Философия права Г. Гегеля. Понятие нравственности. Семья. Гражданское общество. Государство. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия права Г. Гегеля. Понятие нравственности. Семья. Гражданское общество. Государство.



Георг Гегель (1770-1831): "Философия права", "О научных способах исследования естественного права", "Феноменология духа" и др.

три ступени р-тия идеи права: абстрактное право, мораль и нравственность.

Высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Человек обретает нравственную свободу в общении с др. людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды подчиняют свои поступки общим целям. К объединениям, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и гос-во.

В семье все пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.

Гражданское общество и государство - несовпадающие сферы общественной жизни. Г.о.- система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. В “Философии права”: “развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства”.

Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изображает его как арену борьбы всех против всех. Гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. Оно представляет собой объединение индивидов.

Гражданское общество делится на 3сословия: землевладельческое (дворяне и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью – государством. Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут быть устранены одними правовыми средствами, и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. В его учении государство как раз и предстает таким нравственным целым, в котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском сообществе. Запутанность гражданского состояния “может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его государства”.

Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны. С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть. Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов – избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства “в отношении законности”. Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное “я хочу”.

С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства явл. народный дух в форме религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство – это шествие бога в мире; “его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю”.

40. Утилитаристская концепция Иеремии Бентама.

политико-юридические взгляды изложены в "Принципах законодательства", во "Фрагменте о правительстве", в "Руководящихначалах, конституционного кодекса для всех государств", "Деонтология или наука о морали"и др.

Б., считал право выражением воли суверена. Право — это повеления и запреты, установленные гос-вом и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. Так называемые "естеств. права", это произвольные оценки закона и его действия т.к. содержание естеств. права неопределенно и всеми толкуется по-разному Б. был сторонником ясного и доступного зак-ва". Б. подготовил полный кодекс законов, включающий гражданское, уголовное и конституционное право. реальное право лишь то, которое установлено государством. Однако существующее зак-во архаично и несовершенно. Зак-во должно, наконец, найти основу в чувствах и опыте. В поисках этой основы Б. разрабатывает теорию утилитаризма.

Единственно реальными интересами Б. считает интересы отдельных лиц. Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Он рассуждает об удовольствиях и страданиях, классифицируя их по разным основаниям. При этом существование частной соб-сти и конкуренции Б. рассматривает как необходимое условие реализации главного положения его концепции. "Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство".

Закон сам по себе — зло, т.к. он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. Но без закона невозможно обеспечить безопасность. Главным предметом заботы законодательства Б. называет частную собственность. Обеспечение безопасности, продолжал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе; каковы д/б пределы зак-ного регулирования? Для ответа на этот вопрос Б. анализирует "нравственные обязанности", которые делит на две группы. Нравств. обяз-сти по отношению к себе составляют правила благоразумия. Зак-тель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе В вопроосе о "обяз-стях по отношению к общему благу", зак--во определяет налоги и некоторые др.обяз-сти лиц.

→зак-ство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими; стороны сами, руководствуясь "моральной арифметикой", определяют условия договора исходя из собственной пользы.

Бессмысленным понятие "общественный договор", так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Гос-ство обязанно помогать беднякам, заботиться о воспитании и образовании низших слоев общества и др. соц. Обяз-сти.

Бентам ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда феодальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т.п.

Б. вначале одобрял конституционную монархию но в дальнейшем утверждал что власть принадлежит народу. Власть зак-ная должна осуществляться однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Испол-ную власть, осуществл. должностные лица, подчиненные зак-ной палате, ответственные перед ней и часто сменяемые.

Б. осуждал агрессивные войны и колониальный режим. Он разрабатывал проекты международных организаций для предупреждения войн, мирного решения конфликтов между государствами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.004 с.)