиненных должны регулироваться справедливыми законами. Законы должны переходить от одного поколения к др без изменения. Ест равенство людей при ограниченности природных богатств явл причиной конфликтов и притеснений, для устранения которых гос-м поддерживается общественная иерархия. «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». Порядок и смута устанавливаются не небом, их причина –в правильности законов, ритуалов и в том, как правит государь. Либерализм последнего он беспощадно критиковал. Они формируются под влиянием старательно разработанных и старательно проводимых в жизнь законов и ритуалов. Все правила и справедливость созданы совершенно мудрыми, а вовсе не возникли из природы человека. Мен-цзы говорил, что природа человека добрая, Сюнь-дзы утверждает, что это не так. 3. Политико-правовые взгляды школы Моцзя. Мо-цзы (Мо Ди - 479-400 до н. э.) критиковал конфуцианство, призывал к всеобщей любви и скром-ному образу жизни, не допускающему излишеств. Критиковал он и аристократические установки Кун-цзы, говоря, что чиновниками и даже царями люди должны становиться в силу способностей, а не по происхождению. Не устраивала его и вера конфуцианцев во всемогущество судьбы, т.к он по-лагал, что все зависит от мудрости и трудолюбия людей. Нелепой он считал приверженность конфу-цианцев старинным обычаям, напоминая, что эти мудрые обычаи в свое время были новыми и в этом заключалась тогда их сила. Надо следовать только хорошему и не устаревшему в древних обычаях и создавать совр хорошее. «Я хочу, чтобы хорошего становилось больше» - говорил Мо-цзы. Гл задача правителя- общение с мудрыми людьми и привлечение их на гос службу, ибо почитание мудрости - основа управления государством. Образцом для гос правления считал небо, кот щедро, великодушно и бескорыстно. Небо желает всеобщей любви среди людей. Отсутствие же любви является изначальной причиной всех беспорядков и конфликтов. Мо-цзы был одним из первых представителей договорной теории происхождения государства. В древности, считал он, не было наказаний и у каждого было свое представление о справедливости. Это вело к всеобщей вражде. «Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и стар-шинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сы-ном неба...». Современные люди должны поступать так же, делая своими правителями лишь самых достойных. Делом же достойного правителя должна быть забота о простом народе. В пику Конфуцию, более всего ценившему аристократическое начало, Мо Ди заявлял: «высшей драгоценностью называю то, что приносит пользу простолюдинам... Все слова и все действия, противные воле неба и не сообразующиеся с желаниями духов и простолюдинов, нужно отбросить». Мо-цзы отвергал войну как средство решения политических проблем, ибо полагал, что ее разруши-тельные последствия в любом случае несопоставимо выше извлекаемых из победы выгод. Последователи Мо считали, что выдвинутый им принцип всеобщей любви требует, чтобы общество управлялось не традициями и ритуалами, а принципами справедливости. Впрочем, среди этих последователей не было ярких мыслителей. Читатель наверняка мог почувствовать ярко выраженное стремление основателя школы к упрощенному подходу к вопросам государственности. Это чрезмерное упрощение явилось главной помехой к дальнейшему творческому развитию моизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.011 с.) |