В. Проблема соотношения мусульманского права с религиозной доктриной.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Проблема соотношения мусульманского права с религиозной доктриной.



Общая теория права и государства под ред. Лазарева.

Мусульманское (исламское) право существует в Иране, Ираке, Пакистане.

Главная проблема заключается в том, что имеет место тесное переплетение права и религии.

Мусульманское право –система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право охватывает все сферы социальной жизни и даже те, которые не подлежат правовому регулированию.

Для исламской религии характерно:

1) она устанавливает во что должны верить мусульмане;

2) она содержит предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь;

3) государство выполняет роль служителя религии (теократическое государство).

 

Мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичностью и отсутствием систематизации. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются: - соглашения;

- законодательство;

- обычаи, не противоречащие мусульманскому праву.

Существует дуализм судебной организации: 1) специальные религиозные суды;

2) суды, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты.

Мусульманское право имеет 4 источника:Коран, Сунна, иджма, кияс.

Незыблемая основа мусульманского права – Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации.

Вот почему мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование

Коран же в первую очередь выступает как фундаментальный богословский труд.

Основные положения и основополагающие идеи Корана: несравненное могущество, абсолютная власть и авторитет Аллаха; чистота и непререкаемость мусульманской веры; универсальная санкция – грех, угроза быть проклятым, лишиться покровительства Аллаха.

1) Коран. Ученые подсчитали, что строфы, устанавливающие личный статус – 70 строф (то есть норм), гражданское право – 70, уголовное право – 30, судебная процедура – 13, государственное право – 10, международное право – 25.

2) Сунна – объяснения и дополнения Корана в первое десятилетие после смерти пророка Мухаммеда. В ней мало норм юридического характера, она рассказывает о жизни, действиях, поступках пророка (это эталон поведения, норма – эталон, образец). Коран и Сунна – источники, на основе которых были установлены нормы шариата (от слова шар – путь, следование). Сунна – своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами.

Иджма –согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Суть киясазаключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.

Отечественные и зарубежные ученые-юристы исходят из того, что не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивным правом с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Необходимо различать два близко стоящих друг к другу, но далеко не идентичных понятия: «мусульманское право» и «право отдельно взятых мусульманских стран». Такое различие существует не только в теории , но и в жизни каждой мусульманской страны, ибо, как в христианских и других странах, в исламе гражданское общество никогда не смешивалось с религиозным сообществом и живет преимущественно по своим писаным и неписаным законам, а отнюдь не только по религиозным канонам.

 

Муромцев: нет мусульманского права, т.е. оно кодифицировано =» оно носит светский, а не религиозный характер.

Поцелуев: действительно, право кодифицировано в Судане, Пакистане, Афганистане. Там есть УК. Но право там носит религиозный характер, т.к. наказания устанавливаются на основе Корана: распятие, изгнание, отрубание конечностей.

Мусульманское право и право мусульманских государств.

Не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Необходимо различать эти два понятия. Рене Давид вполне верно отметил, что гражданское общество в мусульманских странах «всегда живет под властью обычаев или законов», которые опирались на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль. Но в определенные эпохи, в определенных странах и по определенным вопросам право мусульманских государств могло входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права. Т.е. МП воспринималось в мусульманских государствах как корпус права.

С течением времени дуализм МП и ПМГосударств возрастал. Усложнялись социально-экономические, политические отношения. В ряде мусульманских государств были проведены правовые реформы:

· Кодифицировано законодательство

· Реорганизованы судебные системы

· Вестернизация права, т.е. в сферах, которые не затрагивали «священные основы», применение норм мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской системе общего права.

Что касается характеристики современных правовых систем, то можно выделить 3 группы стран:

1) страны с мусульманским населением, ставшие социалистическими республиками – Албания, республики Средней Азии. Здесь не стремятся сохранить мусульманское право и оно не применяется судами.

2) Афганистан, Пакистан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия. Эти страны теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически – по нормам обычного права.

Страны, где МП регулирует лишь отдельные стороны общественной жизни.

 

Мусульманское право и право мусульманских государств.

19 в характеризовался новой ступенью в развитии мусульманского права. Происходит становление законодательства как самостоятельного источника нормативного регулирования. Это привело к постоянному вытеснению юридической доктрины.

Со 2 половины 19 века идет активное заимствование европейского права (а именно Романо-германского), что в настоящее время привело к вытеснению норм мусульманского права.

С 1914 г. Турция не принадлежит к мусульманскому праву, хотя население Турции исповедует Ислам. Турция принадлежит к Романо-германской системе права. Сейчас в Турции движение за теократическое государство. Но важную роль в политической жизни играют военные, а они выступают за светское государство.

Мусульманское право есть в ОАЭ, Иране, Афганистане, Ливии.

Существуют смешанные системы. Так, Египет – светское государство, а население проповедует ислам. Увеличивается удельный вес светского права, но семейное, наследственное право – мусульманское (Алжир, Сирия).

Теократическое государство.

Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).

Теократическое государство-такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.

Истокитеократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.

Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).

В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.

В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.

Можно выделить признаки теократического государства:

1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства над обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств (приоритет государства над обществом)

2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.

3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.

4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.

5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию.Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.012 с.)