Форма современного российского государства: проблемы и перспективы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма современного российского государства: проблемы и перспективы.



Россия- президентско-парламентская республика.

1. внепарламентский выбор президента

2. президент формирует правительство (назначает председателя правительства РФ с согласия Гос. Думы.)

3. является верховным главнокомандующим

4. имеет право помилования

5. не имеет права роспуска федерального собрания (может распустить гос. думу лишь в строго определенных К случаях)

- черты президентской республики.

6. ГД может выразить недоверие правительству (президент может согласиться, а может и нет. Если в течении 3 месяцев ГД повторно выразит недоверие правительству, президент может распустить ГД)

- черта парламентской республики

 

Форма государственного устройства ст.1 – РФ федеративное государство, ст.5 – РФ состоит из республик, краев, областей, городов фед. Значения, автомной области, автономных округов.

Россия ассиметричная федерация (см. в-с 12) ст.65 К – 6 видов субъектов РФ, ст. 66, 68 К РФ.

- территориально-национальная

- конституционно-договорная

- централизованная

Опасно усиление федеральной власти, т.к это может привести к централизму и унитаризму. Опасно и предоставление самостоятельности регионам, т.к. это может привести к сепаратизму, ослаблению государственности. Уже сейчас возникает много проблем в этой сфере см. в-с 85.

Поэтому важной задачей является поиск такой формы гос. устройства, при которой естественное стремление регионов не будет создавать угрозу целостности России.

Перспективы.

Я, полагаю, что дальнейшее развитие должно осуществляться по принципу незыблемости территориальной целостности, равноправия членов Федерации собой и по отношению к федер. ОГВ дл этого нужно несколько усилить давление на ОГВ субъектов.

Политический режим.

Ст. 1 К – РФ демократическое государство.

В К закрепляется демократический режим (содержатся права и свободы человека и гражданина; плюрализм ф. собственности, равенство всех перед законом и судом, плюрализм идеологий + верховенство закона + многопартийность).

Либерально-авторитарный режим

Россию сейчас следовало бы назвать «управляемой демократией» - демократия но под контролем власти. (государство в процессе становления демократии).

Сейчас можно констатировать массовое нарушение прав человека и гражданина, что затрудняет признания России демократическим государством.

Наиболее эффективным для России было бы установление либерального авторитарного режима с демократическими тенденциями. Стоящие перед страной задачи в переломный период перехода от тоталитаризма к демократии нельзя решить одними лишь демократическими методами.

Весьма перспективен в нашей стране вариант построения «социального государства». В политической сфере необходимо установить политическую демократию, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане многоукладная экономика, поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивнее налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению.

Такой вариант подкрепляется традициями России, приспособленностью экономики к государственно-правовому регулированию.

Опасностью для России считают возврат к коммунистическому прошлому (этому способствует идеологические и экономические условия, Россия утратила с распадом СССР авторитет во внешних отношениях).

Другой опасностью является нацизм. Многих привлекают патриотические взгляды националистических партий и движений.

Третьей опасностью является державность не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала (ЛДПР Жириновский – необходимость установления авторитарного режима).

 

 

Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, ее красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. - также весьма показательная политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей и т.п.

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире (например, "Социал-демократы", "Женщины России", "За гражданское достоинство" и т.п.). Подчас общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.

Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.

Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х гг. Сейчас же средства массовой информации оказались под контролем олигархов, иными словами - "денежных мешков".

 

В. Проблемы соотношения политического и гос. режима, политич. и гос. власти

 

Вопрос о соотношении политического и гос. режима может быть решен только тогда, когда мы ответим на вопрос, как соотносятся гос. и политическая власть.

Одни утверждают (Байтин), что гос. и политическая власть тождественные понятия. В обоснование своей точки зрения они говорят о том, что любая власть в гос-ве осуществляется при его прямом или опосредованном участии. Отсюда делается вывод о соответствии гос. и политического режимов.

Другие (Малько) разделяют гос. и политическую власть. Гос. власть реализуют только гос. органы, а политическую реализуют все политические партии, политические движения, профсоюзы, политизированные СМИ, а не только гос. органы.

В целом режим - это совокупность приемов, методов, способов, с помощью которых осуществляется власть. И на основании различия, сделанного между гос. и политической властью, режим как совокупность приемов, методов, способов реализации гос. власти, а политический режим как совокупность приемов, способов, методов реализации политической власти.

Таким образом, представители второй точки зрения на соотношение гос. и политического режима не отождествляют эти понятия. Гос-во – часть общества так же, как и гос. режим- часть политического режима.

Когда речь идет о форме гос-ва нужно говорить о гос. режиме.

В.Феномен тоталитаризма.

Тоталитаризм- феномен 20 в.

Термин «тоталитаризм» ввел в 20-е г. 20в. Муссолини.

Тоталитаризм (в переводе- весь, целый, полный) можно рассматривать в узком и в широком смысле слова. В первом случае тоталитаризм- это политический режим, один из компонентов политической системы, способ ее функционирования. Во втором случае тоталитаризм- это определенный общественно-политический и соц.-экономичкский строй, идеология, модель «нового человека».

Зачатки представлений о тоталитаризме можно встретить еще впроизведениях Платона. Среди черт совершенного гос-ва он называл безусловное подчинение индивида гос-ву, гос. собственность на землю, дома; обобществление жен, детей; регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни. Руссо обогатил идею тоталитарного гос-ва необходимостью создания такого политического органа, в котором растворятся независимая человеческая личность. Частный интерес не только не согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга. Гос-во обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом.

Многие тоталитарные идеи были воплощены в трудах Т. Море, Кампанеллы. Т. Мор внес идею всеобщего равенства, что впоследствии нашло свое отражение в коммунистическом тоталитаризме.

Обоснование идеи тоталитаризма принадлежит Арендту, Фридриху фон Хайеку, Дзержинскому.

Эта идея была популярна в 40-е-50-ег. 20в.

Некоторые говорят о том, что тоталитаризм существовал в России при Петре1, когда церковь перестала быть личным делом каждого. Бердяев называл Петра «большевиком на троне». Другие утверждают, что тоталитаризм - исключительно феномен 20в. Последние утверждение представляется наиболее верным.

Главной предпосылкой тот-зма стала индустриализация об-ва. Она привела к созданию средств массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и сделала возможной систематическое идеологическое воздействие на людей, всеобъемлющий контроль за личностью.

Социальной основой тот-зма стало углубление соц. противоречий, соц. неравенством. В этих условиях формировались ненависть к состоятельным классам. Поэтому основными сторонниками тот-зма выступают маргинальные группы- слои об-ва, которые не имеют устойчивого положения, стабильной соц.-этнической среды обитания. Эти люди в большей степени, чем остальные, подвержены воздействию идеологических утопий. Они представляют идеальное гос-во как машину, состоящую из центра управления, винтиков, подчиняющихся единой команде.

Важнейшими политическими условиями тот-зма являются этатизация об-ва, появление массовых партий и движений с жесткой полувоенной организацией. Они отличаются сильной идеологизированностью и подчинением вождю.

Необходимо остановиться на главных чертах тот-зма:

Наличие единой официальной идеологии. Она основывается на соц-х мифах, например, о капитализме и коммунизме, о руководящей роли рабочего класса и т. д. Она делит всех людей на своих и чужых. Выделяет внутреннего или внешнего врага: нации, буржуазия, кулачество и т. д.

Монополии на средства массовой информации. Это делает возможным систематическое «промывание мозгов», устранения общественного мнения, подавление политических противников.

Монополия на все средства вооруженной борьбы. Милитаризация делает возможным проведение войн, гонку вооружений.

Система террористического политического контроля. Репрессии носят лотерейный характер.

Централизованное управление экономикой.

Полное огосударствление общественной жизни.

Правовое закрепление руководящей роли одной партии. Последняя срастается с гос-вом и концентрирует в своих руках всю власть в об-ве. Запрещается существование всякой оппозиции. Партия претендует на выступление от имени всего народа. Критика запрещается под предлогом защиты общенародных интересов.

Господство власти над личностью с помощью насилия.

Различают несколько исторических форм тот-зма:

1 )Фашистский режим. Характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных партий, организаций, учреждений; широким использованием террористических методов управления; идей вождизма.

Впервые фашистский режим был установлен в Италии(1922). Здесь он опирался на: 1. идею возрождения величия Римской империи.

2. установление твердой гос. власти, порядка.

3. ликвидацию массовой преступности.

Затем фашизм установили в Германии(1933). Здесь он отличался своей жестокостью. Германский фашизм превратился в главную силу мирового фашизма, он пытался навязывать свое господство всему человечеству. На место демократии пришла сила источник власти в лице сильного гос-ва, партии и вождя(фюрера).

2 )Национал-социалистический режим. Так, в Германии проповедовалось расовое превосходство немцев. Распространялась идея создания всемирного гос-ва. Для этого необходимо было завоевание жизненного пространства. Врагам рассматривались все, кто мешал развитию Германии.

3) Коммунистический режим (большевизм). Его связывают с СССР. Здесь предпочтение отдавалось трудящимся. Внутренним врагом рассматривались дворяне, помещики, буржуазии, кулачество (официальная идеология гласила: «по мере установления социализма усиливается плановая борьба»). Внешним врагом называл в период гражданской войны Финляндию.

Коммунистический режим характеризовался насилием гос. социализма. Суть: соц. отчужденность человека. В политической сфере отчуждение проявляется в отстранении трудящихся от власти. В экономической сфере- в отчуждении человека от огосударствлении промышленного производства, природных богатств, обменом распределении материальных благ. В духовной сфере отчуждение проявились в установлении гос. идеологи (атеизм).

Во всех вышеперечисленных исторических формах тот-зма использовались террор, преследование инакомыслящих. Тот-зм характеризовался неразрывностью гражданского общества, наличием «рабской психологии».

Тоталитаризм -этовсегда общественный строй, т.к. тотал-кое гос-во- закрытое об-во, оно не приспособлено к своевременному учету изменений, происходящих в мире, не способно обновляться. История подтвердила истинность этого утверждения.

 

Отличие от авторитаризма:

1. феномен 20в. - свойственен многим эпохам

2. полное отсутствие свободы в политической жизни.

3. огосударствление всего.

 

Х.Аренд – тоталитаризм- патология общества, ведущая к его самоуничтожению.

17. ПЛЮРАЛИЗМ ВЗГЛАДОВ НА ПОНЯТИЕ «ВЛАСТЬ»

Картология - наука о власти (kratos- власть, logos- учение, наука).

Власть - это древнее, повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации.

Аристотель заметил, что элементы властвования и подчинения сказываются во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, представляет собой единое целое.

Власть есть везде.

Власть можно также определить как обусловленная материальными условиями общества способность определенных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части. Всякая власть реализуется в отношениях, называемых властными. Потребность в ее установлении возникает из- за необходимости регулировать поведение людей. Существуют субъекты и объекты властвования. Субъекты - это носители власти, Объект - подчиняющиеся.

Этимология власти следующая:

1) власть- это суверенитет и начало;

2) архейн- правитель;

3) potestas- возможность, способность, обладание силой.

Власть есть сила, могущество влияние. В русском языке понятие власть от сова «владеть» (быть хозяином).

Определений власти очень много:

Есть теории, которые определяют:

1) власть с точки зрения цели (темологическое определение) Власть - это способность достижения поставленных цел ей, получения намеченных результатов.

2) есть бихевеористское определение власти- это особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

Современные ученые определяют власть, как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для получения социально- полезных результатов.

 

3) инструменталистский подход - это орудие, средство достижения желаемого результата;

4) структуралистский - это отношения господства и подчинения;

5) теория влияния - власть как влияние, влияние одного субъекта на другого в порядке межличностных отношений;

6) психологическая теория - (З. Фрейд, Карл Бустер Юнг) Фрейд трактовал стремление к власти как сублимацию подавленного либидо, то есть люди получают удовлетворение от власти. Обладание властью компенсирует физические или психические недостатки. Другие психоаналитики считают, что психоаналитическое подчинение вызвано гипотетическим воздействием в отношениях. Другие считают, что есть особая восприимчивость подсознания человека к символам, которые выражаются в языке.

7) Функционалистская теория (Парсонс). Власть- способность мобилизовать ресурсы общества для достижения цели, признанной обществом.

8) коммуникативный подход - иерархизированный механизм общения;

9) конфликтное определение - возможность принятия субъектом решения о распределении благ в конфликтных ситуациях.

Власть выступает как арбитр (напр. Арбитражный суд).

Биологический подход к власти- власть рассматривается, как механизм обуздания, связанный с человеческой агрессией.

Ф. Ницше говорил, что стремление к власти – это самоутверждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.063 с.)