Политическое учение Эразма Роттердамского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое учение Эразма Роттердамского



Один из патриархов европейского гуманизма, нидерландец Дезидерий Эразм (1469-1536) в своем учении затрагивал многие насущные проблемы человеческой жизни. Главное политическое сочинение – «Воспитание христианского государя». Оно написано в русле «христианского гуманизма». Вопросы политики в работах «Всеоружие христианского воина», «Жалоба Мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного», «Похвала глупости» и др. Э.Р.наиб.внимание уделял нравственным заповедям, которые должны связывать госвласть, а в меньшей степени «чистой теории», поэт.трудно судить о его понимании сущности гос-ва. Он пишет: «Гос-во – словно некое тело, состоящее из различных членов, среди кот-х, хотя и на особом положении, находится и сам государь… Государь в гос-ве – как сердце в теле живого существа. Если сердце здорово, оно, будучи источником крови и дыхания, наделяет жизнью все тело, а если оно оказалось испорченным, то несет гибель всему телу». Человек - маленькое гос-во, человек двойственен – тело влечет к греху, а душа жаждет богообщения. Обязанности царя осуществляет разум. Э.за патриархальный идеал: государь должен относиться к своим домочадцам, как добрый отец семейства. Царство - большая семья. Тем не менее, подчеркивая особое положение государя, он не преувеличивает его: «Пусть он увидит, насколько гос-во (тело) значительнее одной головы-государя». Выделяет неск.родов господства: чел-ка над животными, владельца над рабами, отца над детьми, мужа над женой. Выше всех - господство государя над гражданами. Недобродетельное правление=господство владельца над рабами. Наилучшая форма правления – монархия. В зависимости от личных кач-в монарха, выбирается, какая монархия предпочтительнее – абсол. или огранич. (если монарх добродетелен, то абсол., если нет, то огр.). 2 вида монархии: 1.Государя выбирают (подданным легче, т.к. она сами могут выбрать), 2. Государь получает царство и наследство (наиб.внимание должно уделяться воспитанию буд.монарха, приучать его к умеренности и скромности). Государь должен быть философом, знать географию, историю, законы и обычаи своей страны и проявлять добродетель в превосх.степени, быть хорошим христианином. Народ же должен платить налоги, повиноваться и оказывать почет. Прежде, чем требовать это от народа, государь выполняет свои обязанности. Он должен снизить налоги, сократить расходы. Основные налогоплат. – состоят.люди. Налог на предметы роскоши (это отучит богачей от излишнего мотовства и предотвратит чрезм.имущественное неравенство в гос). Э. близок к идее общей собственности. Эта идея - воздействовать на общество через проповеди христианских идеалов, без радикальных действий в отношении имущества. Насильственному изъятию и радикальным реформам – нет. Реформы д.б тщательно продуманы и постепенными. Большое внимание – воспитанию молодежи =>получатся добродетельные подданные=>легко управлять. Противоположный образ – тиран (заботится о личном благе в ущерб благу гос-ва и подданных). Тирания – наихудшая форма правления. Тиран ненавидит и боится подданных и окружает себя охранниками. Закон страны – его защита. Э.считал позволительным неподчинение подданных тирану. Э.осуждал тиранию и рабство вообще, как социальный институт. Теория законодательства его близка к естественному праву, закону природы. Законы должны не только устанавливать наказания, но и наставлять граждан в добродетели, предупреждая совершение преступлений, обещать гражданам награды и побуждать к заслугам перед гос-вом. Наказания – постепенное применение к правонарушителям все более строгих законов, вплоть до смертной казни. Законы должны запретить безделье, нельзя давать милостыню, сократить монастыри. Дворяне освобождаются от тяжелой работы только для того, чтобы изучать науки и заниматься полезными делами. Военные держатся в узде, к ним государь обращается изредка. Равенство всех перед законом. Законы должны быть доступные и понятные. Внешняя политика: цель международных договоров – обеспечение мира. Незначительные нарушения договоров гос-ва должны прощать друг другу во избежание зол. Э.за отмену обычая браков между членами иностр.монарших домов, т.к. внутрисемейные разногласия-> война между гос-ми. В отношении войны – огромная осмотрительность, макс.избегать, решать мирным путем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.004 с.)