Политико-правовое учение Ф. Аквинского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Ф. Аквинского



Фома Аквинский (1225-1274). Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теоло-гии". Аквинский пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем укрепить ее позиции. Царствие божье – то,к чему должны стремиться. Нов граде земном мы живем долго, и здесь человек определяет свою загробную судьбу. Он разумен, чтобы отличать добро от зла и делать правильный выбор, за который после смерти будет отвечать. Божья справедливость выше, чем человеческое право. В земном мире мы живем в упорядоченном мире, т.к. существует система законов. Вечный закон – закон мироздания, божественный разум, который придал всему вектор действий, система целей, которая определяет человеческое поведение. Высшая цель человека – блаженство (недостижимо в земной жизни). Отражение вечного закона в человеческом разуме - естественный закон, который состоит из заповедей, которые являются самоочевидными аксиомами. Проблемы: 1) не у всех ест. закон адекватно отражается. 2) естественный закон содержит базовые принципы, человек не всегда способен принимать верное решение в конкретных ситуациях. Человеческий закон решает эти проблемы. он не отменяет и подменяет ест. закон, а конкретизирует, уточняет его, служит орудием, чтобы люди не нарушали ест закон. Чел. закон исходит от публичной власти. Закон не может иметь своей целью – благо отдельных лиц, но только общее благо. Он связан с санкциями. Задача санкций – насильственно выработать рефлекс подчинения законам. Законы не должны изменяться и обновляться постоянно. Законы: 1) правильный – соответствует ест праву, справедлив, предполагает общественное благо, разумен. 2) неправильный – издан ненадлежащим лицом, не разумен, игнорирует общее благо, противоречит божественному закону. Закон силен не своей буквой, а своим смыслом. Он должен применяться не буквально, а толковаться с точки зрения общего блага. Все зависит от оснований неправильного закона (например, противоречит нашей нравственности - не подчиняться ему).

Принимая решения на основании человеческого закона, нельзя быть уверенным в их правильности. поэтому нужен закон, действуя на основании которого не было бы сомнений в правильности – божественный закон. Человеческий закон регулирует внешнюю сторону наших деяний, а внутреннюю сторону регулирует божественный закон. Чел. закон не может наказать все дурные деяния, только те которые мешают общему благу и общежитию, А божественный закон гарантирует наказания за все деяния. Божественный закон: 1) Ветхий закон – на чувственном и земном уровне – 10 заповедей, основывается на страхе наказания., обязателен только для евреев, остальные подчинялись по желанию, является писанным законом. 2) Новый закон – священный и небесный уровень, основывается на любви, обязателен для всех, написан в сердцах и умах людей. Человеческие законы, противоречащие божественному¸ являются несправедливыми.

Закон и право – несовпадающие понятия. Право (обращается к Аристотелю) – мера справедливости в богоустановленном порядке человеческого общежития. Справедливость – неизменная и постоянная воля воздавать каждому свое (Ульпиан). Справедливость – золотая середина, правильное уравнение, носящее объективный характер. Разграничивает естественное и позитивное право. Ест. право - соотнесение действие одного человека с действиями др, на основе критериев, выводимых из естественного порядка вещей. Позитивное право – критерии соотнесения определяются решением законодателя.

«Право войны» - война справедлива, если ведется публичной властью, существует справедливая причина, благие намерения воюющих.

Фома призывал стать на сторону Римского права. Без частной собственности невозможен порядок. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование общим» - Аристотель (Акв. согласен).

Государство – общность, возникающая естественным путем ввиду природной общительности лю-дей и невозможности их нормального изолированного проживания. Цель гос-ва – всеобщее благо.

усложнил учение о власти. 1) Сущность – отношения власти и подчинения (господство – господ и рабы; управление). Всякая власть от бога. 2) Форма гос власти – совокупность ее организации и по-рядка ее установления. Правильные формы – (монархия, аристократия, полития) – для народа. Не-правильные – (тирания, олигархия, демагогия) – для себя. Фома считал, лучшей формой – монархию (абсолютная и политическая – король допускает к власти лучших представителей сословий: дворян-ство, духовенство, 3 сословие). Аристотель – политию. 3) порядок исполнения власти. способ осу-ществления власти – совр полит режим: правильный и неправильный. Возможны корректировки, но не революциями, решения должны приниматься лучшими представителями и одобряться папой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.004 с.)