Политико-правовые взгляды школы фа-дзя: шан ян, хан фей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды школы фа-дзя: шан ян, хан фей.



Представители школы фацзя (которых часто называют «легистами», или «законниками») выдвинули принцип управления обществом на основе законов.Фацзя. Гунсунь Ян (Шан Ян)

Мысли одного из ведущих теоретиков легизма Гунсунь Яна (390- 338 до н. э.) изложены в трактате «ШанЦзюнь Шу». 3 осн ф-ми гос-ва:земледелие, торговля и управление. Чтобы гос-во могло осуществлять их эффективно, нужны хорошие законы. Закон - это выражение любви к народу. Правитель, способный составлять хорошие законы, не обязан придерживаться ритуала. Застылость ритуалов противостоит динамике закона. Неправы потому и те, кто слепо придерживается ритуала и те, кто привержен устаревшим законам. Закон, которому действительно следует подчиняться, должен исходить из нужд своего времени.

При управлении народом, правитель должен отталкиваться от предположения о порочности людей, или не миновать беспорядков. Правитель должен избегать мягкости. Народ, независимо от рангов должен страшиться законов и это явл основой сильного правления. Правитель должен применять и жестокие наказания, внушающие страх, и поощрения, внушающие любовь подданных. Жестокие наказания должно вводить даже за незначительные проступки, ибо это позволит наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядки. Воспитательное значение наказаний огромно. Наибольшую эффективность наказания приобретают в сочетании с системой взаимной ответственности. Следует подрывать единство подданных, добиваясь их разобщенности, или сплоченные подданные будут поддерживать друг друга и скрывать преступления. Тогда не «закон победит народ», а «народ победит закон». Применяя наказания, правитель должен истреблять всех, кто недоволен сущ порядком, т.к могущественная та может страна, где нет недовольных. Идеальное же положение дел наступает, когда народ сознает необходимость подчинения законам и подчиняется напрямую им, а не правителям, или чиновникам. Правитель должен проявлять постоянную предусмотрительность: здесь лучше допускать излишек, чем недостаток внимания. Например, богатым гос-вам следует управлять так, как если бы оно было бедным, спокойным - как беспокойным. Но правитель обязан четко планировать свои действия и ставить перед собой конкретные задачи, избегая ненужной суеты: «Правитель, у кот мало дел, будет могущественен».

Гунсунь Ян придерживается оригинальной теории происхождения государства. В давние времена между множащимися людьми возникали ссоры из-за стремления к первенству. Тогда мудрецы привили народу справедливость, бескорыстие и человеколюбие. Но люди стали спорить друг с другом уже из-за первенства в проявлении этих добродетелей. Поэтому совершенно мудрый правитель произвел разграничения и установил запреты. Он назначил чиновников и над всеми поставил государя. В этой истории есть и еще один подтекст. Общество динамично с самого момента своего возникновения. От древности к современности оно развивалось прогрессивно. Это одна из причин, по которой глупо придерживаться древних законов и установлений.

Фацзя. ХаньФэй Учение ХаньФэя (280-233 до н.э.) дошло до нас в книге «ХаньФэй-цзы». Мысли-тель- ученик Сюнь-цзы, у кот он заимствовал учение о злой природе человека. Из этого тезиса вытекают частности его собственного полит учения. Государь должен осуществлять руководство эффективно, но так чтобы над властью всегда витал туман тайны, что должно обеспечить преклонение перед ним подданных. «Идеал правления - когда подданные не могут постичь тайны управления».

Для сохранения своей власти, государь не должен давать чиновникам слишком большой и тем более - выходящей за рамки закона власти, иначе кто-нибудь из них отберет власть у него. Ни одно преступление чиновников не должно оставаться ненаказанным, да и сам государь должен воздерживаться от совершения преступлений.

Хань Фэй считал, что в отсутствие законов корыстолюбие принимает масштабы, опасные для гос-ва. Один из важных принципов его учения - равенство всех перед законами. Законодатель должен найти правильный баланс между поощрениями и наказаниями, причем последние должны преобладать. Философ полагал, что при наличии хороших законов даже личность правителя не играет особой роли в благоденствии государства. Действие же хороших законов должно подкрепляться круговой порукой и всеобщей слежкой.

 

 

5. Политические взгляды школы даосов: Лао-дзы, Чжуан-дзы, Ле-дзы.

Даосизм. Лао-цзы Даосизм возник несколько раньше конфуцианства и в силу тех же истор причин: разброд и шатания в Поднебесной требовали возникновения учения, указывающего путь к порядку и благосуществованию. Но если конфуцианство стало на путь активного консерватизма, выгодного к тому же правящим кругам, то даосизм нашел выход в пассивном уповании на ест ход вещей. Это одна из причин, по кот роль господствующей идеологии была завоевана не даосизмом, а конфуцианством. Обе идеологии со временем стали религиями. Но и в этом их судьбаоказалась различной. Конфуцианство переродилось в религиозно-нравственное учение, что способствовало его развитию. Даосизм же - учение религиозно-мистическим, и эволюция его идеологии останови-лась. Превращение конфуцианства в господствующую религию было актом публичной власти, а даосизм стал религией в процессе своего внутреннего развития, поэтому полит значение этих религий не могло оставаться равным.Главное понятие даосизма - «дао» («путь») - ест и правильный порядок вещей в мироздании. Ему противоречит несовершенное человеческое дао. Корень общественных противоречий, согласно основателю даосизма, состоит в несоответствии ест дао и земного дао. Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.) выступал против деления общества на богатых и бедных и за возврат к простым общественным отношениям. На основе его идей поздний даосизм развивал учение об обществе «датун» - лишенном частной собственности и построенном на принципах равенства и справедливости.

Идеальное правление следует дао и стремится к максимальному недеянию. Все беды происходят от чрезмерно активной деятельности властей. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь, что он существует». Количество законов д б небольшим. «Когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным... в стране увеличиваются смуты... когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников».

Народ необходимо держать в невежестве. «В древности тот, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

Следует также заниматься делами только своей страны и проявлять миним активность вовне. «Кто служит главе народа посредством дао, не покоряет др страны при помощи войск, ибо это может об-ратиться против него. Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы».

Даосизм. Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу, 4-3 вв. до н.э.) изложил даосистское учение с такой последова-тельностью, что некоторые склонны считать, что он был основатель даосизма, а Лао-цзы - его после-дователем, имеющим дар лаконичного и систематического изложения вопросов. Чжуан-цзы и его ученики считали происхождение государства трагическим событием человеческой истории. Древние люди вели простой образ жизни. Это были «люди, знающие жизнь». Легендарные герои, создавшие государство, заставили людей потерять «высшую Силу», которой они обладали, и отклониться от истинногодао.Чжуан-цзы отрицал мнение о том, что «государь сам устанавливает законы среди людей». Это все равно, говорил он, что учить комаров ходить строем. Мудрый же правитель обращает взор не на внешнее, а на внутреннее. Надо следовать существу вещей и не иметь ничего личного, тогда в государстве будет порядок. Миру надо позволить быть таким, какой он есть. Им не нужно управлять. «Только тому, кто не заботится о Поднебесной, можно доверить власть над нею». Все, что должен делать государь - это придерживаться недеяния и воздействовать на подданных своей духовной силой. Не надо следовать суетным мудрствованиям в духе Конфуция и Мо Ди. «Покончите с мудростью, отбросьте знания и в Поднебесной воцарится порядок» - советует учитель.

Принцип недеяния провозглашается только в отношении правителей и мудрецов. Все же остальные - «заурядные люди» - не должны оставаться в бездействии

Даосизм. Ле-цзы Сходных воззрений придерживался Лe-цзы (ЛеЮйкоу, ок. 3 в. до н.э.). Государь должен найти среднюю меру м/у эгоизмом и альтруизмом. «Заботиться только о себе - это порок. За-ботиться только о др - порок не меньший». Подобно Чжуан-цзы, он не чуждался утопических по-строений. В 5 главе его трактата говорится о стране, называемой Край Севера. Люди там не ссорятся, не знают гордыни и зависти. Все равны и нет правителей и подданных. Отношения между мужчинами и женщинами свободны. В силу этих установлений и климата люди живут долго и счастливо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.005 с.)