Запреты на осуществление монополистической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запреты на осуществление монополистической деятельности



 

Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими (ст. 4 Закона о конкуренции).

Из приведенного определения следует, что:

а) монополистическая деятельность является правонарушением, направленным на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. При этом Закон о конкуренции в одних случаях устанавливает перечень запретов такой деятельности, из которых не могут быть сделаны исключения ни антимонопольным органом, ни судом (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), а в других случаях допускает исключения, которые могут быть сделаны на основе правил разумности при решении вопроса о запрещении или разрешении антимонопольным органом какого-либо вида монополистической деятельности (например, при соглашениях и согласованных действиях).

В качестве правила разумности Закон о конкуренции определяет принятые в ЕС четыре условия допустимости соглашений и согласованных действий (ст. 13):

- они не налагают на участников таких действий или третьих лиц ограничений, не соответствующих достижению целей таких действий;

- они не создают возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

- они имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;

- они имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких действий;

б) монополистическая деятельность характеризуется через состав правонарушения: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону*(421). Различают следующие составы монополистической деятельности: злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке определенного товара; соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, ограничивающие конкуренцию; акты и действия (бездействие) органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции; соглашения или согласованные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию; действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов и отборе финансовых организаций; незаконное предоставление государственной или муниципальной помощи; недобросовестную конкуренцию.

1. Запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о конкуренции).

Правонарушением признается деятельность хозяйствующего субъекта (группы лиц), отвечающая одновременно двум условиям: а) хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (количественный признак) и б) злоупотребляет своим положением, ограничивая конкуренцию (качественный признак), например устанавливает монопольно высокую или монопольно низкую цену товара, изымает товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывает контрагенту невыгодные условия договора; совершает другие запрещенные действия.

Бремя доказывания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке лежит на ФАС России. Устанавливая факт доминирующего положения, ФАС России должен определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли*(422). При несогласии хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение ФАС России правил установления данного факта*(423).

ФАС России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Правила формирования и ведения указанного Реестра утвержден постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896*(424). Решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр может быть обжаловано в арбитражный суд. Реестр является открытым и ежегодно публикуется по состоянию на 1 января.

В случаях, предусмотренных Законом о конкуренции, подобные действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для данного товарного рынка (ст. 13).

2. Запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, направленные на ограничение конкуренции (ст. 11 Закона о конкуренции), например соглашения, направленные на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др. Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия для рынка.

Допускаются вертикальные соглашения, т.е. соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой и являются в отношении друг друга продавцом и покупателем, например договоры коммерческой концессии, договоры хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 20%, а также некоторые другие соглашения и согласованные действия (ст. 12-13 Закона о конкуренции).

В качестве монополистической рассматривается также деятельность хозяйствующих субъектов по координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Такая деятельность запрещается и является основанием для ликвидации в судебном порядке названных организаций по иску антимонопольного органа (ст. 10 Закона о конкуренции).

Антиконкурентные соглашения по праву зарубежных стран также запрещены. При этом критерии отнесения соглашений к антиконкурентным в разных странах могут различаться. Так, в США антиконкурентным соглашением признается всякий договор, объединение или сговор с целью ограничения конкуренции. Перечень таких ограничений закон не предусматривает, они определяются судебной практикой. В Германии, Франции и Великобритании запрещены горизонтальные (картельные соглашения предприятий*(425) и вертикальные (договоры о ценах перепродажи, о ведении дел только с определенными предприятиями, связывающие договоры и т.п.) ограничения конкуренции. В Японии критерием оценки соглашения как антиконкурентного является чрезмерность ограничения конкуренции. В ЕС запрещены все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий и согласованные действия, которые могут причинить ущерб торговле между государствами-членами и имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах общего рынка. Предусмотрен примерный перечень таких нарушений.

3. Особенностью российского законодательства о защите конкуренции является запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15 Закона о конкуренции).

В частности, запрещаются введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; установление запретов на продажу (покупку) товаров из одного региона Российской Федерации в другой и др.

Гарантией обеспечения конкуренции является также запрет на совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

4. Запрещаются соглашения или согласованные действия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию посредством повышения, снижения или поддержания цен, раздела рынка и др. (ст. 16 Закона о конкуренции). Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными.

5. Запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов, в том числе координация организаторами торгов деятельности участников торгов; создание преимуществ кому-либо из участников торгов, ограничение доступа к торгам и др. (ст. 17 Закона о конкуренции).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг (услуги кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, лизингодателей, страховщиков) путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(426). Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

6. Запрещается незаконное предоставление государственной или муниципальной помощи (ст. 20-21 Закона о конкуренции). Такая помощь может предоставляться в целях: обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера; проведения фундаментальных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социального обслуживания населения, в частности поддержки безработных граждан.

Не является государственной или муниципальной помощью, а следовательно, допускается: предоставление преимущества отдельному лицу на основании федерального закона, судебного акта, результатов торгов; закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передача государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или военных действий; предоставление отдельным лицам предусмотренного законом о бюджете бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций.

Закон о конкуренции предусматривает порядок предоставления государственной или муниципальной помощи и последствия его нарушения. В частности, если акты о предоставлении такой помощи приняты в нарушение Закона о конкуренции, они могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, а переданное по ним имущество - подлежащим возврату в государственную или муниципальную собственность.

7. Запрещается недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции). Являясь правонарушением, недобросовестная конкуренция не допускается. Примерный перечень составов недобросовестной конкуренции приведен в ст. 14 Закона о конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (дискредитация, диффамация);

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, его продукции, работ, услуг (фирменного наименования, товарного знака и др.);

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Проявлением недобросовестной конкуренции является также ненадлежащая реклама, т.е. недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 2, 6 Закона о рекламе). Контроль в сфере рекламы возложен на антимонопольные органы (ст. 33 Закона о рекламе).

Законодательство зарубежных стран о недобросовестной конкуренции представлено главным образом законами о защите конкуренции: например, в США это гл. 15 Свода законов США, Закон о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополизма 1890 г., Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.; во Франции - ст. 1382, 1383 ФГК, Ордонанс N 86-1243 о свободе установления цен и свободной конкуренции" 1986 г.; в Германии - Закон о недобросовестной конкуренции 1909 г.; в Швейцарии - Федеральный закон о недобросовестной конкуренции 1986 г.; в Японии - Закон о запрете частной монополии и поддержании честной торговли 1947 г.; в Италии - ст. 2598-2601 ГК Италии; в Великобритании - Закон о конкуренции 1980 г.

Законодательство большинства стран не содержит определения понятия недобросовестной конкуренции, а оперирует перечнем конкретных видов конкурентных действий, признаваемых недобросовестными. Исключение составляет, например, Федеральный закон Швейцарии о недобросовестной конкуренции 1986 г., содержащий наряду с перечнем недобросовестных конкурентных действий общее определение понятия недобросовестной конкуренции - всякое поведение или коммерческая практика, вводящие в заблуждение или каким либо иным образом противоречащие обычаям доброй торговой практики и имеющие место в отношениях между конкурирующими субъектами или в отношениях субъектов коммерческой деятельности с клиентурой (ст. 2).

Недобросовестная конкуренция по законодательству большинства зарубежных стран влечет за собой ответственность: гражданско-правовую (возмещение убытков), административно-правовую (штраф), уголовную (вплоть до лишения свободы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.021 с.)