Общая характеристика государственного регулирования и контроля качества товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика государственного регулирования и контроля качества товаров



 

Решение проблемы качества продукции, работ и услуг является одним из факторов достижения успехов в социально-экономическом секторе любого государства. Об этом свидетельствует опыт промышленно развитых стран, сумевших наладить систему исполнения требований к производимой продукции, что предстоит сделать России, застрявшей пока в этой части на пути к цивилизованному рынку.

Качество всегда выступало наиболее объективным и обобщенным показателем научного, технического, экономического и социального прогресса. Сегодня это еще и показатель конкурентоспособности продукции, критерий ее соответствия лучшим мировым стандартам. Считается, что наиболее эффективным способом обеспечения качества производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг является применение различных механизмов управления, образующих систему так называемого технического регулирования. Ведущее место в этой системе должно отводиться государственному воздействию на сферы производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, поскольку саморегуляция отношений в указанных областях деятельности малоэффективна.

В нашей стране накоплен значительный опыт государственного управления качеством. Еще в период существования СССР использовались различные организационные, экономические, технические и правовые инструменты. Действовала развернутая система государственных стандартов, строительных норм и правил, создавались отделы технического контроля, институты представителей заказчика, отраслевые системы управления качеством продукции и т.п.

В постсоветской России система государственного управления качеством была построена на сочетании административных и частных (договорных) средств воздействия на поддержание качества производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. В основу указанной системы были положены механизмы стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений. Эти механизмы получили развернутую правовую регламентацию в специальных Законах:

Законе РФ "О стандартизации"*(444), Законе РФ "О сертификации продукции и услуг"*(445), Законе РФ "Об обеспечении единства измерений"*(446).

Прошедшие с начала формирования российской модели управления качеством годы показали слабую эффективность ее функционирования. Отечественная система управления качеством не отличалась единством регулирования, поскольку требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах и зачастую дублировали друг друга, не была гармонизирована с международной, и прежде всего с европейской, системой, что создавало дополнительные барьеры в сфере внешнеторговой деятельности, не обеспечивало равных условий для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке. Кроме того, в отличие от промышленно развитых стран с рыночной системой хозяйствования отечественная система контроля и надзора за исполнением требований к продукции действовала в основном в секторе производства, на промышленных предприятиях, а не в сбытовом секторе, т.е. соответственно на рынке товаров, работ и услуг.

Указанными обстоятельствами не в последнюю очередь продиктовано стремление законодателя к совершенствованию государственной системы управления качеством, поскольку в прежнем виде она не способствовала подъему качества отечественной продукции, не обеспечивала ее конкурентоспособности, препятствовала процессам интеграции страны в мировую экономику.

Важным шагом на пути совершенствования государственной системы управления качеством явилось принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании"*(447), с которого собственно и началось реформирование сложившейся системы стандартизации и сертификации товаров и услуг.

Закон о техническом регулировании призван регламентировать три группы отношений, которые складываются в сфере разработки, применения и соблюдения требований к продукции, выполняемым работам, оказываемым услугам.

Первую группу составляют отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Вторую группу образуют отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и использовании на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

Третья группа включает отношения, складывающиеся при оценке соответствия.

Действие Закона о техническом регулировании не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Законом о техническом регулировании также не регламентируются отношения, связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции), по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

Одним из центральных понятий, использованных для целей Закона о техническом регулировании, выступает понятие технического регулирования. Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Сам термин "техническое регулирование", и это следует из приведенного понятия, достаточно условен, поскольку по прямому своему назначению он чаще всего используется для обозначения действий по настройке или наладке какой-либо техники. В Законе под техническим регулированием понимается прежде всего правовое регулирование, т.е. процесс воздействия государства на отдельные группы общественных отношений при помощи норм права.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

С принятием Закона о техническом регулировании наиболее значительным изменениям подверглись сферы правового регулирования отношений, складывающихся по поводу стандартизации и сертификации продукции.

Изменения в области стандартизации сводятся к тому, что вводится институт технических регламентов, подлежащих безусловному применению, в то время как стандарты могут применяться изготовителем продукции только на добровольных началах.

Сфера правового регулирования отношений, связанных с сертификацией продукции, подверглась менее значительным изменениям. Закон о техническом регулировании предусматривает, что обязательная сертификация будет постепенно заменена на подтверждение соответствия в форме декларирования.

 

Технические регламенты

 

Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации).

Институт технических регламентов призван заменить институт государственных стандартов, также содержавших обязательные требования к производимой продукции.

Целями принятия технических регламентов являются:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных выше целей. Требования к содержанию и применению технических регламентов закреплены в ст. 7 Закона о техническом регулировании.

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений, а равно другие виды безопасности в целях, соответствующих принятию того либо иного технического регламента.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к ним и правила их идентификации в целях применения технического регламента, а также правила и формы оценки соответствия, определенные с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в формах, установленных Законом о техническом регулировании (абз. 2 п. 3 ст. 7). Это государственный контроль (надзор), аккредитация, испытания, регистрация, подтверждение соответствия, приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено. Перечень форм оценки соответствия не является исчерпывающим.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, за исключением случая, когда технический регламент содержит специальные требования к продукции, применяемые в отдельных местах ее происхождения, поскольку отсутствие указанных требований может привести в силу климатических и географических особенностей к недостижению целей принятия технического регламента.

Действующее законодательство определят необходимость установления техническими регламентами минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе мер по ограничению ввоза, использования, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающих биологическую безопасность, независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут полностью или частично использоваться международные и национальные стандарты.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента определен нормами, содержащимися в ст. 9 Закона о техническом регулировании.

Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства РФ, с учетом положений Закона о техническом регулировании и вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правом на разработку проекта технического регламента обладает по закону любое лицо.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона о техническом регулировании до 1 января 2010 г. должны быть приняты следующие технические регламенты, именуемые первоочередными:

- о безопасности машин и оборудования;

- безопасности низковольтного оборудования;

- безопасности строительных материалов и изделий;

- безопасности зданий и сооружений;

- безопасности лекарственных средств;

- безопасности лифтов;

- безопасности электрических станций и сетей;

- безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением;

- электромагнитной совместимости;

- безопасности колесных транспортных средств;

- безопасности изделий медицинского назначения;

- безопасности средств индивидуальной защиты;

- безопасности химической продукции;

- безопасности пищевых продуктов;

- безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе;

- безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах;

- безопасности упаковки.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляются в порядке, предусмотренном для разработки и принятия технических регламентов.

В исключительных случаях при возникновении обязательств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями к ней процессов необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без процедуры его публичного обсуждения, установленной правилами ст. 9 Закона о техническом регулировании.

Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.

 

Стандартизация

 

Под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Согласно Закону о техническом регулировании стандартам отводится вспомогательная роль. Они должны оказывать помощь производителю в выполнении требований, закрепленных в технических регламентах. Законом определены цели и принципы стандартизации, виды документов в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

В соответствии со ст. 11 Закона о техническом регулировании целями стандартизации являются:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Важнейшими принципами стандартизации выступают добровольный характер применения стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречили бы требованиям технических регламентов.

Согласно ст. 13 Закона о стандартизации к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций;

- своды правил.

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил входят в качестве элементов в национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты представляют собой стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Функции указанного органа в настоящее время исполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 2004 г. N 294*(448).

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия, под которым понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Правила разработки и утверждения национальных стандартов определены в ст. 16 Закона о техническом регулировании.

Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации относятся к нормативным документам по стандартизации и соответствуют ранее используемому в международной практике понятию регламента. Действующее законодательство о техническом регулировании не дает определения указанным документам. Правила разработки, принятия и регистрации норм по стандартизации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 4 июля 2001 г. N 258-ст*(449), действуют в части, не противоречащей гл. 3 Закона о техническом регулировании.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межправительственном обмене информацией. В перечень общероссийских классификаторов в социально-экономической области входит 31 их разновидность.

В их числе могут быть названы Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области устанавливается Правительством РФ.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, равно как и национальные стандарты, подлежат опубликованию. Порядок их опубликования определен Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 594*(450).

Стандарты организаций представляют собой документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарты также могут содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных и саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандартизации, установленных Законом о техническом регулировании, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом принципов стандартизации, определенных Законом о техническом регулировании.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

Своды правил представляют собой документы в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются предпринимателями на добровольной основе.

Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ на основе отдельных положений правил разработки и утверждения национальных стандартов.

 

Подтверждение соответствия

 

Подтверждение соответствия представляет собой документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договора.

Целями подтверждения соответствия являются:

- удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

- содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

- уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

- защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное подтверждение - в формах декларирования о соответствии или обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, в качестве которого может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются необходимые требования.

Система добровольной сертификации как совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или их группой.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.

Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации, который представляет собой обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Декларирование соответствия как одна из форм обязательного подтверждения соответствия осуществляется, в свою очередь, по одной из двух возможных схем:

- принятие декларации о соответствии на основании соответственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель, в качестве которого может выступать физическое или юридическое лицо, для подтверждения соответствия принимающее декларацию о соответствии или обращающееся за получением сертификата соответствия, самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основе собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной лаборатории, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), либо предоставляет системы качества объекта, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. Требования к оформлению декларации о соответствии определены в п. 5 ст. 24 Закона о техническом регулировании. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистрации в Едином реестре деклараций о соответствии в течение трех дней. Порядок формирования и ведения Единого реестра деклараций о соответствии, порядок регистрации деклараций, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение Реестра, определяется Правительством РФ. Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, и Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766*(451).

Обязательная сертификация, выступающая в качестве второй формы обязательного подтверждения соответствия, осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. В данном случае соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Функции органа по сертификации определены в п. 2 ст. 26 Закона о техническом регулировании. Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

В основу механизмов правового регулирования отношений, складывающихся по поводу сертификации, положена презумпция добросовестности производителя, который, самостоятельно осуществив все процедуры, установленные техническими регламентами, как бы дает потребителю гарантию того, что его товар, работа или услуга соответствуют всем необходимым требованиям.

В этом кроется известная опасность, ибо законодатель полагает, что отечественному производителю невыгодно поставлять на рынок некачественную продукцию. Для некоторых производителей это так и есть, но большая их часть, по меньшей мере в настоящее время, предпочитает деловой репутации сиюминутную прибыль.

Продукция, соответствие которой подтверждено требованиями технических регламентов в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании, маркируется знаком обращения на рынке. Указанный знак наносится в информационных целях, а его изображение устанавливается Правительством РФ.

 

§ 5. Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов, метрологический контроль и надзор

 

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Взяв курс на перевод продукции из-под обязательной сертификации под декларирование соответствия, законодатель между тем предусмотрел систему государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов, который осуществляется в форме проверки уполномоченными органами выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями установленных требований к продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При этом в отношении продукции государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии ее обращения, т.е. на товарных рынках.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), так и должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

До принятия Правительством РФ решения о передаче функций по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов федеральным органам исполнительной власти указанные функции выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии*(452). Полномочия органов государственного контроля (надзора) определены правилами ст. 34 Закона о техническом регулировании. Указанные органы вправе, в частности:

- требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.096 с.)