Глава 6. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей



 

§ 1. Понятие несостоятельности (банкротства)

 

Понятие несостоятельности (банкротства) определенным образом соотносится с понятием неплатежеспособности, которая может быть обусловлена разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной.

Относительная неплатежеспособность означает, что должник временно не обладает достаточными средствами для платежа. В этом случае конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.

Абсолютная неплатежеспособность имеет место, когда лицо при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Абсолютная неплатежеспособность должника, удостоверенная арбитражным судом, называется несостоятельностью (банкротством).

В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" используются как синонимы. В других странах эти термины могут иметь различное значение. Обычно банкротство рассматривается как наиболее серьезный случай несостоятельности, связанный с уголовно наказуемыми действиями должника, наносящими ущерб кредиторам. Последствия таких действий (в частности, последствия фиктивного и преднамеренного банкротства) предусмотрены п. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)"*(190), ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ и ст. 195, 196, 197 УК РФ.

Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 25, 65 ГК РФ, ст. 2, 3, 6 Закона о банкротстве).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии трех дополнительных признаков:

1) соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;

2) требования кредиторов к гражданину-должнику в совокупности составляют не менее 10 000 рублей;

3) сумма долгов гражданина превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

В основе признания банкротом должника-гражданина лежит критерий его неоплатности, означающий, что имущества, принадлежащего гражданину, недостаточно для полного удовлетворения требований кредиторов.

Юридическое лицо - должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии двух специальных признаков:

1) соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней);

2) требования кредиторов к юридическому лицу - должнику в совокупности составляют не менее 100 000 рублей, если иной размер не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет не менее 1000 МРОТ).

В основе признания банкротом должника - юридического лица лежит критерий его неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности.

Признаки банкротства можно подразделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации банкротства должника, и внешние, служащие основанием для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу.

К сущностным признакам относятся:

1) неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов;

2) превышение суммы обязательств гражданина-должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Эти признаки неочевидны, поэтому они устанавливаются арбитражным судом в ходе рассмотрения дела о банкротстве.

Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (наличия или отсутствия) сущностных признаков банкротства при наличии внешних (очевидных) признаков банкротства:

1) приостановления должником платежей в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;

2) величины требований кредиторов к должнику-гражданину не менее 10 000 рублей;

3) величины требований кредиторов к должнику - юридическому лицу не менее 100 000 рублей.

Наличие внешних признаков банкротства еще не означает собственно банкротства. Внешние признаки свидетельствуют лишь о неплатежеспособности должника и являются материально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. И только в ходе судебного разбирательства можно установить природу неплатежеспособности должника, сопровождается ли она наличием сущностных признаков банкротства или нет.

Закон о банкротстве содержит правила определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, которые необходимы для определения наличия признаков банкротства должника и числа голосов, принадлежащих кредиторам на собраниях кредиторов (ст. 4).

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются как на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, так и на дату введения каждой процедуры банкротства.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

а) размер денежных обязательств, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам; обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающими из такого участия;

б) размер обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Санкции не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

Размер денежных обязательств считается установленным, если соответствующие требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Размер обязательных платежей считается установленным, если соответствующие требования подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст. 6).

В случаях если должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п. 6 ст. 42, ст. 48-50, 71, 100).

 

§ 2. Источники правового регулирования несостоятельности (банкротства)

 

Исторически законодательство о банкротстве - это законодательство о банкротстве физических лиц. Начиная с конца XIX в. оно включает также нормы о банкротстве юридических лиц. Российское законодательство о банкротстве прошло три этапа в своем развитии: дореволюционный, советский и современный.

Дореволюционный этап характеризуется тем, что в основном это было законодательство о банкротстве физических лиц (Русская Правда, Уставы судопроизводства торгового и гражданского, Уставы о банкротстве 1800, 1832 гг. и др.); различалась несостоятельность торговая и неторговая, что оказывало влияние на признаки несостоятельности, на подсудность дел, на порядок судопроизводства по делам о несостоятельности, на последствия признания должника банкротом.

Советский период хотя и знал законодательство о банкротстве (гл. 37-39 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и некоторые другие акты), но это законодательство практически не применялось и не могло применяться, потому что плановая экономика и исключительно рыночный институт банкротства были объективно несовместимы.

Современный этап законодательства о банкротстве следует связывать с принятием Закона РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". В нем были восприняты основные тенденции развития законодательства о банкротстве, характерные для законодательства развитых стран. В то же время этот закон страдал рядом недостатков, затрудняющих его применение: не регламентировал особенности производства по делам о банкротстве; предусматривал в качестве критерия банкротства исключительно неоплатность должника; не дифференцировал нормы о банкротстве по категориям должников; узко определял круг лиц, которые могли быть признаны банкротами, и некоторые другие.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" были устранены указанные недостатки, но практика его применения выявила ряд иных проблем: недостаточное обеспечение интересов должника, а также государства; безответственность арбитражных управляющих; возможность широкого использования закона как средства для передела собственности и пр.

На устранение указанных недостатков было направлено принятие действующего Закона о банкротстве. Этот закон отличается от предыдущих значительно большим количеством статей (Закон 1992 г. - 51 статья, Закон 1998 г. - 189 статей, Закон 2002 г. - 233 статьи). Появились новые институты банкротства: процедура финансового оздоровления должника; саморегулируемые организации арбитражных управляющих; проверка обоснованности заявленных кредиторами требований в судебном заседании в целях введения процедуры наблюдения; переход из конкурсного производства во внешнее управление; банкротство стратегических организаций и ряд других.

Законодательство о банкротстве представлено множеством нормативных правовых актов разной юридической силы. Оно состоит как из общих законов (ГК РФ, АПК РФ и др.), так и из специальных законов (Закон о банкротстве, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(191), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"*(192), другие федеральные законы*(193)), а также из указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов регулирующего органа в сфере банкротства.

Закон о банкротстве является стержневым актом в системе законодательства о банкротстве. Этот закон является по преимуществу нормативным правовым актом прямого действия, хотя и содержит ряд положений, отсылающих к актам Правительства РФ и регулирующего органа. Закон о банкротстве является комплексным правовым актом, т.е. содержит в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с банкротством должника.

В связи с банкротством должника возникают двоякого рода отношения:

1) собственно отношения банкротства, которые возникают между должником и кредиторами и являются предметом гражданско-правового регулирования. Нормы гражданского права, регулирующие эти отношения, составляют институт частного права - конкурсное право. Правоотношения, возникающие при этом (правоотношения банкротства), представляют собой охранительное обязательство с активной множественностью лиц, реализуемое в арбитражно-процессуальной форме, характеризуемой как один из видов процессуального соучастия в арбитражном процессе*(194);

2) отношения, связанные с организацией процедуры банкротства и процесса по делу о банкротстве. Такие отношения возникают между субъектами конкурсного права (должником и кредиторами), с одной стороны, и публичными органами (в частности, арбитражным судом) - с другой и являются предметом публично-правового регулирования, в частности предметом арбитражного процессуального права. Процессуальное производство по делу о банкротстве, как порядок судебного рассмотрения дела о банкротстве, составляет конкурсный процесс. Законодательство о банкротстве содержит и другие нормы публичного права, например административного, регламентирующие отношения с участием регулирующего и контролирующего органов, функции которых возложены на Минэкономразвития России и Федеральную регистрационную службу.

Нормы Закона о банкротстве являются специальными, что подтверждается сравнительным анализом этих норм с нормами ГК РФ, АПК РФ и других федеральных законов.

Так, п. 4 ст. 61 ГК РФ установлено, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. А в п. 3 ст. 65 и п. 5 ст. 25 ГК РФ отмечается, что основания признания судом лица банкротом устанавливаются специальным Законом о банкротстве. Таким образом, в части оснований признания лица банкротом, включая порядок ликвидации юридического лица, нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам ГК РФ. В остальной части норм гражданского права, содержащихся в Законе о банкротстве, он должен соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ).

К числу общих законов, содержащих нормы о банкротстве, относится также АПК РФ, содержащий специальную гл. 28 "Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)". В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Аналогичное правило закреплено в ст. 32 Закона о банкротстве. В данном Законе содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу о банкротстве: от возбуждения производства до исполнения судебных актов. Таким образом, и в соотношении с нормами АПК РФ процессуальные нормы Закона о банкротстве являются специальными, т.е. нормы АПК РФ подлежат применению, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Нормы Закона о банкротстве являются специальными и в отношении норм других законов. Так, принудительное исполнение актов арбитражного суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных денежных средств между кредиторами и т.п.) осуществляется по правилам Закона о банкротстве, а не по правилам общего Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство подлежит приостановлению в случае возбуждения производства по делу о банкротстве должника, а в случае признания должника банкротом - прекращается (п. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве, ст. 63 Закона о банкротстве).

Специальный характер Закона о банкротстве проявляет себя и в соотношении с другими законами, например с Законом об акционерных обществах, поскольку в Законе о банкротстве предусмотрены специальные нормы о порядке размещения дополнительных обыкновенных акций должника (ст. 114), замещении активов должника (ст. 115) и некоторые другие.

Наряду с Законом о банкротстве действуют также Закон о банкротстве кредитных организаций и Закон о банкротстве субъектов естественных монополий (действует до 1 июля 2009 г. - п. 2 ст. 232 Закона о банкротстве)*(195). В соотношении с указанными законами уже, наоборот, Закон о банкротстве выступает в качестве общего закона, а указанные законы являются специальными нормативными актами, нормы которых исключают действие норм Закона о банкротстве.

Определенную часть законодательства о банкротстве составляют подзаконные нормативные акты, которые направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротстве и других федеральных законов. В основном это акты Правительства РФ и акты регулирующего органа, предусмотренные ст. 29 Закона о банкротстве. Указанные акты регулируют материальные и связанные с ними процедурные (не процессуальные) отношения с участием должников - юридических лиц, проходящих процедуру банкротства. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 260 "О мерах по реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(196), постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства"*(197).

Формированию единообразной практики применения законодательства о банкротстве способствуют постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, в частности постановления: от 8 апреля 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от 15 декабря 2004 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от 22 июня 2006 г. "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", от 22 июня 2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"*(198).

Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ нередко принимаются информационные письма, в которых содержатся обзоры практики рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, даются разъяснения по применению законодательства о банкротстве. Например, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ принято информационное письмо от 26 июля 2005 г. "О порядке рассмотрения заявлений должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве"*(199).

Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства) в разных странах отличается особенностями. Эти особенности предопределяются, прежде всего, различиями экономических систем разных государств, например различиями в интенсивности государственного регулирования экономики. Соответственно и законодательство о банкротстве в одних странах направлено преимущественно на защиту интересов неплатежеспособного должника (продолжниковое законодательство), в других - на защиту интересов кредиторов (прокредиторское законодательство).

В механизме регулирования банкротства должен быть найден разумный баланс между созданием условий для сохранения действующих предприятий и гарантиями прав кредиторов. Однако следует понимать, что стабильность и устойчивый рост экономики далеко не всегда зависят от сохранения нежизнеспособных предприятий. Целесообразнее такие предприятия вывести из рынка, а не субсидировать их увядающую деятельность. Сохранение рабочих мест - это важная задача, однако цель должна оправдывать средства. Ведь лучше те же ресурсы направить на создание новых рабочих мест, а не поддерживать застойную ситуацию*(200).

Исторически сложилось так, что во всех странах, включая страны прецедентного права, источниками правового регулирования отношений банкротства являются законодательные акты. Это не случайно. Дело в том, что отношения несостоятельности - это следствия отношений, связанных с неисполнением обязательств (обязанностей) должника, которые урегулированы на уровне законов, Гражданских и Торговых кодексов.

Понижение уровня правового регулирования отношений банкротства означало бы заведомое недействие подзаконных актов как противоречащих закону. Поэтому для создания специального режима неисполнения обязательств (обязанностей) неплатежеспособным должником необходимо установление изъятий из предусмотренного общими законами порядка, которые могут быть установлены только специальным законом или специальными нормами кодексов*(201).

Законодательство о банкротстве (наряду с налоговым законодательством, законодательством о приватизации и национализации и некоторыми другими нормативными массивами) во всех развитых странах является одним из ключевых регуляторов экономической системы, с помощью которого решаются стратегические задачи социально-экономического развития страны. Как отмечает Г. Ласк, "после каждой серьезной депрессии сенат Соединенных Штатов вновь изучал законодательство о несостоятельности"*(202).

Во Франции нормы о несостоятельности сосредоточены в книге VI ФТК 1999 г., которая состоит из двух титулов. В первый титул включены правила предупреждения трудного экономического положения должника, а также правила о порядке дружественного урегулирования отношений между должником и его кредиторами, связанных с таким положением должника. Во втором титуле содержатся правила, регламентирующие судебный порядок восстановления и ликвидации предприятий. Французская система регулирования банкротства характеризуется явно выраженной продолжниковой направленностью, предпочтение оказывается реабилитации предприятия должника*(203).

В Германии источником правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, является Положение о несостоятельности от 5 октября 1994 г., вступившее в действие с 1 января 1999 г. Положение регулирует весь комплекс отношений несостоятельности: возбуждение производства по делам о банкротстве и его последствия; управление имуществом должника и порядок его реализации; порядок удовлетворения требований кредиторов; отдельные виды производства по делам о банкротстве; международное право несостоятельности.

Германская система регулирования банкротства характеризуется прокредиторской направленностью. В § 1 Положения о несостоятельности следующим образом определены цели производства по делам о банкротстве: "Производство по делам о несостоятельности предназначено для совместного удовлетворения требований кредиторов путем реализации имущества должника и распределения выручки или согласования на основе конкурсного плана особого порядка, имеющего своей целью, в частности, сохранение предприятия".

В Великобритании единый порядок регулирования банкротства установлен Законом о несостоятельности 1986 г. Английское законодательство предусматривает режим управления с целью реабилитации должника, однако этот режим мало применяется, так как обычно блокируется кредитором, обладающим "правом плавающего обеспечения" на все активы должника*(204). Таким образом, английское законодательство о банкротстве также является прокредиторским.

В США отношения несостоятельности регулируются федеральным Законом о банкротстве 1978 г. Процессуальное производство по делам о банкротстве регламентируется также Правилами о процедурах банкротства, принятыми Верховным судом США. Законодательство о банкротстве США относят к продолжниковому, поскольку в его основе лежит реорганизационная идея, предоставляющая должнику, попавшему в тяжелое финансовое положение, возможность освободиться от долгов и начать все с начала.

 

§ 3. Субъекты несостоятельности (банкротства)

 

Субъектами отношений, возникающих в связи с банкротством должника (как частных, так и публичных), являются должник, кредиторы, арбитражные управляющие и ряд других лиц.

Круг лиц-должников, которые могут быть признаны банкротами, определен непосредственно в ГК РФ (ст. 25, п. 1 ст. 65), а также указан в Законе о банкротстве (п. 2 и 3 ст. 1, п. 2 ст. 231). К ним относятся:

1) индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, пока не введены в действие, поэтому данные граждане не могут быть признаны банкротами. Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут введены в действие со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве);

2) юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Исключение некоторых юридических лиц из числа лиц, которые могут быть признаны банкротами, объясняется следующим.

Казенные предприятия, хотя и отнесены законодателем к коммерческим организациям, практически полностью контролируются собственником (государством), который несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий при недостаточности их имущества (ст. 115 ГК РФ).

Применительно к учреждениям, являющимся некоммерческими организациями, действует по существу такое же правило: при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ).

Сложнее объяснить, почему политические партии и религиозные организации, являющиеся собственниками имущества, переданного им их членами, не могут быть признаны банкротами. Особенно если иметь в виду то, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК РФ). Возможно это изъятие объясняется особой ролью политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением повышенных гарантий идеологического и религиозного многообразия в нашем обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ).

Кредиторы - это широкое понятие, охватывающее всех лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Таким образом, понятие кредитора по Закону о банкротстве, с одной стороны, уже, чем в ГК РФ, так как не включает в себя кредиторов по товарным обязательствам, а с другой - шире, чем в ГК РФ, так как охватывает работников и лиц, предъявляющих требования по налогам.

В рамках общей категории кредиторов Закон о банкротстве выделяет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Конкурсные кредиторы - это гражданско-правовые кредиторы по денежным обязательствам. Однако к ним не относятся кредиторы с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда, о выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по требованиям, вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований*(205).

Требования кредиторов отражаются в реестре требований кредиторов, который содержит сведения о каждом кредиторе, размере его требования к должнику, очередности удовлетворения каждого требования, основаниях возникновения требований кредиторов. Обязанность вести реестр требований кредиторов возлагается на арбитражного управляющего или на реестродержателя, привлекаемого на основании решения собрания кредиторов и договора, заключаемого реестродержателем с арбитражным управляющим.

Кредиторы в деле о банкротстве не вправе обращаться к должнику об удовлетворении их требований в индивидуальном порядке, так как Закон о банкротстве предусматривает определенную очередность удовлетворения требований кредиторов. Поэтому при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов.

Закон о банкротстве детально регламентирует правила созыва и проведения собрания кредиторов, принятия решений на нем (ст. 12-15). Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждый из них обладает на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру его требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представители работников должника, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Созыв и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов они были надлежащим образом уведомлены.

Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные Законом о банкротстве (п. 3 ст. 14), оно может быть проведено лицами, требующими его созыва. Это может быть комитет кредиторов; конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, размер требований которых составляет не менее 10% общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; одна треть от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 14). Такие правила предусмотрены в целях защиты прав мелких кредиторов.

Собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Решения на собрании кредиторов принимаются простым большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Пунктом 2 ст. 15 Закона о банкротстве предусмотрены исключения из этого правила. По указанным в нем наиболее важным вопросам (избрание комитета кредиторов, введение той или иной процедуры банкротства и др.) решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов кумулятивным голосованием из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства; представляет интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего; реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия (ст. 17-18 Закона о банкротстве). Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, решение об образовании комитета кредиторов может не приниматься.

Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее трех и более 11 человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

Ключевой фигурой процесса банкротства является арбитражный управляющий, который под контролем собрания (комитета) кредиторов, саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО), регулирующего органа и арбитражного суда реализует цели процедур банкротства: наблюдения (временный управляющий), финансового оздоровления (административный управляющий), внешнего управления (внешний управляющий), конкурсного производства (конкурсный управляющий).

Арбитражные управляющие отбираются на конкурсной основе и утверждаются (назначаются) арбитражным судом (ст. 45). Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем два года, сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, прошел стажировку сроком не менее шесть месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Арбитражным управляющим не может быть лицо, заинтересованное в отношении должника или кредиторов (ст. 19).

Арбитражный управляющий должен заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Договор должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 млн рублей в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней со дня его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20).

Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих определены ст. 20, 23-26 Закона о банкротстве, а также нормами о соответствующих процедурах банкротства, цели которых призваны реализовать арбитражные управляющие.

Арбитражный управляющий должен быть членом одной из СРО. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - это некоммерческая организация, основанная на членстве, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности своих членов - арбитражных управляющих. Для включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих, ее члены должны участвовать не менее чем в 100 процедурах банкротства, за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена должен быть сформирован компенсационный фонд СРО или создано общество взаимного страхования. На указанные средства может быть обращено взыскание только по обязательствам СРО и ее членов - арбитражных управляющих, связанным с осуществлением деятельности, предусмотренной Законом о банкротстве. Функции, права и обязанности СРО определены ст. 21,22 Закона о банкротстве.

Закон о банкротстве определяет органы, призванные осуществлять государственную политику в сфере финансового оздоровления и банкротства (ст. 29):

- Правительство РФ;

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления.

Так, Правительство РФ в соответствии с Законом о банкротстве:

- определяет уполномоченные органы представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам;

- определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами в арбитражный суд;

- определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических организаций*(206);

- осуществляет координацию деятельности представителей различных государственных органов как кредиторов;

- утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

- утверждает правила деятельности СРО;

- осуществляет иные полномочия.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства и финансового оздоровления организаций возложены на Минэкономразвития России*(207), определяющее:

- порядок принятия решения о признании банкротом стратегической организации;

- порядок выбора уполномоченным органом СРО при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;

- порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов.

Функции по контролю деятельности СРО возложены на Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация), находящуюся в ведении Минюста России*(208). Росрегистрация:

- осуществляет контроль за соблюдением СРО законодательства;

- обращается в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.099 с.)