Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества
История правового регулирования приватизации в России исчисляет почти два десятилетия. Впервые о приватизации на законодательном уровне было заявлено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде*(529). Хотя само понятие приватизации в этом акте и не было сформулировано, однако в соответствии с Основами арендаторам было предоставлено право выкупа арендованного имущества. В дальнейшем был принят Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий"*(530), который не вступил в юридическую силу в связи с распадом Советского Союза. Концептуальное регулирование приватизации в России началось в 1991 г. За это время российский законодатель трижды принимал базовые законы о приватизации, с каждым из которых можно связывать начало очередного этапа приватизационного процесса. В 1991 г. был принят Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"*(531). В соответствии с этим Законом и была проведена крупномасштабная приватизация значительной части государственного и муниципального имущества. Второй этап регулирования приватизации связан с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"*(532). Вступление в силу этого Закона стало возможным после завершения этапа массовой приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация, осуществляемая в соответствии с этим Законом, вошла в более спокойное и планомерное русло*(533). Современное регулирование приватизации государственного и муниципального имущества базируется на положении ст. 217 ГК РФ, в соответствии с которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом законы о приватизации являются специальными по отношению к ГК РФ, т.е. положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с указанными нормами и был принят третий приватизационный закон - Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(534). В России сложилась система приватизационного законодательства, в которой регулирование приватизации осуществляется в двух сферах. В жилищной сфере приватизация урегулирована Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"*(535). Что касается приватизации имущества "коммерческого" предназначения, то соответствующие отношения регламентированы Законом о приватизации. Об этом пойдет речь в настоящей главе. В систему приватизационного законодательства входят и иные законы, однако нормы о приватизации, которые содержатся в этих законах, не должны противоречить Закону о приватизации. Как правило, в таких законах урегулированы особенности приватизации отдельных объектов или в определенных сферах хозяйственной деятельности. К числу таких законов относится Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"*(536), который определяет организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. Ряд норм, посвященных приватизации, содержится в ЗК РФ. Так, например, в ст. 29 данного Кодекса установлены особенности предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"*(537) атомные электростанции могут находиться исключительно в федеральной собственности. Особенности приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса устанавливаются Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(538).
Регулированию приватизации государственного и муниципального имущества посвящен и ряд подзаконных нормативных актов. После того как был принят Закон о приватизации, стремительно обновилась и подзаконная нормативная база, регламентирующая отношения приватизации. Были приняты, в частности, постановления Правительства РФ: от 26 апреля 2002 г. N 270 "О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества"*(539), от 9 июля 2002 г. N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества"*(540), от 22 июля 2002 г. N 549 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены"*(541), от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю"*(542), от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества"*(543), от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе"*(544), от 19 августа 2002 г. N 617 "Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества", от 25 сентября 2002 г. N 707 "О порядке реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(545), от 13 ноября 2002 г. N 815 "О внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия", от 28 ноября 2002 г. N 845 "О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг", от 11 декабря 2002 г. N 886 "Об отчуждении принадлежащих Российской Федерации акций закрытых акционерных обществ, долей в обществах с ограниченной ответственностью и вкладов в товариществах на вере"*(546), от 16 декабря 2002 г. N 894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия"*(547), от 25 декабря 2002 г. N 925 "О Российском фонде федерального имущества", от 23 января 2003 г. N 44 "О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")", от 14 февраля 2006 г. N 87 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества" и ряд других. На основе как ранее принятых Законов о приватизации, так и последнего приватизационного Закона сложилась довольно обширная судебно-арбитражная практика. Среди наиболее важных актов, принятых Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам приватизации, необходимо отметить следующие: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ: от 11 июня 1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества"; от 21 февраля 2001 г. N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"; от 5 сентября 2006 г. N 111 "О приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению".
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.004 с.) |