Плюрализм мнений о происхождении государства и права . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плюрализм мнений о происхождении государства и права .



Научной мыслью прошлого и настоящего выдвинут целый ряд теорий о происхождении государства. Наиболее известны историко-материалистическая и теологическая теории, теория общественного договора, теория насилия, психологическая, ирригационная и ряд других теорий.

Историко-материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) исходит из того, что государство возникает в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем распада общества на классы с противоположными интересами.

Теологическая теория (Фома Аквинский, Ж. Маритен) настаивает на божественном происхождении государства и права. Основной ее постулат – «Вся власть от Бога». Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости государства, необходимость подчинения государственной воле, как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от власти Божьей.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Н. Михайловский) обосновывает происхождение государства трансформацией отцовской власти во власть монарха. Монарх – отец всех подданных. Так же, как и теологическая теория, она была направлена на обоснование неограниченной власти монарха, но истоки власти она видела не в божественном происхождении, а в формах семьи.

Теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев). Согласно этой теории, до появления государства было «естественное состояние», в котором люди имели естественные права (Руссо), или в котором велась «война всех против всех» (Гобс). Государство возникло как общественный договор между людьми. Как полагают исследователи, эта теория имела прогрессивное значение, поскольку была направлена против феодального государства. Однако сложно представить, что когда-либо могло состояться принятие юридического акта – общественного договора множеством людей при наличии разной направленности их интересов.

Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) объясняет происхождение государства и права завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. Для того, чтобы держать в подчинении порабощенные племена, и создается специальный аппарат – государство. Гумплович объясняет происхождение государства войной, борьбой, называя насилие «повивальной бабкой государства». Последователи этой теории преувеличивают роль насилия в становлении государства, хотя многие государства действительно появились в результате завоеваний. Но не насилие было первопричиной возникновения государства. Для этого был необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не был достигнут, не могло возникнуть и государство.

В основе психологической теории (Л.Петражицкий, Г.Тард, З.Фрейд) лежит мысль о том, что у людей существует потребность подчиняться другим, и она, в конце концов, порождает сначала общественную иерархию, при которой на вершине находятся старейшины, вожди и жрецы, а затем и государственную. Сторонники данной теории полагают, что государство есть организация для руководства обществом, осуществляемым выдающимися личностями. Личности, не обладающие качествами руководителя, имеют потребность и обязанность подчиняться выдающимся личностям. Из власти, основанной на авторитетах, возникает государственная власть.

 

Понятие и сущность государства.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие социальные функции.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

1. Публичная власть, интересы которой не совпадают с населением, обладающая аппаратом управления для реализации своих велений.

2. Наличие определенной территории, которое может делиться на административно-территориальные единицы.

3. Наличие суверенитета, т.е. верховенства государственной власти на всей его территории.

4. Налоги и платежи, учрежденные публичной властью, взимаемые с населения, носящие принудительный характер, взыскиваемые с населения в определенных размерах и в установленные законом сроки..

5. Право, возникающее одновременно с государством.

6. Население (народ, нация).

7. Монополия на легальное применение правового принуждения.

8. Государственный механизм (аппарат).

9. Государственный язык (языки), без которого не может функционировать ни одно государство.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуя его во всей полноте. Основой сущности государства как самостоятельного явления выступает власть, как то первичное, главное и устойчивое, что и определяет содержание, назначение и функционирование государства. Сущность государства определяется теми интаресами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает.

 

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам на основе общих признаков, присущих данной группе государств с их общими закономерностями возникновения, функционирования и развития.

Среди критериев классификации государств наиболее широкое распространение в науке и практике получили формационный и цивилизационный подходы.

На формационном подходе основывается марксистско-ленинская типология государства и права. Согласно формационной типологии исторический тип государства определяется на основании того, на каком экономическом базисе основывается государство, интересам какого господствующего класса оно служит. Разумеется, при таком подходе государство – всегда орудие классового господства и сугубо классовая организация.

В рамках данного подхода существуют три основных типа эксплуататорского государства:

рабовладельческое

феодальное

буржуазное.

Большое развитие в западной литературе получил так называемый цивилизационный подход в исследовании человеческого общества и его государственности.

Исходя из цивилизационного подхода современными исследователями дается следующая типология государств:

древние государства: древнегреческие, древневосточные,

древнеримское

средневековые государства: западно-европейские, восточно-

европейские, азиатские

современные государства: развитые (социальные, правовые),

развивающиеся.

Следует отметить, что цивилизационный подход позволяет видеть не только противостояние и борьбу классов и социальных групп, но и другие факторы, оказывающие влияние на ход развития человечества.

 

Форма правления.

Под формой правления следует понимать структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением.

Формы правления различаются в значительной мере в зависимости от того, принадлежит ли власть одному человеку, или государством управляет коллективный орган. В первом случае мы имеем монархическую форму правления, во втором – республиканскую.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству. Основные признаки монархии:

- пожизненное пользование властью монарха

- занятие трона по наследству или по праву родства

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в период рабовладельческого строя. Расцвет ее пришелся на период феодализма В буржуазном обществе сохранились лишь формальные признаки монархии, являющиеся данью традиции.

Республика – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный строк.

Признаками республики являются:

- выборность на определенный срок главы государства и других

государственных органов

- осуществление государственной власти по поручению народа

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом

- обязательность решения высших органов власти для всех других органов

- преимущественная защита интересов граждан

- взаимная ответственность личности и государства.

Так, монархии делятся на:

- абсолютные (власть монарха неограниченна)

- ограниченные (монарх не обладает всей полнотой власти).

Ограниченные монархии делятся на два вида:

- дуалистические

- парламентские.

В дуалистической монархии существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента.

В парламентской монархии статус монарха фактически и юридически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед парламентом.

Существует еще одна форма ограниченной монархии – выборная монархия

Современные республики делятся на два вида:

- парламентские

- президентские.

Современные парламентские республики характеризуются верховенством парламента в организации государственной жизни..

В президентской республике глава государства сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.245.93 (0.013 с.)