Цена как экономическая и правовая категория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена как экономическая и правовая категория



 

Соотношение цены и стоимости продукции, работ и услуг. В условиях рыночной экономики товарно-денежный характер имущественных отношений проявляет себя в полной мере. В чем бы ни выражались результаты предпринимательской деятельности, они предназначаются для реализации и потому поступают в коммерческий оборот, на рынок, в качестве товара. Товар - это стоимостная форма тех феноменов, которые являются объектами товарно-денежных имущественных отношений. Объекты, приобретающие форму товара, должны обладать некоторыми общими свойствами или признаками, позволяющими сопоставлять их, иначе вместо цивилизованной рыночной экономики существовала бы примитивная экономика, основанная на прямом непосредственном продуктообмене. Эти общие свойства или признаки товаров охватываются понятием стоимости. В классической политической экономии выделяют две разновидности стоимости товара: потребительную стоимость и просто стоимость, которую также называют меновой или оценочной стоимостью. Потребительная стоимость товара вбирает в себя общеполезные свойства объекта, его способность удовлетворять те или иные материальные или культурные потребности субъектов правовых отношений. Меновая стоимость (оценочная стоимость, просто стоимость) - это способность объекта подвергаться оценке, выражаемой в денежных единицах, что и позволяет сопоставлять один объект с иными объектами того же класса (вида) или с объектами других классов (видов), также способных подвергаться оценке в денежных единицах.

Стоимость объектов: вещей, работ, услуг, бездокументарных ценных бумаг, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и других - воплощается в некоем числе денежных единиц, именуемом ценой объекта. Иными словами, цена - это та стоимость объекта, или, точнее, та стоимостная оценка объекта, по которой он в качестве товара поступает в гражданский (коммерческий) оборот. Стоимость и цена - понятия, неразрывно связанные между собой. В этой взаимосвязи стоимость первична, цена вторична; цена отражает стоимость, но может отражать ее по-разному: может совпадать со стоимостью, а может быть ниже или выше стоимости.

Издавна сложилось общее мнение, что цена, как и стоимость, - это экономические категории; представляется, что это не совсем так. Если стоимость объекта формируется вместе с его формированием как товара, то цена объекта формируется с учетом конкретной рыночной ситуации - конъюнктуры, т.е. соотношения спроса и предложения на товары данного вида. Цена объекта - это не просто его стоимость, а выражение стоимости, определенное на момент поступления объекта на рынок для реализации как товара. Стоимость объекта переходит в цену объекта, когда этот объект переходит из экономического производственного отношения по его созданию в имущественное правовое отношение по его реализации. На этапе реализации стоимость объекта трансформируется в цену объекта, которую должен заплатить приобретатель. Для отчуждателя цена товара - это плата, которую он хотел бы получить за продаваемые им вещи (продукцию), выполняемые работы, оказываемые услуги.

Ввиду неразрывной связи цены со стоимостью объекта цена как элемент экономического производственного отношения является, конечно же, экономической категорией, но в то же время поскольку в цене отражается стоимость не просто объекта, а объекта, становящегося элементом правового отношения, постольку цена и правовая категория также. Поэтому самое правильное - признать цену экономической и правовой категорией одновременно, т.е. экономико-правовой категорией.

Таким образом, цена - это экономико-правовая категория, которая воплощает в себе стоимость объекта, поступающего как товар в гражданский (коммерческий) оборот; цена объекта - товара - это плата за продукцию, работы, услуги, которую отчуждатель получает от приобретателя; цена как плата за товар конкретизируется и закрепляется в распорядительных актах участников рынка: односторонних сделках, договорах и иных действиях.

Цена формируется на базе стоимости, а стоимость отражает прежде всего затраты на создание объекта; это затратная часть, или себестоимость объекта. Но затраты, воплотившиеся в объекте, - не единственный определитель стоимости. Стоимость включает в себя и долю прибыли, которую намеревается получить лицо, отчуждающее объект в коммерческом обороте. Та часть стоимости отчуждаемого объекта, которая превышает вложенные в объект затраты, называется прибавочной стоимостью. В стоимости любого объекта, предназначенного для реализации, могут быть выделены две составные части: затратная стоимость (себестоимость) и прибавочная стоимость (прибыль). Обе части стоимости в равной степени важны для предпринимателя: от реализации объекта он должен компенсировать свои затраты на его создание, и в то же время ему необходимо получить прибыль, без которой невозможно его существование как предпринимателя. Законодатель совершенно правильно указал в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ на систематическое получение прибыли как главную цель предпринимательской деятельности.

В некоторых случаях законодатель прямо указывает на структуру стоимости объекта. Так, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ "цена работы", составляющей предмет договора подряда, "включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение". Хотя ст. 709 ГК РФ озаглавлена "Цена работы" и это словосочетание повторено несколько раз в тексте статьи, на самом деле в данной статье речь идет о соотношении цены договора (договорной цены) в обязательствах по выполнению работ со стоимостью работ. Причитающееся подрядчику вознаграждение и его издержки - это стоимость (затратная плюс прибавочная) результата работы подрядчика. Стоимость может быть отражена полностью или частично в смете, составленной подрядчиком; заказчик может акцептовать (подтвердить) смету подрядчика, а может потребовать внесения в нее коррективов. И только в результате переговоров и согласования появляется цена, которая будет закреплена в договоре и воплотится в платеже, который получит подрядчик от заказчика.

Стоимость, цена, рентабельность. Формулировка п. 2 ст. 709 ГК РФ - это наиболее типичное и в то же время идеальное представление о цене, которая в идеале должна охватывать обе составные части стоимости. Но цены формируются под влиянием рынка и многих воздействующих обстоятельств; вполне реально может сложиться ситуация, когда цена, предусмотренная договором, не компенсирует все издержки подрядчика, не говоря уже о том, что при реализации объекта по цене договора он и прибыль может не получить.

Соотношение цены и стоимости, зависимость цены от стоимости в целом за отдельными изъятиями, о которых будет сказано ниже, лежит за пределами правового регулирования. Вместе с тем перевести это соотношение в правовую плоскость вполне возможно путем, например, установления рентабельности для изготовителей, подрядчиков, продавцов, т.е. для всех субъектов, осуществляющих деятельность по созданию и (или) реализации различных объектов. Рентабельность - это доля прибыли (прибавочной стоимости) в цене реализации товара. В дореформенный период до отказа от планирования производственных и финансовых показателей хозяйственных организаций показатели рентабельности утверждались для государственных предприятий; это означало, что цена реализации могла отклоняться от затратной части стоимости только в пределах норматива рентабельности, но во всяком случае не должна была превышать его.

Установление рентабельности ограничивает стимулирующее воздействие категорий стоимости и цены на эффективность предпринимательской деятельности, поэтому в пореформенный период от использования рентабельности в регулировании ценообразования отказались в принципе, сохранив показатель рентабельности только в отдельных случаях, в частности на железнодорожном транспорте для расчета ставок платы за пользование вагонами и контейнерами и ставок сборов за сопровождение, охрану, погрузку, выгрузку грузов, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов (25 и 35%)*(458).

В рыночной экономике рентабельность, т.е. прибыльность различных видов предпринимательской деятельности, не устанавливается директивным путем, а складывается объективно под влиянием различных экономических факторов. Субъект предпринимательской деятельности, конечно же, просчитывает рентабельность производства и реализации в условиях конкретной конъюнктуры. В погоне за прибылью и сверхприбылью капиталы инвестируются прежде всего в те отрасли экономики, где уровень рентабельности выше относительно других отраслей. Поскольку рентабельность за редким исключением не регламентируется со стороны государства, постольку соотношение стоимости и цены может быть каким угодно. Для агентов рынка, выступающих в качестве приобретателей, это соотношение при совершении коммерческих операций не имеет значения. Они сопоставляют предлагаемую отчуждателем объекта цену не со стоимостью объекта, а с установившейся на рынке средней, т.е. рыночной, ценой на аналогичные объекты при сравнимых обстоятельствах и прикидывают возможную рентабельность операции.

Как уже указывалось выше, только в отдельных исключительных случаях соотношение стоимости и цены переводится в правовое поле и приобретает определенное правовое значение. Так, согласно п. 2 ст. 947 ГК РФ при страховании имущества или предпринимательского риска страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость), если иное не предусмотрено договором страхования. Действительная или страховая стоимость страхуемого имущества или возможных убытков от предпринимательской деятельности - это своего рода стоимость объекта страхования, а страховая сумма в данном контексте - это базовая цена договора страхования, на основе которой рассчитываются: а) размер страховой премии, причитающейся страховщику (пп. 1 и 2 ст. 954 ГК РФ); б) размер страхового возмещения, подлежащего выплате страхователю или выгодоприобретателю при наступлении страхового случая. Превышение размера страховой суммы над страховой стоимостью допускается в тех случаях, когда имущество или предпринимательский риск страхуются от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками (ст. 952 ГК РФ).

Способы выражения цены. В отдельных видах договорных обязательств, связанных с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности, цена не только по-разному соотносится со стоимостью, но и получает выражение в своеобразных формах, отражающих специфику соответствующих правовых отношений.

Та же страховая премия в страховых обязательствах - это цена услуг, оказываемых страховщиком страхователю. Вознаграждение, подлежащее уплате комиссионеру (ст. 991 ГК РФ) или агенту (ст. 1006 ГК РФ), - это цена услуг, оказываемых комиссионерами и агентами своим клиентам. Проценты договорные в денежных обязательствах также по своей экономической сущности являются не чем иным, как стоимостью пользования денежными средствами, предоставляемыми одной стороной другой стороне по договорам займа, кредита, банковского вклада, по коммерческому кредиту; а с точки зрения правовой природы процентов это плата за услуги или цена услуги, заключающейся в предоставлении возможности пользоваться чужими денежными средствами на основе договора.

Согласно ст. 395 ГК РФ за неправомерное пользование чужими денежными средствами "подлежат уплате проценты на сумму этих средств". Вопрос о правовой природе данных процентов годовых вызвал в юридической литературе дискуссию*(459). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" последовательно проводится позиция, признающая проценты годовых по ст. 395 ГК РФ одной из форм гражданско-правовой ответственности за нарушение денежных обязательств - своеобразной разновидности законной неустойки*(460). Эта позиция обеспечивает единство судебной практики по спорам, связанным со взысканием процентов годовых по ст. 395 ГК РФ. Вместе с тем нельзя отрицать, что по своей экономической сущности проценты годовых по ст. 395 ГК РФ представляют собой стоимость денежных средств, которыми неправомерно пользуется другое лицо. Особенно наглядно эта функция процентов годовых проявляется в тех случаях, когда договором не предусмотрена неустойка за нарушение денежного обязательства, например при коммерческом кредите, либо когда неправомерное пользование чужими денежными средствами происходит вне рамок договора. Поэтому можно признать, что проценты годовых по ст. 395 ГК РФ являются платой за пользование чужими денежными средствами, т.е. установленной законом ценой денег, используемых одним лицом без согласия владельца (управомоченного лица) этих денег. По крайней мере, проценты годовых выполняют двойственную функцию: они играют роль санкции (законной неустойки) и наряду с этим являются платой (ценой) за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Двойственную функцию, кстати, выполняет и собственно неустойка, которая в одном аспекте проявляет себя как способ обеспечения обязательств, а в другом аспекте - как форма (мера) гражданско-правовой ответственности*(461).

При продаже дебиторской задолженности, реализация которой происходит в форме возмездного договора цессии (абз. 1 п. 1 ст. 382 и п. 4 ст. 454 ГК РФ), кредитор - обладатель права требования уступает это требование приобретателю с так называемым дисконтом, т.е. приобретатель платит отчуждателю плату не в объеме размера отчуждаемой дебиторской задолженности, а в меньшей сумме, за минусом дисконта, согласованного сторонами*(462). Отчуждаемое по возмездной цессии требование является предметом договора, а дисконт - ценой уступки требования.

В ряде других обязательственных правоотношений цена приобретает иные специфические формы выражения.

Тарифы как разновидность цен. В законодательстве и литературе сложилась лексикологическая традиция применять наряду с термином "цена", "цены" иные термины: "тарифы", "расценки", "ставки", "сборы". Эти термины применяются, главным образом, в сферах возмездного выполнения работ и возмездного оказания услуг для обозначения платы, причитающейся исполнителю за выполненные работы и оказанные услуги. Тариф, ставка, расценка, сбор - эта цена работы или услуги. Экономическое содержание и правовое значение этих терминов - то же самое, что и смысловое значение цены.

Тарифы, например, устанавливаются на перевозки, осуществляемые различными видами транспорта. Размеры тарифов на перевозки, работы и услуги, связанные с перевозками, указываются в специальных сборниках, называемых тарифными руководствами. Согласно ст. 2 УЖТ РФ "тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством РФ порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции"*(463). Аналогичные сведения содержатся в тарифных руководствах морского и речного транспорта. Так, согласно п. 3 ст. 4 КВВТ РФ федеральный орган исполнительной власти в области транспорта издает сборник правил и тарифов внутреннего водного транспорта*(464).

Субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг, устанавливают расценки на свои услуги, размер которых привязывается либо к затраченному времени, либо к иным показателям: например, расценки за один час работы или за один рабочий день и т.д. Если услуги выражаются в разных действиях, то оказывающая их фирма составляет перечень своих услуг и указывает расценки на них; документ, в котором перечисляются виды услуг и расценки на них, называется прейскурантом.

Синонимом термина "расценки" в аспекте размера платы за выполняемые работы или оказываемые услуги являются термины "ставка", "ставки". Например, организации, занимающиеся деятельностью по сдаче нежилых помещений в аренду, устанавливают размер платы за 1 кв. м в определенный период времени (день, месяц, квартал и т.д.); на основе этого показателя, называемого ставкой, рассчитывается размер арендной платы по договору.

Сбор - это также плата за работы или услуги. Согласно ст. 2 УЖТ РФ сбор - это ставка оплаты за дополнительные операции или работы, не предусмотренные по условиям перевозки; сбор взимается сверх тарифа.

Таким образом, все названные здесь термины - это не что иное, как цена, ее проявления в различных сферах предпринимательской практики; все, что с точки зрения правового регулирования относится к ценам распространяется на тарифы, расценки, ставки и сборы. Следует обратить внимание на то, что в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, связанные с ценами, используются различные варианты обозначения цены: "цены и тарифы", "цены (тарифы)" и т.п., что свидетельствует о том, что законодатель рассматривает тарифы, расценки, ставки, сборы как разновидности цены. Анализ законодательства о ценах охватывает и все возможные терминологические варианты понятия цены.

 

§ 2. Механизм ценообразования и виды цен

 

Учет факторов, предопределяющих величины цен. В любом случае ценовые величины (значения) устанавливаются в зависимости от каких-либо обстоятельств. В некоторых случаях создается видимость произвольного установления размера цены, но и в таких случаях цены, воспринимаемые как произвольные, устанавливаются вовсе не случайно. Например, при проведении публичных торгов в форме открытого аукциона по продаже произведений искусства, предметов антиквариата начальная цена продаваемых с аукциона предметов определяется путем сложнейших расчетов, при этом принимаются во внимание многие привходящие обстоятельства, и прежде всего просчитывается возможный спрос на эти предметы со стороны ценителей искусства и собирателей антиквариата.

Механизм образования цен может быть самым различным - от простого до сложных и комбинированных вариантов. Наиболее прост и понятен механизм ценообразования у организаций - изготовителей продукции. Они ведут строгий учет своих затрат в рамках одного производственного цикла, включая стоимость сырья, материалов, амортизацию оборудования, зданий и сооружений, расходы по заработной плате персонала, иных затрат, т.е. всего того, что образует затратную часть производства; делят получившуюся сумму на количество изготовленных в данном производственном цикле изделий и получают стоимость, называемую себестоимостью одного изделия.

К себестоимости приплюсовывается прибавочная стоимость, размер которой определяется с учетом сложившегося уровня рентабельности производства изделий и, конечно, с учетом состояния рынка. Из двух слагаемых: себестоимости и прибавочной стоимости - получается итоговая стоимость изделий, которая положена в основу продажной (отпускной) цены.

 

Стоимость итоговая = себестоимость + стоимость прибавочная;

 

Цена (price) = стоимость итоговая х q,

 

где q - поправочный коэффициент, который отражает, например, достигнутые договоренности с заказчиками (покупателями). Цены, которые устанавливаются посредниками (дистрибьюторами, дилерами, ритейлорами) и торгующими организациями (трейдерами), в большей степени ориентируются на рыночные цены.

Пример сложного механизма ценообразования - это определение цены бездокументарных эмиссионных ценных бумаг, размещаемых по открытой подписке в процессе публичной эмиссии (IPO - Initial Public Offer). Здесь речь идет о первичном рынке ценных бумаг. По действующему законодательству обществу-эмитенту не запрещается размещать дополнительные акции не по их номинальной цене, а по более высокой. Приняв решение о публичной эмиссии и публичном размещении дополнительных акций по открытой подписке, совет директоров общества-эмитента изучает рынок и обращается ко всем желающим приобрести эмитируемые акции с предложением подавать заявки на покупку того или иного пакета акций; как правило, совет директоров еще до выпуска дополнительных акций устанавливает ценовой интервал, в границах которого определяет окончательную цену размещения с учетом количества поданных заявок. При подготовке проведения IPO проводится большая и кропотливая работа по определению объема выпуска и цены размещения. Как правило, к этой работе привлекаются крупные консалтинговые компании, имеющие статус финансовых консультантов на рынке ценных бумаг.

После завершения размещения выпущенных ценных бумаг лица, приобретшие ценные бумаги общества-эмитента, могут отчуждать их на условиях, определяемых соглашением с контрагентом-покупателем. Это уже вторичный рынок ценных бумаг. Цены на ценные бумаги, реализуемые на вторичном рынке, всецело определяются конкретной конъюнктурой рынка ценных бумаг.

Весьма сложен механизм ценообразования в сфере капитального строительства. Себестоимость строительства складывается из различных затрат: на приобретение строительных материалов, оплату труда рабочих, оплату потребляемой энергии, оплату аренды кранов и машин и т.д. Во многих случаях для расчета себестоимости строительства используются прейскуранты предыдущих лет; эти цены пересчитываются по поправочным коэффициентам, которые рассчитываются с учетом состояния рынка специализированными организациями - так называемыми региональными центрами ценообразования в строительстве; таким способом определяется цена одного квадратного метра площади, которая становится базовой для дальнейших расчетов.

Виды цен. С точки зрения механизма ценообразования можно выделить виды цен в зависимости от того, какое участие в регулировании ценообразования принимает государство. Этот критерий позволяет разбить цены на две группы: регулируемые и нерегулируемые цены.

Регулируемые - это цены, в установлении которых принимает участие государство в лице компетентных органов государственной власти.

Регулирование ценообразования осуществляется государством в основном двумя способами. Первый способ - установление конкретных твердых цен на отдельные виды товаров (продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления). Производители и торгово-посреднические организации не вправе изменять твердые цены, установленные уполномоченными государственными органами. Такие цены в экономической и юридической литературе принято называть государственными. (Было бы точнее называть их непосредственно регулируемыми или установленными фиксированными ценами.)

Второй способ регулирования государством ценообразования заключается в том, что государственные органы не устанавливают твердые цены, предоставляя производителям и торгово-посредническим организациям возможность самим устанавливать цены на производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы и оказываемые услуги, но государство предусматривает определенные ограничения, направленные на недопущение чрезмерного роста цен. Например, фиксируются периоды времени, по истечении которых может производиться увеличение цен; могут устанавливаться размеры предельных надбавок (коэффициентов), с применением которых периодически пересчитываются базовые, т.е. действующие, цены. Предусматривая такие ограничения в законодательстве, государство осуществляет тем самым косвенное регулирование ценообразования.

Этот вид цен, которые устанавливают сами субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, но с учетом ограничений, предусмотренных в законодательстве, в литературе принято называть регулируемыми ценами. Как пишет И.В. Ершова, регулируемая цена - это "цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер"*(465). Точнее все же было бы говорить не об экономических и директивных мерах, а о мерах (ограничениях), предусмотренных в законодательстве, о косвенном регулировании государством механизма ценообразования. Поскольку размер регулируемой цены при реализации товара определяется все же самими участниками коммерческих операций с учетом требования законодательства, постольку механизм ценообразования в данном случае является сложным, комбинированным. Этот вид цен следовало бы называть косвенно регулируемыми ценами.

Вторая группа цен - это цены, не регулируемые государством ни непосредственно (установленные фиксированные цены), ни косвенно (косвенно регулируемые цены). Их следует называть "нерегулируемые цены". Они устанавливаются самими субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку нерегулируемые цены не испытывают на себе прямого воздействия со стороны государства, но испытывают на себе воздействие со стороны рынка, их еще называют свободными или рыночными ценами. Вместе с тем, как правильно отмечает К.Н. Нилов, свободные рыночные цены испытывают на себе воздействие со стороны экономической политики государства; например, такие меры, применяемые Правительством РФ, как дотации и компенсации затрат производителям, закупочные и товарные интервенции, кредитование на льготных условиях, налоговые льготы и др., оказывают влияние на уровень цен; эти меры направлены на стабилизацию цен и стимулируют хозяйствующих субъектов к снижению цен*(466).

Иногда в литературе нерегулируемые цены называют договорными, что представляется не совсем корректным, так как любые цены, кем бы они ни были установлены, применяются посредством заключения и исполнения договоров: либо цена конкретно фиксируется в договоре, либо, если договор считается заключенным без указания цены, стороны договора согласились применять цену, сложившуюся на рынке. Так что словосочетание "договорные цены" требует пояснений, имеются ли в данном случае в виду нерегулируемые или косвенно регулируемые цены.

В коммерческой практике и литературе применяется также такое понятие, как трансфертные цены. Под трансфертными ценами понимаются цены, которые сначала устанавливают изготовители продукции как отпускные цены; по отпускным ценам продукция передается посредникам (дистрибьюторам, дилерам, ритейлорам) для последующей реализации на рынке. Посредники применяют наценки, увеличивают отпускные цены и устанавливают свои цены на те же самые изделия, включая в цену дальнейшей реализации свои расходы и свой интерес, т.е. свою прибыль. Если продукция-товар движется на рынке по цепочке от одного посредника к другому, прежде чем дойдет до звена, реализующего товар конечному потребителю, то размер цены увеличивается в каждом звене реализации. Такая же картина наблюдается, в частности, в холдингах, где зависимость одного участника от другого позволяет холдингу манипулировать ценами внутри холдинга, выбирая наиболее выгодные с экономической точки зрения схемы и условия реализации. Такое ценообразование, при котором движение товара от одного лица к другому, а от него - к третьему и т.д. сопровождается увеличением цены на этот товар, называется трансфертным, а цены, устанавливаемые на различных участках движения товара, - трансфертными ценами. Естественно, что трансфертными ценами могут быть нерегулируемые либо в определенных рамках косвенно регулируемые цены. Ввиду того что применение трансфертных цен оказывает влияние на определение налоговой базы по налогу на прибыль, Правительство РФ предполагает ужесточить контроль за трансфертным ценообразованием; Минфину России поручено подготовить проект закона о контроле за трансфертными ценами*(467).

В коммерческой практике также используется понятие "базовые цены"; под базовой ценой понимается начальная цена, которая принимается за основу для расчета окончательной цены, закрепляемой в договоре. Например, цена продукции в договоре поставки может варьироваться в зависимости от того, каким образом распределяются между сторонами расходы по перевозке предмета поставки, иные расходы, связанные с доставкой товара от изготовителя (поставщика) к покупателю. Если по соглашению сторон все эти расходы ложатся на поставщика, они включаются в цену договора путем приплюсовывания к базовой цене. Обе стороны договора заинтересованы в сокращении дополнительных расходов, связанных с поставками товаров. В бизнесе сложилось направление, занимающееся оптимизацией поставок и перевозок. Это направление называется бизнес-логистикой или просто логистикой, а в тех случаях, когда для управления цепочкой поставок привлекаются профессиональные логистические фирмы, - логистическим аутсорсингом.

В практике международных поставок товаров выработались деловые обычаи, помогающие субъектам внешнеэкономической деятельности определять в контрактах взаимные права и обязанности по доставке товаров из одной страны в другую. Эти обычаи обобщены Международной торговой палатой (МТП) в периодически издаваемом ею своде, называемом "Правила толкования международных торговых терминов" (ИНКОТЕРМС). Условия, принимаемые согласно ИНКОТЕРМС за основу распределения расходов по доставке товаров между сторонами, принято называть базисными условиями поставки*(468).

Государственная политика в области ценообразования. В период проведения радикальных социально-экономических реформ был провозглашен отказ государства от участия в ценообразовании и от государственного регулирования цен как общий принцип экономической политики, допускающий вместе с тем отдельные исключения. Эта политика получила название политики либерализации цен*(469), она продолжается и в настоящее время, но с определенными коррективами. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 212 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" подчеркивается необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен в основном только на продукцию естественных монополий*(470).

Российское государство не может отказаться от регулирования цен вообще, поскольку одной из главных своих задач провозглашает повышение жизненного уровня и благосостояния населения. Благодаря государственному регулированию цен учитывается материальное положение малообеспеченных групп населения. Правительство РФ принимает во внимание такие факторы, как средний прожиточный уровень жизни граждан, минимальный и средний размеры заработной платы, размеры пенсионного обеспечения, стоимость так называемой потребительской корзины, удельный вес необходимых потребительских расходов в соотношении с доходами граждан.

Одна из основных задач экономической политики государства - сдерживание инфляции, т.е. недопущение опережающего роста цен на товары потребительского спроса по сравнению с ростом доходов населения. На протяжении достаточно длительного периода (примерно последние 20 лет) инфляция в нашей стране сохраняется на уровне выше среднего, что отрицательно сказывается на стабильности экономики и состоянии социальной сферы государства.

Значение четкой государственной политики в области ценообразования особенно остро проявилось осенью 2007 г., когда стали расти цены на продукты питания, а вслед за этим и на другие товары массового спроса*(471). И это при том, что в целом положение в экономике оставалось стабильным, нехватки продовольствия и других товаров вообще не было и не могло быть, тем более что урожай зерновых и продовольственных культур оказался в итоге больше, чем в 2006 г. И тем не менее цены повсеместно поползли вверх, стали распространяться слухи о возможном кризисе и предстоящем резком увеличении цен на продукты питания, что не могло не повлечь за собой появление ажиотажного спроса со стороны населения, стремившегося закупить как можно больше продуктов с целью создания дома запасов на случай кризиса.

Несмотря на всю серьезность положения, Правительство РФ не стало устанавливать ограничения и запреты на увеличение цен: такие меры противоречили бы законодательству и подрывали бы концепцию либерализации цен. Вместо этого из государственного резерва было выделено значительное количество зерна и муки для обеспечения непрерывной работы мукомольных, хлебопекарных и кондитерских организаций; такие меры принято называть зерновыми интервенциями. Рассматривались также предложения о снижении импортных таможенных тарифов на продукты питания, с тем чтобы простимулировать увеличение импорта продовольствия и за счет этого усилить конкурентное состояние рынка продовольствия в стране.

Были организованы встречи руководителей субъектов РФ, а также руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти с представителями деловых кругов, крупными предпринимателями, руководителями коммерческих организаций пищевой промышленности и торговли. На этих встречах обсуждалось создавшееся положение, рассматривались меры по обузданию инфляции. Самый главный результат этих встреч - достижение договоренностей о сдерживании роста цен. Представители промышленности (организаций-производителей) и представители торговли (ритейлоры) приняли на себя обязательства заморозить цены на социально значимые продукты (хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло, яйца) по крайней мере до 31 января 2008 г. На федеральном уровне соглашение о моратории на цены было подписано в Москве 24 октября 2007 г. представителями 30 компаний и ассоциаций*(472). Содержание данного соглашения отражено в постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2007 г. N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости"*(473). В этот период времени Правительство РФ и региональные власти должны были подготовить пакет мер, принятие которых помогло бы стабилизировать цены и остановить рост инфляции. 31 января 2008 г. с участием тех же компаний и ассоциаций было подписано соглашение о продлении вышеназванного моратория до 1 мая 2008 г.*(474)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.047 с.)