Глава 10. Государственная регистрация предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Государственная регистрация предпринимательства



 

Государственная регистрация лица в качестве предпринимателя - это акт уполномоченного органа, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении ими деятельности, а также иных сведений о предпринимателях.

Государственная регистрация является важной составной частью государственного регулирования и контроля над экономикой. Благодаря государственной регистрации, во-первых, производится учет предпринимателей, систематизация видов и организационно-правовых форм их деятельности, а во-вторых, государство таким образом контролирует важнейшие корпоративные процессы: создание, внесение изменений в учредительные документы, реорганизацию и ликвидацию. Наконец, государственная регистрация служит информационным целям самих предпринимателей, позволяя им в условиях рыночной экономики получать необходимые сведения о своих партнерах и конкурентах, наименованиях фирм и т.п.

Государственная регистрация является второй после учреждения, заключительной стадией в процессе создания предпринимателя. Гражданин или группа граждан не могут начать или вести предпринимательскую деятельность без регистрации. Нарушение этого правила преследуется законом. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации квалифицируется как правонарушение, а доход, полученный от такой деятельности, подлежит взысканию в бюджет. Кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает, что осуществление подобной деятельности наказывается административным штрафом в размере от 500 до 2000 рублей. В определенных случаях те же действия рассматривают как уголовное преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 171 УК РФ. Сюда относятся:

- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения;

- причинение данным деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряжение с извлечением дохода в крупном размере. Если те же действия совершены организованной группой или сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере, это квалифицируется по ч. 2 ст. 171 УК РФ. Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 250 тыс. рублей, а доходом в особо крупном размере - доход, превышающий 1 млн рублей.

Кроме указанных публичных функций, государственная регистрация имеет значение для формирования гражданской правосубъектности предпринимателей и является одним из признаков предпринимательской деятельности. В настоящее время государственная регистрация предпринимателей производится Федеральной налоговой службой. Правовое регулирование процесса регистрации подробно представлено рядом законодательных актов, среди которых, в первую очередь, можно выделить нормы ГК РФ, где закреплены общие нормы и принципы регулирования правовых отношений в этой области. Центральное место среди специальных актов, посвященных государственной регистрации, занимает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(372).

Все сведения о государственной регистрации предпринимателей учитываются государством. Для этого в Российской Федерации ведутся специальные государственные реестры: Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"*(373), а также постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439"*(374).

Ведение Реестров подчинено специальным правилам и общим принципам, методам, для чего разработаны и установлены единые формы ведения Реестров. Реестры являются федеральными информационными ресурсами и содержат в основном открытую для использования информацию. Они ведутся на бумажных и электронных носителях, но при несоответствии между ними приоритет имеют записи на бумажных носителях. В Едином государственном реестре юридических лиц отражены следующие основные сведения:

- полное и сокращенное наименование;

- организационно-правовая форма;

- адрес, т.е. место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа;

- способ образования (создание или реорганизация);

- сведения об учредителях (участниках) юридического лица (для акционерных обществ указываются также сведения о держателях реестров их акционеров);

- подлинники или нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов;

- сведения о правопреемстве;

- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, или - в особых случаях - дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

- способ прекращения деятельности юридического лица;

- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также его паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика;

- сведения о лицензиях (представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения);

- сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

- идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

- номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда РФ; в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ; в территориальном фонде обязательного медицинского страхования (предоставляются органами государственных внебюджетных фондов не позднее пяти дней с момента регистрации предпринимателей в качестве страхователей);

- сведения о банковских счетах юридического лица (предоставляются банками не позднее пяти дней со дня открытия счетов).

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. При изменении указанных сведений вся ранее внесенная информация сохраняется. Кроме того, на каждого предпринимателя заводится специальное регистрационное дело, в котором содержатся все документы, представленные в регистрирующий орган. Такое дело является частью единого государственного реестра.

Сведения государственных реестров являются открытыми и общедоступными, составляют единую информационную базу, представленную в том числе в сети Интернет, где существует информационный сайт указанных Реестров*(375). Предоставление сведений и документов реестра осуществляется на платной основе в размере, специально установленном Правительством РФ, средства от чего используются в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации. Сведения и документы предоставляются заинтересованным лицам в виде: выписки из реестра; копии документа; справки об отсутствии запрашиваемой информации, - а их форма и порядок устанавливаются Правительством РФ. Срок предоставления сведений и документов не может составлять более пяти дней, а отказ в предоставлении сведений и документов государственного реестра не допускается.

Вместе с тем часть сведений недоступна или ограничена для широкого использования, как, например, сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, сведения о банковских счетах предпринимателей, которые могут предоставляться только органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в особом порядке. Это ограничение, однако, не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Последние предоставляются только на основании запроса непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, который обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность, а регистрирующий орган в дальнейшем по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получавших сведения о его месте жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает определение, с одной стороны, сроков и места регистрации и, с другой, порядка предоставления необходимых для регистрации документов, регулирование вопросов регистрации отдельных видов юридических лиц. В соответствии со ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц государственная регистрация должна быть проведена в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Регистрация индивидуального предпринимателя проводится по месту его жительства. Заинтересованные лица представляют необходимые документы непосредственно в регистрирующий орган или направляют их по почте. Правительство РФ определяет специальные требования к оформлению таких документов.

Заявителями при регистрации юридических лиц являются: руководитель его постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица (при создании юридического лица); руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (при ликвидации юридического лица); иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом, или актом уполномоченного государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Заявителем при регистрации индивидуального предпринимателя является физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Представляемые на регистрацию документы сопровождаются заявлением, удостоверенным подписью заявителя*(376), засвидетельствованной нотариально, в котором он обязательно указывает свои паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика. Датой представления документов на регистрацию является день их получения регистрирующим органом. Последний должен выдать заявителю в день получения документов расписку, в которой указываются перечень документов и дата их получения регистрирующим органом. Если документы направлены в регистрирующий орган по почте, расписка должна быть выслана заявителю по указанному им адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных на регистрацию документов и не вправе требовать дополнительного нотариального заверения или представления иных документов, кроме тех, которые установлены Законом о регистрации юридических лиц. После принятия регистрирующим органом решения о регистрации соответствующая запись вносится в государственный реестр, что и является моментом государственной регистрации предпринимателя. Далее регистрирующий орган обязан не позднее одного рабочего дня выдать или направить по почте заявителю документ - свидетельство о государственной регистрации, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма указанных свидетельств и требования к ним утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"*(377). Затем в срок до пяти рабочих дней с момента регистрации регистрирующий орган представляет соответствующие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации предпринимателя в качестве страхователя.

Закон о регистрации регулирует следующие процедуры государственной регистрации:

- регистрация юридических лиц при их создании;

- регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации;

- регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведениях о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;

- регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением из реестра в связи с решением регистрирующего органа;

- регистрация индивидуальных предпринимателей.

При государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган необходимо представить: заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные документы достоверны, при создании юридического лица соблюден установленный порядок*(378), решение о создании юридического лица (протокол, договор или иной документ в соответствии с законодательством РФ); учредительные документы; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.

Для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, заявитель представляет: заявление о регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют необходимым требованиям, что сведения в них достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Такая регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В том случае, если место нахождения вновь возникающих юридических лиц отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ. Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в реестр запись о прекращении их деятельности после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о регистрации вновь возникших юридических лиц.

Различные способы реорганизации требуют своего особого порядка государственной регистрации. Так, реорганизация, проведенная в форме преобразования, считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация, проведенная в форме слияния, считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность. Реорганизация в форме разделения завершается с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

В свою очередь, для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, представляют:

а) заявление, в котором подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным требованиям, сведения из учредительных документов и в заявлении достоверны;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, представляется только подписанное заявителем заявление о внесении необходимых изменений. Если внесение изменений в сведения о юридическом лице вызваны переменой места нахождения юридического лица, регистрирующий орган после внесения записи в реестр пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Учредители, участники или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны письменно в трехдневный срок уведомить регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации, после чего этот орган вносит в реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Далее учредители уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Для регистрации в этом случае представляются: заявление, подтверждающее соблюдение порядка ликвидации, завершение расчетов с кредиторами (в особых случаях ликвидация должна быть согласована с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами); ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.

В случае применения к должнику процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение суда о завершении конкурсного производства. Ликвидация считается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган обязательно публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, которое 12 месяцев не представляло документы отчетности о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность - недействующим юридическим лицом и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. При наличии одновременно всех этих признаков регистрирующий орган принимает решение об исключении юридического лица из Реестра. Такое решение публикуется в органах печати в течение трех дней. Одновременно с ним публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами в адрес недействующего юридического лица. Заявления должны быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Регистрация индивидуальных предпринимателей подчиняется общим требованиям о регистрации, но с некоторыми исключениями, что нашло свое отражение в специальном разделе Закона о регистрации юридических лиц. Сведения об индивидуальных предпринимателях также содержатся в Едином государственном реестре - это: фамилия, имя и отчество; пол; дата и место рождения; гражданство; место жительства в Российской Федерации; данные основного документа, удостоверяющего личность; вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства, лица, временно или постоянно проживающего в Российской Федерации; дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий реестр записи об указанной регистрации; дата и способ прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; сведения о лицензиях; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования; сведения о банковских счетах.

Гражданин представляет в регистрирующий орган: заявление; копию своего основного документа; копию свидетельства о рождении; подлинник или копию документа, подтверждающего адрес места жительства; документ об уплате государственной пошлины. Сроки такой регистрации являются общими и не содержат каких-либо исключений. Особо регулируются случаи регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства. Они представляют документ, удостоверяющий их личность, а также копию документа, подтверждающего право постоянного проживания в Российской Федерации.

В том случае, если регистрируемый гражданин не достиг или не имеет необходимого гражданского совершеннолетия, закон также выдвигает дополнительные требования. Так, несовершеннолетнему необходимо представить нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности, либо копию свидетельства о заключении брака, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении его полностью дееспособным.

Основания отказа в регистрации индивидуального предпринимателя ограничены законом - это случаи, когда: не утратила силу его предыдущая регистрация, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его прежней деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который он лишен права заниматься предпринимательской деятельностью.

Установленный в законодательстве заявительный порядок регистрации предпринимателей предполагает, кроме всего прочего, выработку четких критериев, по которым государственный орган может отказать в регистрации. Тем самым уже на этапе организации предпринимательской деятельности реализуется один из важнейших принципов современной рыночной экономики - свобода предпринимательства. Деятельность государственного регистрирующего органа полностью исключает с его стороны оценку необходимости учреждения предпринимателя или оценку целесообразности той или иной предпринимательской деятельности. Отказ в регистрации в соответствии со ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц допускается только в случаях:

- непредставления указанных в законе документов или

- представления их в ненадлежащий орган, или

- если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица. Формы решения об отказе в государственной регистрации и требования к их оформлению утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Решение об отказе должно быть принято в сроки, предусмотренные для регистрации юридических лиц, и должно содержать серьезные основания с обязательной ссылкой на допущенные нарушения. Отказ в регистрации предпринимателя может быть обжалован в судебном порядке. В случае признания судом недействительным акта об отказе в регистрации такое решение суда считается актом государственной регистрации организации и является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В том случае, если регистрирующий орган по своей вине допустил необоснованный отказ в регистрации, уклонялся от регистрации или нарушил установленный порядок регистрации, он несет ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного таким отказом. Статьей 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность регистрирующего органа за следующие нарушения законодательства о регистрации:

- несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в реестр предпринимателей;

- незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в реестре сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов.

Неправомерный отказ в регистрации предпринимателя либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются уголовным преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 169 УК РФ. Отказ в регистрации, совершенный в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно деяния, связанные с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии с ч. 2 ст. 169 УК РФ. При этом под крупным понимается ущерб, превышающий 250 тыс. рублей.

Отдельными федеральными законами установлены особые процедуры регистрации некоторых видов юридических лиц, как, например, регистрация кредитных и страховых организаций. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"*(379) все сведения о субъектах страхового дела подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Порядок ведения такого реестра устанавливается органом страхового надзора. В другой реестр, который также подчинен этому органу, заносятся сведения об объединениях субъектов страхового дела (на основании представляемых в орган страхового надзора копий свидетельств о государственной регистрации таких объединений и их учредительных документов). Далее, орган страхового надзора публикует в определенном им печатном органе сведения из Единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела для открытого использования этой информации. Таким образом, в регулировании страховых отношений ведение специальных реестров является составной частью страхового надзора наряду с лицензированием деятельности субъектов страхового дела и аттестацией страховых актуариев.

Особый порядок регистрации банков и других кредитных организаций определен в банковском законодательстве*(380). Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимает Банк России. Он также осуществляет взаимодействие по вопросам регистрации с ФНС России, ее подразделениями и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Регистрация кредитных организаций осуществляется в следующем порядке. До момента представления документов на регистрацию Банк России устанавливает возможность использования фирменного наименования кредитной организации. После этого учредители могут направить в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению будущей кредитной организации соответствующие документы. Территориальное учреждение выдает заявителям письменное подтверждение о получении таких документов и при отсутствии замечаний направляет положительное заключение в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. Департамент рассматривает полученные документы в срок до шести месяцев, принимает решение о регистрации кредитной организации и в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный государственный регистрирующий орган по месту нахождения кредитной организации документы, предусмотренные Законом о регистрации юридических лиц. Государственный регистрирующий орган обязан после этого сообщить территориальному учреждению Банка России о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации и данные свидетельства о государственной регистрации. Затем территориальное учреждение направляет в Банк России уведомление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации с указанием в нем основного государственного регистрационного номера кредитной организации и даты его присвоения. После чего Банк России вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об основном государственном регистрационном номере кредитной организации и о дате его присвоения.

Как видим, в этих случаях процедура регистрации тесно связана с получением коммерческой организацией профессиональной лицензии на занятие тем или иным видом деятельности. Причем если обычно получение лицензии только дополняет возможности организации в осуществлении своей общей правосубъектности, то здесь лицензируемая деятельность представляет собой основное содержание деятельности такой организации - банка или страховой компании.

Вместе с тем выдача профессиональной лицензии по своей юридической природе является административным актом и опосредует административные отношения, что не заменяет гражданско-правовые отношения по приобретению предпринимателем гражданской правосубъектности. Последнее возможно только благодаря общей процедуре государственной регистрации предпринимателей. Именно поэтому получение лицензии даже в этих особых случаях не замещает и тем более не заменяет государственной регистрации предпринимателей, а только следует за ней. Это, безусловно, доказывает главенство общей процедуры государственной регистрации над процедурой получения лицензии.

Кроме того, необходимо дать правовую оценку специальному учету кредитных и страховых организаций, который проводится, помимо государственных реестров предпринимателей, в Книге государственной регистрации кредитных организаций в Банке России и в Едином государственном реестре субъектов страхового дела и реестре объединений субъектов страхового дела, который ведет орган страхового надзора. Прежде всего отметим, что такой учет не исключает внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Тем самым законодатель подчеркивает, что ведение Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей является более общей процедурой по отношению к специальному учету предпринимателей. Если ведение государственного реестра подчинено общегосударственным задачам, то ведение специальной книги учета или специального реестра выполняет скорее ведомственную функцию. Именно поэтому специальный учет отдельных видов предпринимателей имеет локальное значение и не исключает, а только дополняет проводимый государством общий учет - регистрацию всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.044 с.)