Специализация и унификация права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализация и унификация права.



Специализация и унификация пронизывают все сферы современной социально-юридической практики. Они очень тесно взаимосвязаны.

Рос. законодательство нуждается в У. и С. Т.к. они позволяют всесторонне учитывать его федеративный характер.

Специализация:

Истки правовой специализации:

- общественное разделение труда

- дифференциация властных отношений

- национально-государственная суверенизация

Цель: наиболее полно охватить особенности социальных преобразований. Для этого законодательство и каждая его отрасль содержат комплекс предписаний, выполняющих специализированные функции. С их помощью появляется возможность учитывать специфику, разнообразие общественных отношений. Сегодня С. Охватывает весь правовой массив и воздействует как на ф., так и на содержание законодательства.

Виды:

1. отраслевая (предметная): нормативные акты, правовые установления предопределяют деление законодательства на отрасли. Чем разнообразнее предмет правового регулирования, тем разнообразие классификация отраслей. Так, в последнее появился ряд новых отраслей: о здравоохранении, страховании, банковской системе

2. функциональная: внутри кодификации актов происходит относительное обособление правовых установлений за счет чего совершенствуется структура акта. Так, недавно завершилась реконструкция ТЗ, которое было призвано регулировать трудовые отношения всех работающих граждан независимо от формы собственности и вида деятельности предприятия.

3. Региональная: процесс урегулирования общественных отношений, учитывающий характерные черты федерального устройства России, географ., природные, климатические условия, традиции, особенности развития экономики отдельных регионов.

4. Смешанная: предметно-функциональная.

Этапы специализации:

1. дифференциация. Задача – выявить различия общественных отношений, их своеобразие.

2. конкретизация – урегулировать одно и то же отношение (явление) системой различных нормативно-правовых актов.

3. детализация – внутренне дробление содержания нормативных предписаний на составные элементы.

Значение С.

1. позволяет урегулировать широкий спектр общественных отношений

2. ведет к устранению пробелов в праве

3. способствует логичному совершенному построению н.п.а.

4. придает гибкость системе законодательства.

5. способствует правильной квалификации

 

С. Должна разумно сочетаться с У.

Направление У.

1. выработка общих предписаний по тем или иным проблемам м. говорить об У. как о своеобразной науке обобщения

2. систематизация, в виде отдельного н.п.а. или части др. н.п.а.

Потребность в У. зависит от интенсивности накопления нормативного материала.

Значение У.

1.Уменьшаетсяобъем нормативного материала, исключается его дублирование.

2. облегчается применение правовых предписаний.

Отказ от признания унифицированной структуры российского законодательства привел к грубым нарушениям принципа единства законности на территории РФ. Многие субъекты были участниками противоправных акций, связь с вопросами национально-гос. устройства. Произошел разрыв единой основы рос. законодательства.

Бесперспективность подобных мероприятий побудили руководство регионов на подписание Федеративного договора. Новеллой является институт совместного ведения между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ. По вопросам совместного ведения федеральные органы издают основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик осуществляют собственное правовое регулирование.

Наиболее успешно принятие основ законодательства идет на уровне СНГ. Между членами содружества принимаются модельные кодексы.

Трудноразрешимой проблемой остается унификация нормативно-правового материала различных министерств и ведомств, т.к. его объем в некотрых отраслях очень велик.

Виды:

1. всеобщая

2. республиканская

3. локальная

4. ведомственная

Формы:

1. универсализация

2. интеграция

3. систематизация

В международном праве унификация осуществляется с помощью заключения международных оговоров, конвенций. МОТ свыше 170 конвенций.

В У. нуждаются отрасли и институты, связан с регулированием международных связей, прав и свобод граждан.

 

В алтайском крае, воронеж, владимирская область- избир. Кодексы,

Иммиграционный кодекс- в ставропольстком крае,

О СМИ- Башкортостан, ленинградская область- Лесной

При наполеоне- ГПК, ГК, УК, УПК, ТК

Налоговое из финансового, соцобеспечения из трудового, информационное, экологическое, компьютерное, градостроительное, атомное, транспортное, бюджетные кодексы, образовательное,

Унифицировано- Скандинавское право, Северо-европейское,, международное. Право ООН, региональная унификация, СЕ, ЕС, ОБСЕ, Лиги арабских государств,, обязаны ратифицировать конвенции СЕ, напрямую подчиняются суды, мониторинг судебных решений.

Унификация в условиях игтеграции.

Нормативизм Г. Кельзена

Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881–1973 гг.). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа – “Чистая теория права” (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г.).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний – науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу – науки о должном – образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном – принцип вменения.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория “не отрицает того, что содержание любого позитивного юридического порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении”.

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. “Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой”.

Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив – в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамками государства – в области международных отношений. Современное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права.

В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют “общие нормы”, установленные в законодательном порядке или путем обычая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. В изображении Кельзена и его учеников внутригосударственное право выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени.

Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму – трансцендентально-логическое понятие (“мысленное допущение”), которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: “Должно вести себя так, как предписывает конституция”. Такое высказывание не содержит нормативных предписаний в собственном смысле слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям о легитимности существующего правопорядка логически завершенную форму. “Согласно основной норме государственного правопорядка, эффективное правительство, которое на основании действенной конституции создает действенные общие и индивидуальные нормы, есть легитимное правительство этого государства”, – писал Кельзен.

Нормативистское учение существенно отличалось от предшествующих концепций формально-догматической юриспруденции. Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического правоведения и философии неокантианства.

С теоретиками социологической ориентации нормативистов сближает трактовка права как эффективно действующего, динамичного правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма показательно, что применение общих норм судебными и административными органами было истолковано им как продолжение правотворческой деятельности государства, как создание индивидуальных нормативных предписаний. “Применение права есть также и создание права”, – указывал Кельзен. В этой части его доктрины методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функционального подхода к исследованию нормативных систем.

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии серединыXX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.

В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на демократические и недемократические. Согласно его учению, демократия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам разрешения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. “Движущим принципом всякой демократии в действительности служит не экономическая свобода либерализма, как иногда утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и социалистической), а, скорее, духовная свобода – свобода высказывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпимости и, особенно, свобода науки”. В признании Кельзеном идеи социалистической демократии сказалась его близость к теоретикам австромарксизма.

В своих работах по международному праву Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе добровольного подчинения суверенных государств органам международной юрисдикции. Он различал предписания международного права и его основную норму, обосновывал мысль о том, что основные нормы и конституции государств необходимо привести в соответствие с демократическими принципами (основной нормой) международного правопорядка.

Учение Дж. Остина о праве

Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине прошлого века и связывают его с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790–1859), который в 20-х гг. XIX в. возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете. Здесь же в цикле своих лекций под названием «Определение предмета юриспруденции» он развил утилитаристский тезис своего знаменитого соотечественника И. Бентама о том, что право – это «повеление суверена», и снабдил его развернутым обоснованием.

Само название «юридический позитивизм» навеяно, по всей видимости, традицией, связанной с появлением в первой четверти века позитивной (научной) философии общества и общественной эволюции О. Конта. Посмертно опубликованный труд Остина «Лекции о юриспруденции, или философии позитивного закона» вышел с примечаниями видного английского философа-позитивиста Дж. Ст. Милля. Таким образом, в творчестве английского правоведа совместились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-политических его характеристик, столь присущих естественно-правовой традиции обсуждения проблематики права и правоведения.

В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Если, по представлениям И. Бентама, право следует воспринимать как совокупность знаков (символов), изданных или одобренных сувереном для регулирования должного поведения определенного класса лиц, находящихся под его властью, то, согласно Остину, такого суверена можно представить себе – в зависимости от обстоятельств – в виде не только лица, но и учреждения, которое действительно, а не формально является сувереном для подвластных в данном политическом сообществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.015 с.)