Средства активного управления судами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства активного управления судами



 

Управляемость судна, т.е. способность его следовать по заданной траектории или менять направление движения по желанию судоводителя, является одним из важнейших качеств, определяющих эксплуатационные возможности судна и безопасность плавания.

При использовании винта в качестве главного движителя основным средством управления являются кормовые рули и поворотные насадки при совместном управлении. Однако их действие проявляется только при скорости хода выше инверсионной. В узкостях, при швартовке, в стеснённых акваториях приходится прибегать к помощи буксиров, что дорого и не всегда возможно. С развитием судоходства и техники появилась идея установки на самом судне устройств, способных создавать тягу, аналогичную натяжению буксирного каната. Эти устройства получили название - средства активного управления.

При рассмотрении существующих средств управления судами они могут быть подразделены на главные и вспомогательные.

Главные средства управления предназначены в основном для обеспечения управляемости судна при наличии скорости хода и ими обязательно снабжается каждое судно. Они делятся на рулевые устройства (перьевые рули и поворотные насадки) и главные движительно-рулевые устройства (крыльчатые движители, поворотные винтовые колонки, поворотные насадки с раздельным управлением). Последние обеспечивают управляемость судна, как при наличии скорости хода, так и без неё.

Вспомогательные средства управления не требуют работы главных двигателей и подразделяются на подруливающие устройства и вспомогательные движительно-рулевые устройства. Первые создают тягу, ориентированную определённым образом относительно судна, как правило, перпендикулярно к диаметральной плоскости, вторые - тягу, направление которой может меняться в широких пределах.

Конструктивно подруливающее устройство представляет собой любой движитель, расположенный в поперечном канале, идущем от борта до борта судна.

Вспомогательные движительно-рулевые устройства могут состоять из крыльчатого движителя или поворотной винтовой колонки. Важной разновидностью поворотной колонки, широко применяемой на практике, является активный руль, сочетающий обычное рулевое управление с встроенным винтовым движителем и электродвигателем.

Главные и вспомогательные движительно-рулевые устройства, подруливающие устройства обладают способностью создавать боковую силу, действующую на судно, не имеющего хода. Поэтому они объединяются общим термином - средства активного управления.

Средства активного управления, установленные на конкретном судне, могут быть образованы как устройствами какой-либо группы, так и путем сочетания устройств отдельных групп. Так судно может быть одновременно оборудовано раздельными поворотными насадками и подруливающим устройством.

Суда речного флота отличаются малой осадкой, поэтому крыльчатые движители и выдвижные винтовые колонки в качестве главных движительно-рулевых устройств не применяются, а в качестве вспомогательных средств управления главным образом применяются подруливающие устройства.

Согласно Правил Российского Речного Регистра пассажирские и самоходные суда, у которых площадь боковой проекции на диаметральную плоскость превышает 800 м2 ,рекомендуется оборудовать подруливающими устройствами. При этом площадь боковой поверхности включает площадь проекции надводной и подводной его частей, а также палубного груза.

К подруливающим устройствам предъявляются высокие требования. Они должны:

-обеспечивать достаточную управляемость при небольших скоростях и отсутствии хода;

-работоспособность должна по возможности в меньшей степени зависеть от осадки, крена и дифферента;

-не снижать своей эффективности при волнении;

-допускать эксплуатацию на мелководье;

-обеспечивать быстрое и плавное изменение величины упора и его направление;

-иметь защиту от повреждений плавающими предметами;

-управляться дистанционно с одного или нескольких постов;

-не вызывать вибрации и шума;

-минимальным образом влиять на сопротивление движению корпуса судна;

-быть прочным, надёжным, отличаться простотой монтажа и ремонта.

Классифицируются подруливающие устройства по:

-расположению на судне - на носовые и кормовые;

-форме туннеля-с прямыми и с криволинейными каналами(S, T, П и К-образными);

-типу движителя (винты фиксированного шага с нормальными и симметричными лопастями, винты регулируемого шага, крыльчатые движители, насосы центробежного и осевого типов);

-типу приводного двигателя: с электродвигателями, гидродвигателями и двигателями внутреннего сгорания.

-выполнению электродвигателей: с погружными или с выносными электродвигателями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.004 с.)