Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативное понимание права (юридический позитивизм)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с нормативной концепцией, право – это система норм, изложенных в государственных актах. Своими корнями нормативизм уходит к формально-догматической юриспруденции XIX века, именуемой юридическим позитивизмом. Позитивисты характеризовали естественно-правовую концепцию как «великое заблуждение умов» и признавали только исходящие от государства нормативно-правовые акты, отвергая всякую связь содержащихся в них норм с идеологией, политикой, экономикой. Видным теоретиком данной школы был австрийский ученый Г. Кельзен. Самая известная его работа – «Чистая теория права». Кельзен определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Именно по этому признаку право отличается от других социальных регуляторов. В национальных законодательствах нормы связаны между собой и образуют иерархическую пирамиду (иное название теории Кельзена – «ступенчатая концепция права»). На вершине пирамиды находится некая «основная норма», чаще всего конституционная. Далее следуют «общие нормы», а затем нормы подзаконных актов. Нижнюю ступеньку иерархии занимают индивидуальные нормы, создаваемые судами и административными органами при рассмотрении конкретных дел. Нормативный подход лежит в основе правового воспитания, формирования позитивного правосознания, правовой культуры, ибо он всегда связан со знанием так называемой «буквы закона». Без нормативного понимания права не могут быть обеспечены законность и ее следствие – правопорядок, поскольку законность предполагает точные формулировки юридических предписаний, их однозначное понимание и единообразное исполнение. Естественно-правовая теория (нравственная школа права) Данная концепция основой правовой материи видит не нормы, а духовное, идейное, нравственное начало, а если говорить точнее – правовые идеи и правовое сознание. Правовые нормы и правовые отношения лишь отражают в себе идеи и представления людей о праве, причем могут делать это либо адекватно, либо искаженно. К данному направлению относятся, в частности, естественно-правовая, психологическая, солидаристская, неотомистская и некоторые другие теории. У каждой из указанных теорией своя основа. У теории естественного права это неотъемлемые права человека; у психологической концепции – эмоциональные переживания людей; у солидаризма – общественное согласие; у неотомизма – божественное происхождение государства и права. Однако всех их объединяет одна черта – признание идейного начала приоритетным в праве. Наиболее типичной и характерной для данного направления является естественно-правовая теория. Зародившись в глубокой древности, своей кульминации она достигла в эпоху буржуазных революций. Ее виднейшие представители – Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Исходным пунктом естественно-правовой теории является положение о наличии у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделен от природы или Бога, точно так же как он наделен разумом, страстями, устремлениями. Данная теория, в отличие от нормативной, предусматривала возможность несоответствия права (как категории изначально заданной) и закона (как результата нормотворческой деятельности государства). Это означает, что законы государства являются легитимными только в том случае, если они соответствуют естественному праву. Естественно-правовая юриспруденция рассматривает человека не как обособленного индивида, а как субъекта многочисленных общественных связей. Современная естественно-правовая теория тесно смыкается с теориями социального государства и плюралистической демократии. Социологическая юриспруденция Формирование социологического направления в теории права началось на стыке XIX и XX столетий. Социология права формировалась двумя путями. Первоначально ее положения вырабатывались в рамках самой социологии. Затем социологические представления стали проникать в юриспруденцию. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся: Р.Иеринг, Е.Эрлих, Р. Паунд, Л.Дюги. Для всех представителей социологической юриспруденции характерен приоритет реальной правовой действительности перед правовыми идеями и нормами. Широкое распространение социологическая теория права получила в США. Другие последователи социологической теории права (Д.Фрэнк, Е.Эрлих) понимали право как сложившиеся правоотношения. По их мнению, право – это конкретные решения, а не правила. Судья создает право в тот момент, когда принимает решение по делу. Социологическая концепция права отвергает вмешательство государства в сферу частных интересов. Она направлена против социалистических идеалов плановой экономики, а также против неолиберализма, который предполагает вмешательство государства в хозяйственную деятельность в определенных пределах.
Право в системе нормативного регулирования. Суть нормативного регулирования состоит в том, чтобы упорядочить общественно полезную деятельность при помощи общих правил, норм, образцов, эталонов поведения, которым должны следовать все люди, попавшие в ситуацию, предусмотренную этими правилами. Следовательно, социальные нормы – это определенные образцы поведения участников общественных отношений, которыми люди руководствуются в процессе жизнедеятельности. Под социальными нормами понимаются правила поведения, регулирующие общественные отношения. Но социальные нормы регулируют не любые, а только типичные группы социальных отношений. Норма служит мерой поведения людей, критерием оценки их действий. Норма – это веление, которое дозволяет, обязывает, запрещает. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям. С позиций юриспруденции интерес представляют такие основания, как специфика возникновения, сфера действия, особенности регулирования общественных отношений. Исходя из этих оснований, социальные нормы подразделяются на: - нормы права, - нормы морали, - нормы общественных объединений (корпоративные нормы), - неправовые обычаи, - традиции, - религиозные нормы. Таким образом, в обществе исторически сложилась и действует система норм, регулирующих общественные отношения. Нормы имеют общие и специфические характеристики, они теснейшим образом связаны между собой, но имеют и относительную самостоятельность. Право среди них занимает особое место. Присущие ему признаки (формальная определенность, общеобязательность, установление и обеспеченность государством) отличают его от иных неправовых нормативных регуляторов.
Сущность права. Признаки права: 1. Право – это совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. 2. Право – систематизированная совокупность издаваемых или санкционированных правил поведения. Система права строится на основе объективных и субъективных факторов. К объективным относятся реально существующие, не зависящие от воли и сознания людей, общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Субъективные факторы – это политические и правовые представления законодательных органов, специфика планирования законодательных работ, формы систематизации законодательства. 3. Право выражает государственную волю. Содержание такой воли не произвольно, а обусловлено волей политически господствующих групп. 4. Право – система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть подлежащих выполнению всеми субъектами права. Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются. 5. Право всегда выступает в определенной, официально выраженной письменной форме. Это могут быть: - нормативные акты (законы, указы, декреты, постановления и т.д.) - допускаемые законом нормативные договоры - санкционированные государством обычаи - судебные прецеденты. 6. Право обеспечивается государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, охраны, предупреждения, ответственности и др. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленной законом процедурой. 7. Право характеризуется динамизмом, изменчивостью, обусловленными непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений. Если каждая отдельная норма отличается статичностью, то системная совокупность норм, так или иначе, изменяется. Однако она не может обновляться сразу, целиком. Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными органами государства, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа, реализация которых обеспечивается государством. На основе данного определения можно выявить сущность права. Сущность выражает социальную природу, политические (властные) истоки. Сущность следует отличать от социального назначения права или его ценности, под которой понимается его регулятивная значимость, способность обеспечить устойчивый порядок в общественных отношениях. Итак, сущность права выражается в том, волю какого господствующего класса или какой части общества фиксирует право. Уяснение сущности права позволяет объяснить его появление в определенных исторических условиях, выявить закономерности его возникновения и развития.
Принципы и функции права. Под принципами права понимаются основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе. Общей теории права ближе специально-юридические принципы современного права, которые традиционно разбиваются на три группы: общеправовые, отраслевые, межотраслевые. К общеправовым принципам относят: 1. Принцип демократизма, означающий, что единственным источником государственной власти в республике является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определяемых Конституцией. 2. Принцип социальной справедливости означающий, что государство в максимальной степени пытается обеспечить интересы всех слоев общества, в том числе и социальных меньшинств. 3. Принцип гуманизма, предполагающий наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правам и свободам.. 4. Принцип равноправия,которыйозначает не фактическое равенство в различных сферах общественных отношений, а равенство перед законом. 5. Принцип законности,заключающийся в строгой иерархии нормативных актов, то есть в верховенстве закона.. 6. Принцип единства прав и обязанностей означающий, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями. 7. Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагающий, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, прямо предусмотренное в нормативном акте. Функции права – основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В литературе обычно выделяют два критерия классификации функций права – внешний и внутренний. По внешнему критерию выделяют политическую, экономическую и идеологическую функции. По внутреннему – регулятивную (регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую) и охранительную. Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных актах. Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения путем определения и обеспечения правоспособности и дееспособности субъектов права; внесения изменений в правовые статусы субъектов права; преобразований в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений; усиления мер по борьбе с правонарушениями. Охранительная функция – это такой вид правового воздействия, который направлен на защиту обеспечиваемых правом правоотношений, а также на вытеснение и ограничение отношений, чуждых данному общественному строю. Наряду с вышеперечисленными функциями выделяют воспитательную функцию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.137 (0.01 с.) |