Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Проблема соотношения мусульманского права с религиозной доктриной.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общая теория права и государства под ред. Лазарева. Мусульманское (исламское) право существует в Иране, Ираке, Пакистане. Главная проблема заключается в том, что имеет место тесное переплетение права и религии. Мусульманское право – система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право охватывает все сферы социальной жизни и даже те, которые не подлежат правовому регулированию. Для исламской религии характерно: 1) она устанавливает во что должны верить мусульмане; 2) она содержит предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь; 3) государство выполняет роль служителя религии (теократическое государство).
Мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичностью и отсутствием систематизации. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются: - соглашения; - законодательство; - обычаи, не противоречащие мусульманскому праву. Существует дуализм судебной организации: 1) специальные религиозные суды; 2) суды, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты. Мусульманское право имеет 4 источника: Коран, Сунна, иджма, кияс. Незыблемая основа мусульманского права – Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду. Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Вот почему мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование Коран же в первую очередь выступает как фундаментальный богословский труд. Основные положения и основополагающие идеи Корана: несравненное могущество, абсолютная власть и авторитет Аллаха; чистота и непререкаемость мусульманской веры; универсальная санкция – грех, угроза быть проклятым, лишиться покровительства Аллаха. 1) Коран. Ученые подсчитали, что строфы, устанавливающие личный статус – 70 строф (то есть норм), гражданское право – 70, уголовное право – 30, судебная процедура – 13, государственное право – 10, международное право – 25. 2) Сунна – объяснения и дополнения Корана в первое десятилетие после смерти пророка Мухаммеда. В ней мало норм юридического характера, она рассказывает о жизни, действиях, поступках пророка (это эталон поведения, норма – эталон, образец). Коран и Сунна – источники, на основе которых были установлены нормы шариата (от слова шар – путь, следование). Сунна – своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. Иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. Отечественные и зарубежные ученые-юристы исходят из того, что не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивным правом с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Необходимо различать два близко стоящих друг к другу, но далеко не идентичных понятия: «мусульманское право» и «право отдельно взятых мусульманских стран». Такое различие существует не только в теории, но и в жизни каждой мусульманской страны, ибо, как в христианских и других странах, в исламе гражданское общество никогда не смешивалось с религиозным сообществом и живет преимущественно по своим писаным и неписаным законам, а отнюдь не только по религиозным канонам.
Муромцев: нет мусульманского права, т.е. оно кодифицировано =» оно носит светский, а не религиозный характер. Поцелуев: действительно, право кодифицировано в Судане, Пакистане, Афганистане. Там есть УК. Но право там носит религиозный характер, т.к. наказания устанавливаются на основе Корана: распятие, изгнание, отрубание конечностей. Мусульманское право и право мусульманских государств. Не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Необходимо различать эти два понятия. Рене Давид вполне верно отметил, что гражданское общество в мусульманских странах «всегда живет под властью обычаев или законов», которые опирались на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль. Но в определенные эпохи, в определенных странах и по определенным вопросам право мусульманских государств могло входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права. Т.е. МП воспринималось в мусульманских государствах как корпус права. С течением времени дуализм МП и ПМГосударств возрастал. Усложнялись социально-экономические, политические отношения. В ряде мусульманских государств были проведены правовые реформы: · Кодифицировано законодательство · Реорганизованы судебные системы · Вестернизация права, т.е. в сферах, которые не затрагивали «священные основы», применение норм мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской системе общего права. Что касается характеристики современных правовых систем, то можно выделить 3 группы стран: 1) страны с мусульманским населением, ставшие социалистическими республиками – Албания, республики Средней Азии. Здесь не стремятся сохранить мусульманское право и оно не применяется судами. 2) Афганистан, Пакистан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия. Эти страны теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически – по нормам обычного права. Страны, где МП регулирует лишь отдельные стороны общественной жизни.
Мусульманское право и право мусульманских государств. 19 в характеризовался новой ступенью в развитии мусульманского права. Происходит становление законодательства как самостоятельного источника нормативного регулирования. Это привело к постоянному вытеснению юридической доктрины. Со 2 половины 19 века идет активное заимствование европейского права (а именно Романо-германского), что в настоящее время привело к вытеснению норм мусульманского права. С 1914 г. Турция не принадлежит к мусульманскому праву, хотя население Турции исповедует Ислам. Турция принадлежит к Романо-германской системе права. Сейчас в Турции движение за теократическое государство. Но важную роль в политической жизни играют военные, а они выступают за светское государство. Мусульманское право есть в ОАЭ, Иране, Афганистане, Ливии. Существуют смешанные системы. Так, Египет – светское государство, а население проповедует ислам. Увеличивается удельный вес светского права, но семейное, наследственное право – мусульманское (Алжир, Сирия). Теократическое государство. Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант). Теократическое государство -такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими. Истоки теократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата). В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии. Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви). В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром. В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства. Можно выделить признаки теократического государства: 1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства над обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств (приоритет государства над обществом) 2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики. 3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова. 4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний. 5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию. Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя. Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.011 с.) |