Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Проблема судебной власти в современной России.

Поиск

Проблема защиты прав человека – учреждение суд. власти. гл. 2 К РФ соотв. Высоким межд. стандартам, но декларативн. хр.

Судебная власть разделила участь России, оказавшись в глубоком кризисе. Это состояние зависит не только от несовершенства законов, сколько о трудностей соц-эк характера.

Недостаточное финансирование судов. Суды располагают средствами, необходимые для вызова свидетелей и экспертов, оплаты труда перевозчиков, народных и присяжных заседателей, приобретения оргтехнкики, ремонта зданий и др.

Недостаток кадров и следствие этого - высокая служебная нагрузка судей, отрицательно влияющая на качество их работы. Для нормализации положения необходимо увеличить численность судей в 2,5 раза, а численность аппарата судов – в 4 – 5 раз. Это позволит снизить высокую служебную нагрузку.

Показателем качества работы судов является количество отменных приговоров и измененных приговоров. Почти 5 приговоров из 100 подлежат отмене или изменению. Выносится очень мало оправдательных приговоров, что свидетельствует в какой-то степени об обвинительном уклоне работы судов. А именно оправдательный приговор –свидетельство независимости судебной власти, стремление не идти на поводу у правоохранительных органов, защитить интересы невиновных граждан.

Суды слабо реагируют на заявления подсудимых о применении к ним физического и психического принуждения.

неисполнениеприговоров и решений судов и как следствие – подрыв авторитета судебной власти.

Нарушение сроков рассмотрения дел. Для обеспечения независимости, беспристрастности рассмотрения дел закон наделил судей рядом преимуществ при привлечении их к головной ответственности. Поведение оперативно-розыскных действий в отношении судьи возможно лишь в том случае, если против судьи возбуждено уголовное дело. Последнее допускается только с согласия квалифицированной коллегии судей. Однако в ряде случаев в нарушение оперативных предписаний закона в отношении судей проводятся оперативные мероприятия. Например, осуществляется наблюдение с использованием технических средств, провокация взяток и т.д. Высказываются мнения за то, чтобы привлечение судей к уголовной ответственности осуществлялось без согласия квалифицированной коллегии судей. Но нужно иметь в виду, что изобличения судей в совершении преступлений единичны и ради них не следует жертвовать одним из важнейших достижений российской демократии – судейской неприкосновенностью.

Другая проблема судебной власти возникает в сфере обеспечения прав человека. Судебная власть была учреждена для защиты прав человека. Эта задача сейчас остается самой важной.

Наиболее значительные ограничения прав человека допускается в связи с совершением этим человеком преступления. Именно на этой стадии необходимо обеспечить максимальный судебный контроль. Новый УПК РФ ввел судебный порядок выдачи санкций на арест, продления срока задержания, арест и осмотр почтово-телеграфной корреспонденции и др. Но эти положения будут введены в действие лишь в 2004 году.

В настоящее время защита на предварительном следствии обращаться с жалобами ходатайствами к лицам весьма небеспристрастным – прокурору и следствию. Для принятия объективных решений конфликты между защитой и обвинителем должен разрешать судья.

Отрицательными моментами являются высказывания в пользу упрощения и ускорения судопроизводства. Например, предлагают отменить суд присяжных или резко сократить подсудные ему дела; удалить из процесса народных заседателей и ограничить принцип коллегиальности при рассмотрении дел; сократить и даже устранить судебное следствие по всем уголовным делам. Этого ни в коем случае нельзя допускать, т.к. это устранит многие гарантии прав личности

Доступ к правосудию затруднен ввиду наличия высоких гос.пошлин по гражданским делам, малочисленности адвокатуры, высокой служебной нагрузке судей.

 

Таким образом, ныне существующая судебная власть в силу различных причин не способна в полной мере реализовать свою главную задачу – защита прав человека.

 

53 в. Система права: дискуссионные вопросы.

Матузов, Малько, Нерсесянц.

Система права – внутренняя форма права, деление его на отрасли, подотрасли, институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Это исторически сложившаяся, объективно обусловленная внутр. стр-ра права.

Дискус. Явл. След. Вопросы:

1) проблема выделения подотраслей. Подотрасль – сов-ть норм права, кот. рег-ют неск. сторон, участков однородных общ. Отн-ий (обязательств., наследств. право).

Противники: это не подотрасли, это институты.

Сторонники: Поцелуев: это подотрасли. В УП – военно-уг. Право, в ГП – авторское, жилищное, наследственное пр., УПП – доказательств. пр, в конституционном – избирательное право. При определенных огбстоятельствах подотрасль м.б. преобразована в отдельную отрасль – из конституционного права обособились муниципальное прааво и право социального обеспечения.

2) Проблема выделения субинститутов. Если мы не признаем подотрасль, то тогда нужно выделять субинституты.

В Росси субинститу – часть института. Например, если преступление – институт, то преступление против личности – субинститут.

Во Франции субинститут крупнее, чем институт. Так, заключение и расторжение брака – институт, а брак – субинститут.

3) Проблема выделения комплексных отраслей – состоят из норм, взятых из различных отраслей права.

Для их выделения необходим комплексный метод.

К комплексным отраслям относят: - хозяйственное право,

- природоохранное

- космическое

- морское

- торговое

- муниципальное

- медицинское

Правовая система = система права + правовая идеология + юридическая практика.

 

В. Теории соотношения внутригосударственного и международного права.

См. ст. 15 Конституции.

3 теории (Ян Броунли, 1966г.)

Теория монизма.

Исходит из того, что право едино. Лаутерпах (1950 г.) приоритет международного права во внутригосударственной сфере.

Сторонники монизма разделились:

1) примат международного права.

Кельзен =» но важно указать, что государство неохотно расстается с частью своего суверенитета. Государство должно признавать такой примат не ad hoc, а вообще (должно оговорить в Конституции (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

2) примат внутригосударственного права (распространение получила в XIX-XX вв. в немецкой юриспруденции).

Общепризнанные принципы и нормы международного права.

1. Устав ООН (26 июня 1945г.): - суверенное равенство;

- неприменение силы и угрозы применения силы;

- неприкосновенность границ.

2. Декларация принципов международного права 1970г.:

- неприменение силы и угрозы силой;

- мирное разрешение международных споров;

- невмешательство во внутренние дела государства;

- сотрудничество государств (т.к. агрессия запрещена);

- равноправие и самоопределение народов (все государства суверенны. Считается, что народы равноправны, равновелики, но это не так: только если это предусмотрено конституцией, нации имеют право на самоопределение. В Конституции Канады закреплено право на сецессию);

- нерушимость границ;

- территориальная целостность;

- суверенное равенство государств;

- добросовестное выполнение международных обязательств.

3. Заключительный акт СБСЕ 1975г. закрепляет 3 принципа:

- уважение прав и свобод человека;

- нерушимость границ;

- гуманизм.

4. Международные пакты 1966г.

(США пакт об экономических и социально-культурных прав не ратифицировали).

После принятия важнейших актов соблюдение прав человека перестала быть сугубо внутренним делом.

Верещагин, Мюллерсон – международное право способно регулировать внутриобщественные отношения, в том числе между гражданином и государством (т.к. государства взяли обязательства перед своими гражданами).

Абдуллаев, Трумцевский, Пагудина – молодые учены, занимающиеся этой проблемой: нормы международного права – источник внутреннего права (не аргумент.)

Баранов: - проблема систематизации норм;

- проблема очередности выполнения международных обязательств (вопрос о том, обладают приоритетом универсальные или региональные обязательства, политические или юридические).

Кельзен в 1952г. написал «Принципы международного права»: правовая система-пирамида =» 1) grund norma. Позитивное международное право – система норм над национальным порядком. Основная норма международного права определяет основную норму внутригосударственного права. Сила каждой из них может основываться на взаимоотношениях, взаимозависимости.

2)норма внутригосуд., международного права – человеческая деятельность. Личность подчиняется государственному и международному правопорядку. Государство подчиняется международному правопорядку. Истинность норм национального права определяется нормами международного права.

Абдулаев: основная ошибка Кельзена в том, что он рассматривает право как систему, не учитывая природу, сущность права.

Наличие основной нормы – конечное основание силы национальных правопорядков.

Теория дуализма.

Суть: национальное и международное права – разные системы права.

Эта теория возникла в к. XIXв. Автор – Трипель Оппенгейн.

Различия проявляются в следующем:

1) у международного права и национального права разный предмет;

2) -------------------------------------------------------------- разные субъекты;

3) -------------------------------------------------------------- разный способ создания правовых норм. Международное право создается путем соглашения, компромисса.

4) ----------------------------------------------------------- разные способы привлечения к ответственности, разные способы исполнения, соблюдения норм. Государства в международном праве добровольно исполняют нормы.

5) ---------------------------------------------------------------- разные источники.

Теория координации.

Суть: национальное и международное право взаимно влияют друг на друга.

Ян Броунли: логические последствия обеих теорий – в противоречии с международным правом.

Джеральд Фицморис не согласен, что внутригосударственное и международное право имеют общую сферу. Эти системы действуют в различных сферах. Каждая из них – высшая в своей сфере.

Так, можно говорить о:

- международной территории (Антарктика – действует международное право и международный договор);

- территории государств;

- смешанном режиме (экономическая зона, континентальный шельф).

Ян Броунли: может быть коллизия, когда государство не способно соблюдать нормы международного права =» ответственность государств на международном уровне.

Ш Руссо – сторонник теории координации. Международное право – право координации, оно не предусматривает автоматической отмены внутренних норм, противоречащих международным обязательствам.

Петров: с одной стороны, выброс национального права на международный уровень, а с другой – внедрение международного права в национальные правовые системы через признание его приоритета.

В современном праве реализуется в том числе и воля международного сообщества.

4. Естественно-моническая (Броунли)

Суть: международный правопорядок, внутренний правопорядок подчиняются третьему, основанному на естественном праве или общих принципах права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.125 (0.013 с.)