Политическое учение Канта в работах «Метафизика нравов» и «К вечному миру» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое учение Канта в работах «Метафизика нравов» и «К вечному миру»



Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - приверженец договорной теории происхождения гос-ва. Как представитель естественной школы права, он априорно допускал, что вначале люди жили в естественном состоянии, а затем заключили общественный договор и стали жить в государстве: «Надо выйти из естест. состояния…и объединиться с остальными… чтобы подчиниться внешнему, опирающемуся на публичное право, принуждению, т.е. вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью предоставлено то, что должно быть признано своим».

Кант определил гос-во следующим образом: «Гос-во -объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Цель гос-ва - не благо и не счастье каждого подданного, а состояние наибольшего соответствия государственного устройства «с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива». Основная цель государства — обеспечение правопорядка. Кант как представитель немецкого Просвещения развивал теорию раннего либерализма. Поэтому патерналистскому гос-ву, которое было типичным для немецких княжеств XVIII в., он противопоставил идеал правового государства (термин «правовое государство» Кант еще не использовал). В патерналистском государстве: «суверен хочет по своим понятиям сделать народ счастливым и становится деспотом». Напротив, целью правового государства должно стать не достижение всеобщего счастья, которое каждый гражданин понимает по-своему, а создание такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы индивида со свободой всех остальных.

Кант использовал два критерия классификации форм правления государства: разделение властей и количество правящих. Идеальной формой правления – республика (конституционную монархию с разделением властей). Ничего похожего в современной Канту Германии не было. Переход к идеалу был возможен только через реформы «сверху», а не через насильственную революцию. Кант выступал против революции, которую рассматривал как «горячечный бред», а казнь короля народом считал нарушением справедливости (Карл I, Людовик XVI). Кант делал ставку на реформы. Лучше всего для проведения реформ подходит такая форма правления, как автократия. Чем меньше лиц, обладающих властью, тем легче осуществить реформы.

В работе «К вечному миру» Кант говорит о том, что для вечного мира необходимо соблюдение 6 предварительных и 4 основных условий. Условия: 1) нельзя включать в мирный договор то, что могло бы возобновить войну; 2) нельзя приобретать гос-ва по нормам частного права (напр, передавать гос-во в приданное или по наследству, дарить гос-во): «гос-во (в отличие, скажем, от земли, на которой оно находится) не представляет собой имущества. Гос-во - общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме него самого»; 3) постоянные армии должны быть постепенно распущены: «будучи постоянно готовыми к войне, они непрестанно угрожают ею другим гос-вам. Они побуждают их к стремлению превзойти друг друга в количестве вооруженных сил, которое не имеет предела, и поскольку связанные с миром военные расходы становятся обременительнее короткой войны, то сами постоянные армии становятся причиной военного нападения с целью избавиться от этого бремени»; 4) не должно быть государственных займов, средства которых использовались бы для ведения войны: «Поиски средств внутри страны или вне ее не вызывают подозрения, если это делается для экономических нужд страны (улучшения дорог, строительства новых населенных пунктов, создания запасов на случай неурожайных лет и т.д.), но как орудие борьбы держав между собой кредитная система, при которой долги могут непомерно увеличиваться … являет собой опасную денежную силу, а именно фонд для ведения войны»; 5) не должно быть вмешательства одного гос-ва во внутреннюю политику др.; 6) военные действия не должны в будущем вызывать недоверие между сторонами. Основные условия: 1) договор о вечном мире должны заключать республики, потому что при республиканском строе труднее начать войну; 2) результатом договора должна стать федерация свободных государств; 3) должно быть обеспечено всеобщее гостеприимство государств (напр, культурные обмены.); 4) тайное условие: правители должны советоваться с философами: «Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали или философы стали королями; да этого и не следует желать, так обладание властью неизбежно повреждает свободное суждение разума. Но короли не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а должны дать ему возможность выступать публично; это необходимо и тем, и другим для внесения ясности в их деятельность».

Историческая школа права.

Представители истор. шк. права исходили из консервативного истор. понимания права. Их идеи - противопоставление концепции ест. права, идеологического оружия революционной буржуазии. Истор. шк. права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства (право должно складываться исторически). Важнейший источник права - обычай, кодификация законов отвергалась, а само право - система постепенного формирования «народного духа» (особенности правосознания нации). «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.

Гуго (1764—1844)-основоположник, в «Учебнике ест. права, или философия положительного права» оспаривает осн. положения теории ест. права. Концепцию общественного договора он отвергает, т.к.:1) Таких договоров никогда не было -- все гос-ва и учреждения возникали и изменялись др путями.2) Общественный договор почти невозможен –милл. незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, и о повиновении не известным людям.3) Концепция общественного договора вредна -- никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее истор. происхождения из договора.4) Власть и право возникали по-разному. Никакая их разновидность не соответствует полностью разуму, они признаются небезусловно, а лишь временно правомерными, но то, что признано многими, не м.б. совершенно неразумно.5) Право возникает из потребности решения споров.

В статье «Являются ли законы единственными источниками юридических истин» Гуго сравнивает право с языком и нравами, к-рые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, потому что другие говорят или делают так. Право складывается из обычаев, возникших и получивших признание в народе. Обычаи имеют преимущество перед законом,т.к. общеизвестны и привычны. Многие законы и договоры а не выполняется. В Геттингене власть переименовывала улицы, но все их называют по-старому. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.

Истор. шк. права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры Фридрих Карл Савиньи (1779—1861) «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Это ответ на эссе Юстуса Тибо о необходимости создания общегерманского гражданского кодекса Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. Сформулировал понятие «Народный дух». Савиньи выделяет возрасты «Народного духа»:1)Младенчество. Право только формируется. Нет представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры. Необходимы правовые ограничения, поэтому у первобытных народов возникает представление о юрид. действиях, к-рые символизируют начало/прекращение правоотношения. Эти действия закрепляют существование права в определённой форме (обычай). Правосознание здесь развито слабо, в человеке господствуют эмоции. 2). Юность. Юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва. Юристы действуют в союзе с народом, т.е. корпоративное правосознание ещё не сложилось. 3)Зрелость.Усложняется полит. и экон. жизнь, развитие культуры (усложнение права). Возникает необходимость профессиональной квалификации. Складывается правовая наука и правовая система приобретает завершённость. Право становится более искусственным, оно не утрачивает связь с народной жизнью. Юристы - особая замкнутая каста. 4) Старость. Творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создаётся уже ничего нового. Право живёт за счёт старых норм. Народный дух умирает, возникает нов. народ и нов. правовая система. Преемственности м/у разными народами быть не может.

Пухта(1798--1846) был учеником Савиньи и развил его идею о праве как продукте истор. развития народа. Работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право».Сильно влияние учений Шеллинга сказавшееся на выработке понятия о народном духе, как источнике права. Пухта олицетворяет это понятие. Это сила, действующая в организме народной жизни и существующую независимо от сознания отдельных членов народов. Народный дух, подобно душе в организме, всё производит из себя в народной жизни, в том числе и право, так что отдельные личности не имеют никакого активного участия в образовании; не их сознанием обусловливается то или др развитие права, a свойствами народного духа. Поэтому, если Савиньи говорит еще об образовании права, как об общем деле, y Пухты идет речь об ест. саморазвитии права. Право развивается из народного духа, причем наперёд предопределена его форма и ход развития. Отдельные личности являются только пассивными носителями не ими создаваемого права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.008 с.)