Учение о государстве и праве жана бодена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о государстве и праве жана бодена.



Труды «Метод легкого познания истории» и «6 книг о республике». Гос-во-управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву. Гос-во создается либо по принуждению сильнейших, или ввиду добровольного согласия одной части народа подчиниться другой. На хар-тер гос-ва влияет его расположение, почва, климат и др. факторы. Учитывая эти факторы, Б. был против учений о национальной исключительности, делений людей на «цивилизованных» и «варваров». Сформировавшееся гос-во создает на своей территории «гражданский порядок», определяющий последовательность действий по реализации всеобщих потребностей, приоритеты развития и функции каждого члена общ-ва. в этой системе д/б обеспечена защищенность всех граждан. гражданином является тот. кто пользуется общими правами и защитой власти. Гос. власть обладает таким признаком, как суверенитет – абсолютная и постоянная власть, высшая власть повелевать. Сувер. постоянный. нельзя говорить о нем применительно к временной власти. Сувер. неделим т.к. принадлежит единой власти и проявляется в пяти основных ее полномочиях: 1. назначение должностных лиц.2. принятие, отмена и обнародование законов всеобщего характера.3. объявление войны и заключение мира. 4. судебные полномочия в высшей инстанции. 5. право карать и миловать. Первоначально носитель сувер. народ. который в ходе заключения первоначального договора, передает его монарху, по схеме близкой с договором дарения. В арист. и демокр. общ-вах народ сохраняет важнейшую часть сувер. в своих руках.

Классификация форм гос. правленияя – взависимости от того кому принадлежит суверенитет: одному,-монархия нескольким-аристократия или всем-демократия. Б. принципиально отрицал демократич. правления, с большей лояльностью относился к аристократии. Лучшая форма – монархия т.к. более стабильная. Монархия может быть законной (суверен не посягает на свободу и права граждан), вотчиной (частично ограничены права), тиранические (поданные рабы правителя). Такое тройствееное деление применимо и к демокр. и аристокр. Монархия и тирания, как правило чередуются друг с другом. Гос. идеал Б. «королевская монархия», в которой суверенитет принадлежит монарху, а правление осуществляется коллегиальными органами с аристократическими и демократическими элементами. Наиболее эффективна наследственная монархия т.к. в случае выборной монарх. период выборов нестабилен + выбранный монарх не столь уважаем. Монарх, суверенитет которого не ограничен, связан законами бога, естественными и человеческими законами.

Б. настаивал на светском хар-ре гос-ва: должно быть одна или более двух религий, т.к. две крупных приведут к вражде. Государь должен быть защитником своих граждан незавосимо от религии, секты, политич. предпочтений.

Правовое учение: Б. считал для того чтобы понять право в широком, философском смысле, изучить его проявления у множества народов р различные исторические периоды. Качественнное познание право невозможно в области исключительно теории. Лучшими правоведами являются те, кто разбираются в теории права, юридической практике и философии. Б. различает право и закон. Сущ-вует естеств. право, как совокупность божественных и естеств. законов. Право в широком смысле есть выражение справедливости. Закон-властный приказ.

Правовая доктрина Б. основана на теории гармонической справедливости. Гармоническое право возможно только в монархии. справ-вое право в справ-вом гос-ве есть распределение на основе равенства и достоинства. понимаемое таким образом право есть цель гос-ва. Такое право основывается на универсальном чел-ком разуме.

20. Европейским утопизм 16-17 вв Томас Мор.

Англ мыслитель и политический деятель Т. Мор. Повесть «Утопия» стала эталоном жанра. Сочинение разделено на две части. Первая посвящена критике современной автору государственной жизни, вторая – содержит описание государственного устройства на острове Утопия. Мор критикует широкое применение смертной казни за воровство, считает это несоразмерным наказанием и при этом смертная казнь не может отвратить от совершения такого преступления. Он предлагает бороться с причинами преступности, а не с жертвами дегенеративной политики государства, и обязывать лиц виновных в воровстве возместить причиненный ущерб и приговаривать их к общественным работам.

Согласно Т. Мору корень всех зол - частная собственность. В ней автор видят причину нищеты масс, преступности, всяческих несправедливостей и т.д. Т. Мор утверждает в «Утопии», что пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма, на правильное и успешное течение государственных дел.

Реально существующему обществу он противопоставляет воображаемую страну (Утопию), в которой нет частной собственности не только на землю и средства ремесленного производства, но и на всю производимую продукцию. Почти все мужчины и женщины должны постоянно трудиться под надзором специальных должностных лиц, пользуясь взамен правом получения необходимых средств к существованию с общественных складов. Тем самым полностью устраняются условия для проявления негативных сторон человеческой природы (эгоизма, алчности, жадности), возникающие в результате существования частной собственности, и исключается опасность появления социального неравенства. Определенные непривлекательные работы (забой скота, вывоз нечистот и т.д.) должны были исполняться рабами, статус которых не был наследственным.

Утопия - государственно-организованное общество, с очень четкой структурой публичной власти и четким порядком ее формирования. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо - филарха, 10 филархов - одного протофиларха. На специальном собрании филархи тайным голосованием избирают из четырех названных народом кандидатов пожизненного правителя государства (принцепса), который может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых, умудренных жизненным опытом граждан, избираются ежегодно. Принцепс с участием сената и народного собрания решает важнейшие вопросы: администрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение произведенной продукции.

Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм.

 

21. Европейским утопизм 16-17 вв Т. Кампанелла.

Итальянский монах Т.К. был автором многих сочинений, но наиболее известный диалог «Город Солнца». В «Городе солнца» критика существующих социально-экономических и политико-юридических отношений не занимает столь заметного места, как у Т. Мора. Его внимание сосредоточено на жизнеустройстве города-государства соляриев. Система политической власти в нем складывается из трех ветвей, создаваемых применительно к трем основным видам деятельности и «заведующих» каждой из них. Это военное дело, наука, а также воспроизводство населения, его воспитание и обеспечение пищей и одеждой. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчиняются три начальника, в распоряжении которых находятся, в свою очередь, по три должностных лица.

Во главе управления находится верховный правитель - Солнце, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умениями и опирающийся на трех своих высших советников: Мощь, Мудрость и Любовь. Ему, как главе светской и духовной власти принадлежит право окончательного решения всех вопросов и споров. Свою должность Солнце занимает лишь до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его во всем. В этом случае он сам должен уступить последнему свою власть.

Солнце и трое его советников - единственные из магистратов, положение которых и существующие между ними отношения неподвластны воле народа. Все остальные начальники и должностные лица могут занять свой пост только по выбору.

Как и у Т. Мора, в «Городе солнца» господствует общественная собственность и уравнительное распределение всех произведенных благ. Должностные лица должны заботиться не только о повседневной жизни всех граждан, но и об их воспитании и обучении.

Содержание «Города Солнца» демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости. Доминируют интересы государства, и только через эту призму рассматриваются интересы частных лиц. Это подтверждается и их политико-юридическими воззрениями, для которых характерно пристальное внимание к вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества и принципах коллективизма, и почти полное игнорирование прав и свобод индивида, его правовых отношений с государством и их надежных гарантий и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.008 с.)