Взаимодействие юридической науки и ЮП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие юридической науки и ЮП



ЮП тесно связана с юридической наукой, от их сближения выигрывают и ЮП, и наука, по мнению акад. Чебышева.

Взаимодействие проявляется в следующем:

1)ЮП выделяет цели и задачи исследования. В процессе практики обнаруживаются пробелы, ошибки и др. негативные явления. В то же время ЮП накапливает личный и социально-правовой опыт, вырабатываются оптимальные приемы, средства, варианты юридических действий, которые нуждаются в научном анализе.

2)ЮП – это эмпирическая база для науки. Описания и объяснения, обобщения и систематизация, выдвижение гипотез, установление тенденций развития, разработка понятий и конструкций, иллюстрация научных положений. ЮП придает науке динамизм.

3)ЮП – это критерий истинности, ценности и эффективности юридической науки. Прогнозы и предположения науки могут обернуться определенными нововведениями в ЮП.

В зависимости от целей, направлений, исследований ученых выделяют следующие типы эмпирической практики:

ü Описательные

ü Объяснительные

ü Эвристические

ü Прогностические

В практической деятельности широко используются теоретические понятия и конструкции. Наука может повышать или понижать эффективность ЮП. Наука изучает и корректирует правовой опыт, вырабатывает юридическую политику (демократическую или авторитарную), в тех сферах жизни, которые поддаются правовому регулированию. Наука разрабатывает методологию и методику юридического познания, систему принципов, приемов и средств. Наука повышает правосознание юристов.

Основные пути совершенствования ЮП

Особое значение имеет совершенствование правотворческой практики. Так, необходимо принимать законы, которые будут восприняты обществом, в которых общество нуждается (до недавнего времени такими необходимыми законами были новый КоАП, УПК, ч. ГК и т.д.). совершенствование данной сферы означает создание законов и подзаконных актов, взаимосвязанных между собой, непротиворечивых в своем содержании. Соответственно, должна быть стратегия правотворчества, т.е. перспектива развития, планирование и прогнозирование. В этой же сфере необходимо совершенствовать юридическую технику.

Важную роль в создании гармоничной правовой системы призвана играть правосистематизирующая деятельность в виде кодификации, инкорпорации, консолидации и учета.

Один из путей совершенствования ЮП связан с повышением уровня работы всех правоприменительных органов по защите и охране прав личности, потребителей рынка, охране от правонарушений и т.д. Этот аспект совершенствования важен, поскольку тем самым совершенствуется деятельность властных органов и судов.

Для совершенствования правореализационной практики граждан необходимо сформировать у них:

а) осознание уважения в праву и законам;

б) необходимость и потребность в соблюдении своих обязанностей;

в) соблюдение интересов других ФЛ и ЮЛ

г) д.б. выработана привычка к законопослушанию и активному правовому поведению;

д) необходимо распространять элементарные знания, умения и навыки самостоятельно находить нормы права, в т.ч. для своей правовой защиты.

 

 

Принципы права

 

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех суоъектов.Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на

свойственные праву в целом (общеправовые)

его отдельным отраслям(отраслевые)

группе смежных отраслей (межотраслевые)

Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каяедый автор имеет здесь собственное мнение.

 

С. С. Алексеев:

законности,

справедливости,

юридического равенства (всеобщности правосубъектности),

социальной свободы,

социального, гражданского долга (дисциплины),

объективной истины,

ответственности за вину.

 

В. К. Бабаев:

генеральные принципы: справедливости и свободы,

получают свое развитиев иных принципах права:

демократизма в формировании и реализации права,

законности,

национального равноправия,

гуманизма,

равенства граждан перед законом,

взаимной ответственности государства и личности*.

 

В. Н. Синюков

народовластия,

верховенства федерализма в устройстве государства и строении правовой системы,

юридического равенства граждан перед законом,

политического, идеологического и экономического плюрализма,

гуманизма,

незыблемости и неотчуждаемости прав человека,

законности,

справедливости

ответственности за вину.

 

 

О. И. Цыбулевская.

социальная справедливость

равноправие граждан,

единство прав и обязанностей

гуманизм,

сочетание убеждения и принуждения

демократизм

 

Приведенных мнений достаточно, чтобы убедит

в существенных расхождениях во взглядах различив

ученых. Причем субъективизм при решении данис

проблемы представляется труднопреодолимым. Не (

чайно в некоторых учебниках вопрос о принципах щ

вообще не рассматривается.

 

И все-таки есть еще один автор, мнение кото;

необходимо учитывать. Это законодатель. Право

принципы закреплены в Конституции Российской

дерации. Правда, здесь надо учитывать два моме1

во-первых, не все принципы, сформулированные в К

ституции России, являются правовыми (например, пр

цип разделения властей), во-вторых, Конституция ]

не дает полного перечня общеправовых принцип.

которые могут быть закреплены в других нормативн>

актах или выводиться из общего смысла законов.

 

Содержание действующей Конституции РФ позво

ет выделить следующие принципы права: демократ>

федерализм, уважение прав и свобод человека, непос?-,

ственное действие общепризнанных принципов и но1

международного права, верховенство Конституции и

конов, равноправие, равенство всех форм собственш

правосудие.

 

В ст. 6 ГК РФ говорится о возможности применения

при наличии пробелов в законодательстве не только

общих начал и смысла гражданского законодательства,

но и требований добросовестности, разумности и спра-

ведливости. Указанные требования имеют общеправо-

вую значимость, а потому логично предположить, что

они вытекают из правовых принципов добросовестнос-

ти, разумности и справедливости.

 

К числу принципов, прямо не сформулированных

в законе, относятся принципы ответственности за вину,

неразрывной связи прав и обязанностей.

 

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более

подробно.

 

Принцип справедливости имеет особую значимость.

Он в наибольшей степени выражает общесоциальную

сущность права, стремление к поиску компромисса

между участниками правовых связей, между личностью

и обществом, гражданином и государством. Справедли-

вость требует соответствия между действиями и их

социальными последствиями. Должны быть соразмерны

труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение,

преступление и наказание. Законы отражают эту сораз-

мерность, если отвечают принципу справедливости.

 

Принцип уважения прав человека отражает тот факт,

что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права

человека составляют ядро правовой системы государства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда-

нина - обязанность государства. В ст. 18 Конституции

записано: <Права и свободы человека и гражданина

являются непосредственно действующими. Они опреде-

ляют смысл, содержание и применение законов, деятель-

ность законодательной и исполнительной власти, мест-

ного самоуправления и обеспечиваются правосудием>.

 

Принцип равноправия закрепляет равный правовой

статус всех граждан, т.е. их равные конституционные

права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19

Конституции РФ говорится: <Государство гарантирует

равенство прав и свобод человека и гражданина незави-

симо от пола, расы, национальности, языка, происхожде-

ния, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принад-

лежности к общественным объединениям, а также дру-

гих обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расов

национальной, языковой или религиозной принал

ности>. В соответствии с принципом равноправия

печивается равенство возможностей граждан во

сферах их жизнедеятельности. Степень реализации

возможностей зависит от социально-правовой актис

ти самого человека.

 

Содержание принципа законности заключается в

что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, <Констит)

Российской Федерации имеет высшую юридичесх

силу, прямое действие и применяется на всей терр

рии Российской Федерации. Законы и иные праве

акты, принимаемые в Российской Федерации, не дс

ны противоречить Конституции Российской Федора]

Органы государственной власти, местного самоупра:

ния, должностные лица, граждане и их объедине

обязаны соблюдать Конституцию Российской Феде

ции и законы>.

 

Принцип правосудия выражает гарантии зап

субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46

ституции РФ записано: <Каждому гарантируется суде

ная защита его прав и свобод>.

 

За многовековую историю развития права постеп^

но сложились также принципы, свойственные фор^

права, которые в юридической <ауке получили нат^

нование правовых аксиом. В их числе можно назвав

следующие: закон обратной силы не имеет; все, ч^

законом не запрещено, дозволено; никто не может бы

судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды ',

одно и то же правонарушение. Большинство правов>

аксиом закреплено в законе.

 

 

ФУНКЦИИ ПРАВА

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику <работы> юридических норм.

 

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функцииэкономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институ-тами, но своими, специфическими средствами.

 

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

 

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, ко>

тенции органов и должностных лиц, правосубъектнс физических и юридических лиц. Данная функция в иболыпей степени отражает природу права: гражда и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем болеее свободны люди в своих действиях. Регулятивно-стат

ческая функция реализуется с помощью управомочиг

ющих и запрещающих норм и возникающих на их с

нове правоотношений пассивного типа. В подобных ее

туациях субъекты права сами, по собственной иних

тиве проявляют правовую активность.

 

2. С помощью регулятивно-динамической функ

право определяет, каким должно быть будущее пов<

ние людей. Эта функция осуществляется с помощь>

обязывающих норм. Так, законодательством установле

ны обязанности выполнить воинский долг, плапп

налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполня^

обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динам>

ческая функция находит свое проявление в правоотно^

шениях активного типа.

 

3. Охранительная функция выделяет право из други

систем социальной регуляции, поскольку осуществляв!

ся органами государства, принимающими индивидуаль

ные властные решения, исполнение которых гарантирс

вано государственным принуждением. Охранительна

функция способствует выработке в праве как регулятор

общественных взаимосвязей ценных для личности и об-

щества качеств: стабильности, детальной и ясной регла-1

ментации, четких пр^цедур. 4

 

Охранительная функция реализуется путем применен

ния специальных охранительных норм, а также действу--

ющих в охранительном режиме регулятивных норки

Последнее имеет место при нарушении субъективны^

прав и обращении для их защиты в компетентные госу"^

дарственные органы (право притязания), и

 

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в юь<

честве критерия правомерности или неправомерностщ

чьих-либо решений и поступков. Если человек действуя

ет правомерно, то государство и общество не должный

предъявлять к нему претензий. Человек признаете^

действующим ответственно. Эта позитивная ответствен^

 

ность исключает негативную юридическую ответствен-

ность. Следовательно, право предоставляет свободу дей-

ствий его, обладателю, а также, будучи юридическим

основанием решений (действий), предохраняет человека

от неблагоприятных социальных последствий их приня-

тия (совершения).

 

Особую роль в реализации оценочной функции игра-

ют охранительные и поощрительные нормы, в которых

в общем виде содержится отрицательная или положитель-

ная оценка тех или иных возможных действий. В про-

цессе применения этих норм конкретизируется норма-

тивная оценка поступка, определяется индивидуальная

мера юридической ответственности или поощрения (на-

пример, наказание по приговору суда, награждение

орденом по указу Президента).

 

Механизм правового регулирования [Журнал "Правоведение"/1996/№ 3]

Малько А.В.

 

1. Правовые средства: понятие и виды

 

Право – многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон. Оно выступает прежде всего в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости. Здесь в большей степени право характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Последний подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

 

.2 В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей. Цели могут быть различными, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п.

 

 

2. Правовое регулирование и правовое воздействие

 

Юридические средства, сочетаясь определенным образом, участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

 

Уже из определений видно, что эти понятия не совпадают. Второе – объемнее первого. Ведь, как правило, одно понятие определяют через другое – более широкое. Так, термин «регулировать» толкуется в словарях следующим образом: «упорядочить, направить что-нибудь, воздействовать на что-нибудь с целью внести порядок, правильность...»4 Термин же «воздействие» обозначается как «система действий, имеющих целью повлиять на кого-, что-нибудь».5

 

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.

 

1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние).

 

2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы.6

 

К иным формам относят следующие: 1) информационно-психологическую, 2) воспитательную, 3) социальную.

 

1. Информационно-психологический (мотивированный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов. Можно выделить два основных юридических средства, «работающих» на данном уровне – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.7

 

2. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержанием (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще, в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».8 Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

 

3. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.9

 

Разумеется, все вышеназванные формы (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) воздействия права на общественные отношения взаимосвязаны и взаимопереходящи, между ними нет и не может быть «китайской стены». Точно такое же положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая). Отсюда вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них не совпадает объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права).

 

3. Понятие механизма правового регулирования

 

Всякое управление ориентировано на упорядочение определенной системы, что достигается, как правило, в процессе преодоления стоящих на этом пути препятствий. Правовое регулирование, выступая инструментом социального управления, также призвано упорядочивать определенную систему – общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов, и также на пути этого процесса встают разнообразные и многочисленные препятствия. И если их своевременно не устранить, то они снижают эффект правового регулирования.

 

Препятствием можно считать такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочения социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия – это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

 

Можно классифицировать препятствия по следующим основаниям. В зависимости от того, поддается препятствующий фактор управлению или нет, их разделяют на такие препятствия: 1) поддающиеся управлению и 2) управлению не поддающиеся. В качестве примеров первых могут выступать недостатки правоприменения и т. п., вполне устранимые в процессе управления и поддающиеся целенаправленной корректировке. Ко вторым, в частности, относятся стихийные бедствия, природные явления, климатические условия, дальние расстояния и т. п. Эти препятствия находятся вне возможностей, за пределами управления и являются «представителями» внешней среды, создавая неблагоприятный фон для правового регулирования.

 

В зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса разделим препятствия на: 1) выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и 2) выражающиеся в отсутствии необходимых для эффективного управления моментов. К первым относится прежде всего то, что прямо конкурирует с правовым регулированием, – правонарушение. Ко вторым – такие моменты, отсутствие которых тоже превращается в препятствие. Другими словами, препятствием является не только то, что мешает (что присутствует), но и то, чего не хватает (что отсутствует). Так, отсутствие решающего юридического факта может выступать своеобразным препятствием для удовлетворения тех или иных интересов.

 

Механизм правового регулирования (далее – МПР) как раз и есть система правовых средств, позволяющая наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты не смогут обеспечить это в полной мере. Отсюда вытекает объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. Кроме того, правовое регулирование в процессе осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов МПР вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

 

Следовательно, механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Из данного определения можно выделить признаки, характеризующие: 1) цель МПР; 2) средства достижения цели МПР; 3) результативность МПР.

 

1. Цель МПР – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Речь идет о главном содержательном признаке, объясняющем значимость этой категории, показывающем, что роль МПР состоит в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. МПР – специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями, доведение процесса управления до определенного логического результата.

 

2. МПР – система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его цели. Это – формальный признак, свидетельствующий о том, что данный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – все же взаимоувязанных общей целью в единую систему. МПР показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.

 

3. МПР – организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности, эффективности. Подобно всякому иному управленческому процессу, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования (стимулирования) для развития содержания – полезных общественных отношений и соответственно их такого организующего ядра, как интересы.

 

В связи с тем, что МПР является сложным понятием, включающим систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другого сложного понятия, такого, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.10 Названные категории соотносятся как часть (МПР) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: право, юридические учреждения, осуществляющие юридическую политику, правовую идеологию и т. д. МПР – динамично работающий компонент правовой системы общества, одной из тенденций развития которой является как раз совершенствование этого механизма. Кроме того, следует помнить, что МПР – такая совокупность юридических инструментов, которая всегда нацелена на содействие удовлетворению конкретных интересов субъектов. Правовая же система нацелена на более широкую сферу отношений, призвана гармонизировать с помощью имеющихся в обществе юридических рычагов практически все существующие в рамках права интересы.

 

4. Структура механизма правового регулирования

 

Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется различным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием разных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и неоднозначность проблемы их правового оформления, обеспечения.

 

В зависимости от этого можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования.

 

1. Формулирование правила поведения, направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия, которые могут помешать этому процессу, а также возможные правовые средства преодоления последних. Первая стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права.

 

2. Определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Речь уже идет об условиях, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, используемый в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

 

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав); один из них должен быть обязательно решающим. Как раз такого факта подчас и не хватает субъекту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной его удовлетворить. Отсутствие решающего юридического факта выступает в роли препятствия. Препятствие это необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта, причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия сооветствующего акта применения права.

 

Рассмотрим конкретную ситуацию. Например, право гражданина на получение высшего образования неосуществимо без вынесения правоприменительного акта. Процесс удовлетворения интересов лица прерывается (препятствуется) здесь невозможностью предоставления в нормах права определенных юридических норм. Ведь заранее «установить» оптимум в норме практически нереально, ибо никакое общее правило поведения не в состоянии охватить все многообразие социальных связей, учесть их особенности, что и выступает объективной основой препятствования дальнейшему движению интересов субъектов права и снимается только на уровне правоприменения. Получая наиболее полную информацию о ситуации, оценивая и контролируя правомерность выполнения предварительных условий (юридических фактов), правоприменитель находит для урегулирования конкретного общественного отношения соответствующие средства, воплощающиеся в индивидуальном решении.

 

Акт применения права представляет собой элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, в нашем примере, для осуществления права на поступление в вуз (как части более общего права на получение высшего образования) акт применения (приказ ректора о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т. е. когда имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

 

Названное является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в этой ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет организовать выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании, призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей степени воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, компенсации, о регистрации брака, об устройстве на работу и т. п.

 

Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта играет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

 

3. Установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, возникающем на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для конкретных субъектов. Правило поведения конкретизируется в той связи, в какой конкретизируются сами интересы сторон, а точнее самый основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

 

Отсюда данная стадия воплощается в таком элементе МПР, как правоотношение.

 

4. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей – основное средство. При его помощи права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут протекать в трех формах: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование. Как же проявляются в них содержательные моменты (процесс удовлетворения интересов) и что есть общего в этих содержательных моментах?

 

а). При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите и тем самым не ставит препятствий при их удовлетворении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.162 с.)