Политико-правовые взгляды Марсилия Подуанского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды Марсилия Подуанского



Марсилий Падуанский (1275-1343). Сочинение "Защитник мира".

Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском универ-те. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском универ-те, в 1312-13 гг. - ректор Парижского универ -та. Был врачом и советником Людвига Баварского.

Испытал влияние Аристотеля; будучи католиком ссылался на христианские священные книги: «только христианское учение содержит в себе истину»; в отличие от Аквинского был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная истина», постигающаяся разумом, а есть «истина небесная», постигающаяся откровением и верой. Они не зависимы и могут противоречить друг другу, «земная истина» — низшая по отношению к «истине небесной».

В «Защитнике мира» выступил против притязаний католической церкви на светскую власть. Он считал, что попытки церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европ.гос-вах. Поэтому священнослужители -главные враги мира. Книга была осуждена катол.церковью, Марсилий отлучен и был вынужден покинуть Париж и укрыться при дворе Людвига Баварского.

Вслед за Аристотелем Марсилий понимает гос-во как совершенное сообщество людей, которое: 1) самодостаточно 2) основано на разуме и опыте людей 3) существует, чтобы «жить и жить хорошо». Власть и государство возникли в ходе постепенного усложнения форм человеческого общежития (семья>род>племя>город>государство). Цель-достижение общего блага. Отвергает учение о божественном происхождении гос-ва, выступает за подчинение церкви гос-ву. Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не под контролем духовенства и папы. Это выражается в праве верующих: выбирать церковных сановников,включая Папу; определять случаи отлучения священнослужителей от церкви; утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Настоящий источник всякой власти и верховный законодатель - народ. (лучшую часть населения). Высшая, лучшая категория людей (военные, священники, чиновники) заботится об общем благе, а низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) - о частных интересах. Народ должен устанавливать законы, т.к. лучше повинуется законам, которые сам установил.

Одним из первых стал различать законодательную и исполнительную власть. Законодат.власть определяет компетенцию и организацию исп. власти. Последняя действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана держаться рамок закона. Она должна осуществлять волю законодателя - народа. Марсилий –сторонник выборности народом высшей исполн. власти.

Марсилий признает многозначность термина «закон». Он понимает закон как закон гос-ва. Закон - наставительное и принудительное «правило», которое: 1) «существует во всех совершенных сообществах, 2) подкреплено санкцией, которая имеет «принудительную силу»; 3) имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»; 4) устанавливается светским законодателем. Выводы: 1. божественный закон не есть закон в собственном смысле. Он сопоставим с предписаниями врача. Цель божественного закона — достижение вечного блаженства. Он определяет различия м/у грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судья Христос. Поэтому духовенство может только проповедовать христианское учение, но не принуждать, а еретик может быть наказан только Богом и только на том свете. Марсилий против церковного суда, инквизиционных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из гос-ва, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право: учить и увещевать; 2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле гос-ва. Но тогда он становится законом гос-ва; 3. Естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон: «есть люди, которые называют "ест. законом" веление справедливого разума касательно человеческих поступков, и ест. закон тогда слова включает и божественный закон».

В гос-ве должно быть верховенство законов. Монарх, правительство, судьи должны править на основе законов, которые должны быть обнародованы.

Закон позволяет: 1)осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»; 2) избежать предвзятости в судейском решении, на которое может влиять ненависть, алчность, любовь судьи.

16. Концепция вселенской монархии Данте Алигьери.

Продолжатель традиций Аристотеля и Фомы Аквинского итальянский поэт и мыслитель Д.А. Политический трактат «Монархия», проповедуемой идеей которого является вселенская монархия. «Светская монархия – единственная власть, стоящая над всеми властями и превыше того, что изменяется временем. Учение о вселенской монархии основывается на его убеждении о существовании «высшей универсальной цели человеческого рода», которая состоит в том, чтобы коллективно использовать возможности познания, чтобы достичь максимума возможного знания и воплотить его практически во имя всеобщей пользы. Эту цель легче реализовать в условиях всеобщего мира, т.е. всеобщий мир – требование, вытекающее из разумной природы человека и человечества. В природе и обществе действует закон разумного управления. Природой управляет божественный разум, а человечество в целом должно управлять единым благим монархом. Т.е. чтобы достичь своей цели, оно должно сделаться великой централизованной империей. Также Д.А. указывает на проблему отсутствия примиряющего посредника в международных отношениях. Поэтому над монархами отдельных государств должен быть поставлен монарх с более широкими полномочиями и способный быть всемирным судьей.

Справедливость имеет высшую силу лишь при монархе. Справедливость – это не только добродетель, но и действие. А монарх имеет больше возможностей, чтобы действовать и действовать справедливо. Д,А определяет свободу как свобода принятия решений. Управляемое беспристрастным и бескорыстным монархом, человечество будет существовать ради себя, а не ради извращенных государственных систем.

Д. связывает происхождение гос-ва с грехопадением прародителей человечества. Прообразом вселенской монархии Д. считал именно Римскую империю, которая заняла господствующее положение по справедливости и в соответствии с божественным промыслом.

Право – вещное и личное отношение человека к человеку, при сохранении которого сохраняется человеческое общество и при разрушении которого оно разрушается. В политическом аспекте право имеет своей целью благо гос-ва. Различая право и закон, Д. подчеркивал «если законы не направлены к благу тех, кто находится под законом, они законы лишь по имени, на деле таковыми быть не могут».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.024 с.)