Понятие и значение малого и среднего предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение малого и среднего предпринимательства



 

Малое и среднее предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесенными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"*(430) к субъектам малого и среднего предпринимательства (ст. 3).

В соответствии со ст. 4 указанного Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год, определяемая с учетом работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству (с учетом реально отработанного времени), а также работников филиалов и представительств, не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: средней численностью работников или выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства может изменяться, только в случае если средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов становится выше или ниже указанных предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Определение категорий субъектов малого или среднего предпринимательства необходимо для оказания соответствующей государственной поддержки. Соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры указанных субъектов - получателей такой поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления.

В основном понятие малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренные российским Законом о малом предпринимательстве, соответствуют международным стандартам. В зарубежном законодательстве также используются критерии численности персонала, объем оборота, величина активов, размер уставного капитала. Например, в Швеции критериями отнесения предприятий к малым и средним являются численность работников (до 200 человек), стадии роста предприятия (вновь созданное или уже действующее), отраслевая принадлежность (торговля, сельское хозяйство и т.д.), территория деятельности, характеристики владельцев и управляющих, некоторые другие критерии.

Не вызывает сомнений отнесение российским законодателем к субъектам малого и среднего предпринимательства крестьянских (фермерских) хозяйств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и нуждаются в государственной поддержке. Что же касается потребительских кооперативов, то в отношении них не вполне объяснима позиция российского законодателя, отнесшего их к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку потребительские кооперативы не являются предпринимателями, не отнесены в соответствии с ГК РФ к коммерческим организациям. Нет возражений против того, чтобы потребительским кооперативам оказывалась государственная поддержка, но они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Как показывает мировая практика, малое и среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. В отдельных развитых странах субъекты малого предпринимательства по численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) занимают ведущую роль. В России развитию малого и среднего предпринимательства также придается важное значение, оно рассматривается как одно из направлений экономической реформы, способствующее развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

К сожалению, Россия еще отстает от уровня развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах. Общепринято, что степень развития малого и среднего бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики. Обычно для оценки уровня развития малого и среднего бизнеса эксперты используют два основных индикатора: доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес; доля активного населения, занятая в сфере малого и среднего бизнеса. Для сравнения: доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес, в России составляет 18%, тогда как в ЕС - 65%; доля активного населения, занятая в сфере малого и среднего бизнеса, в России составляет 22%, в США - 54%, в Японии - 65%*(431).

В Законе о малом предпринимательстве определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России (ст. 6). Установлено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, организационных и иных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малом предпринимательстве.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

- обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);

- на основе увеличения количества субъектов малого предпринимательства увеличение доли производимых ими товаров (работ, услуг), формирование конкурентной среды в экономике России, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Законом о малом предпринимательстве определяются также основные принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:

- разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между государственными органами и органами местного самоуправления и их ответственности в этой сфере;

- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 12711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.007 с.)